Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия эпохи Возрождения.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. VI. ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  5. VII. ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  6. Ақын-жыраулар философиясы
  7. А. Классическая немецкая философия
  8. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  9. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  10. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.

 

1) Общая характеристика эпохи возрожденя.

2) Реформация. Гуманиз эпохи возрождения.

3) Новая натур философия

4) Социальная философия эпохи возрождения.

 

Эпоха возрождения – это период бурного и всестороннего культурного развития с конца 14 века в северной Италии и распространившийся в Европе в 15-16 веках.

Возрождением эту эпоху назвали себя сами. Умерла прекрасная античная культура. Средневековье – страшное варварство по отношению к античности.

Возрождение как бы повторяет ценности античного мира. Но в абсолютно новых исторических условиях в связи с новыми социальными потребностями.

Эпоха возрождение – становление современного индустриального общества. В экономике происходит переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, становление рынка. Деньги становятся универсальной ценностью. Человек может заработать больше или меньше независимо от сословия и обычаев.

Это новое положение человека в обществе. Он получает возможность проявлять себя индивидуально. Идеал средневековья – подавить индивидуальность. Возрождение – Я могу, Я делаю, Я зарабатываю. Идеал – свободный авантюрист.

Отсюда возникает идея ценности человеческой личности, которая результировалась в новой религиозности. Возникновение Реформации – личные, непосредственные отношения человека с богом важнее института церкви.

 

Мартин Лютер (1483-1546гг) утверждает, что человеку не нужна церковь, чтобы быть спасённым. Не нужно читать молитвы латыни и носить подати в церковь. Переводит библию на немецкий. Богу не важен язык. Это суть протестантского отношения к богу – без священника, без церкви, без посредника.

 

Подрыв доминирования церкви.

 

1) Гуманизм (гуманистическим, гуманитарным образованием называлось светское образование, не церковное) – в философском смысле, это принятие прав человечество личности.

2) Антропоцентризм (Не атеизм, но акценты переносятся. Человек – вершина творения.)

3) Индивидуализм

 

Марсилио Фичино.

Человек – микрокосм. Любой человек ценен, как ценна вселенная. Человек безграничен и безграничны его возможности

Джаванни Пико Дела Мирандала (1463-1494гг) «Речь о достоинстве человека»

Человек – вершина творения, он подобен Богу. Он творец, в том числе творец самого себя. Высшее счастье – стать тем, чем ты хочешь, создать самого себя.

 

ЛЕКЦИЯ 5.

 

Натурфилософия эпохи возрождения.

Возрождение – это антисхоластика. От изучения текстов – к изучению предметов.

Теория двойственности (двойственная истина): есть 2 истины, разных, но не противоречащих.

1) Истина природы - раскрывается разумом, наукой. Например законы механики. Это другие законы о том же самом.

2) Истина души (религии)

 

Бог – всеведущ, он везде, изучая природу мы изучаем бога.

Воскрешается античная идея Бог=природа – пантеизм.

Отсюда рождается натурфилософия.

Имена:

Николай Кузанский (1401-1464гг) – если природа это бог, следовательно она обладает божественными атрибутами, следовательно она вечна и несотворима, бесконечна в пространстве и времени.

Джеордано Бруно (1547-1600гг) был сожжён за еретичество - «природа» - бог в вещах. Природа бесконечна, однородна (состоит из 5 основных элементов), у вселенной нет центра. Гелозоизм – идея всеобщей одушевлённости природы – дух присутствует везде, мировая душа вселенной и заставляет двигаться планеты.

Являясь зародышем индустриального общества Возрождение дало начало систематической науки. Именно в Возрождении возникает экспериментальное естествознание, которое разработало основную методологию научного познания.

Николай Коперник (14-1543гг) – гелиоцентрическая система. Это вызов религиозному мировоззрению – церковь не во всём права. Сам он был монахом, он прекрасно понимал опасность своей теории, поэтому опубликовал его незадолго до смерти. Гносеологический оптимизм - несмотря на чувственную картину мира человеческий разум способен выйти за рамки чувственного и раскрыть истинную суть вещей.

Леонардо Да Винчи (1452-1519гг) – сам себя он позиционировал как военный инженер. Он показал, что знания имеют прикладной смысл.

Галилео Галилей (1564-1642гг), Иоган Кеплер (1571-1630гг) – даю обезличенную математическую формулировку законов природы. Это ставит крест на антропоморфизме в понимании природы.

(схоласты – тела движутся, тк природа боится пустоты, Галилей – сделай измеряемым то, что неизмеримо.)

Галилей возродил идеи Демокрита – все процессы имеют под собой движение частиц, механицизм – сведение всех явлений к механическому движению. С него начинается механика, как царица всех наук. При этом эо прекрасно сосуществует с идеей Бога – механическую систему нужно запустить (дать ей изначальный импульс), а потом всё существует по законам механики.

Эта идея называется деизм. Галилей – создатель экспериментального естествознания, сама идея эксперимента. В античности – небесная механика, не то же самое, что земная. Галилей исчисляет движение планет по знаниям, полученным по земле. Задачи по баллистике он решал не производя ни единого выстрела.

Пространство и время везде обладают схожими качествами.

Франсуа Виетт (…-…) – вообще юрист. Король алгебры – он создал математический язык.

 

Социальная философия развивается потому что возможен был, как и светский взгляд на природу, светский взгляд на общество.

Данте (1265-1331гг) – одной ногой в средневековье, одной в возрождении. У него есть труд «Монархия» - различение светской и религиозной (духовной) власти.

Никкола Макиавелли (1469-1527) – отделил политику от религии. Человек по природе эгоист и руководствуется материальным благосостоянием, и руководить им надо «кнутом и пряником». Главное соблюдать «интересы» - ничего личного, только бизнес.

В эту эпоху производится построение социальных утопий. Людям становится жить хуже и они начинают мечтать.

Томас Мюнсен (Германия, 1490-1525гг), Томас Мор(Англия 1478-1535гг) – написал про остров «Утопия», отсюда название утопизм, Томазо Компанелла. Описание идеального общества, у них всех есть общие признаки: отсутствие частной собственности, всеобщая обязанность труда, общинная организация жизни. Это всё как бы должно преодолеть эгоизм, вражду и неравенство людей.

 

Возрождение: античной философии, гуманистические идеи, нерилигиозное содержание знаний о природе и обществе.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОППЫ XVII века.

 

1) Общая характеристика

2) Формулировка основных положений эмпиризма в философии Френсиса Бэкона.

3) Рационализм философии Декарта

4) Развитие эмпиризма и рационализма в 17-18 вв

 

Товарное производство, разрушение сословий и накопление рационального знания продолжается и в 17 веке вслед за возрождением. На фоне всего этого философии надо «определиться».

 

1) Происходит уточнение предмета философии. Конкретные предметы становятся уделом науки, а не философии.

2) Она, стремясь воссоздать целостный образ мира, следует за наукой, обобщает содержание научного знани.

3) Наука сама ещё очень слабенькая, только вылупляется из схолатической скорлупы средневековья. Науке нужно оправдание – им становится в том числе практическое применение. Так и фиософия ищет практическое применение.

4) Философия стремится помочь науки.

 

Философия помогает науке осмыслить саму себя, понять её методы и цели.

Философия, прежде всего, занимается осмыслением познания, определением истины и способов достижения истины. На первый план выдвигаются вопросы гносеологии и методологии.

 

Складываются 2 основные модели познания:

1) Эмпиризм – это философское направление, признающее чувственный опыт основой и единственным источником познания.

2) Рационализм – это философское направление, признающее разум, логику основой познания.

 

Оба направления имеют обоснование – разные науки применяют разные методы познания.

 

Френсис Бэкон (1561-1626гг) – многие считают, что именно он был автором Шекспировских пьес – цель философии по Бэкону – способствовать научному познанию. Знать по Бэкону – знать причину. Он видит практическую пользу и в науке и, косвенно, в философии.

 

Господствует схоластическая традиция.

Бэкон, а вслед за ним и Декарт понимают это.

Учение Бэкона об Идолах или Призраках познания. САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Цель его – расчистить строительную площадку для будущих полезных обоснованных познаний.

Материальный посыл - человек лишь познаёт, отражает в своём сознании природу.

Эмпиризм Бэкона.

Доверие к чувствам. Опираясь на данные чувства мы можем раскрывать причину. Среди множества отражённых нами свойств мы должны выделить необходимые причинно-следственные связи. Для того чтобы это сделать нам необходимо зафиксировать как можно больше существенных свойств.

Любой эмпирик работает с индукцией.

Индукция – это умозаключение от единичных фактов к общим суждениям. Индукцию знали и до Бэкона. Однако традиционная индукция обладает целым рядом недостатков (мы всегда имеем дело с ограниченным количеством случаев, а должны высказаться обо всех) и не удовлетворяе Бэкона. Он выдвигает элиминативную индукцию.

Таблицы индукции по Бэкону:

1. Таблица присутствия - перечисляется как можно более разнообразные примеры явлений, пример которых мы ищем.

2. Таблица отсутствия – перечисляются примеры, в которы отсутствует искомое явление. Но присутствуют свойства.

3. Таблица сравнения (степеней). Если свойства действительно связаны, то с изменением одного изменится и другое.

Пользуясь таким методом он, например, связал теплоту с движением мелких частиц.

 

Однако и тут есть недостатки:

1) Отношение порождения нельзя отождествлять с сопутствием.

2) Есть и скрытые свойства природы.

 

 

Рационализм Декарта. (Des Cartes)

Его философия называется Картезиансво, а его последователи – картезианцы.

Декарт (1596-1650гг) – опора на сознание, а не на тело. Сам он был слаб здоровьем и всю жизнь преодолевал физическую немощь.

Он ставит своей задачей достижение абсолютной истины. Образцом познания для него служит математика. Истины математики неопровержимы, справедливы для всех.

Как и Бекон он начинает с расчистки строительной площадки. Средством очистки сознания по Декарту является сомнение. Тотальное сомнение, как сито, чере которое должно пройти всё, что есть в наших головах.

Если отбросит всё, в чём мы сомневается, останется только само сомнение – оно и есть мышление.

«Мыслю – следовательно существую.»

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

 

Мышление – это независима от содержания реальность. Могу сомневаться в реальности чего угодно, но я СОМНЕВАЮСЬ, могу оценивать, то есть мыслю. Заебись. Отсюда цитата из Декарта: «я – это субстанция, вся сущность или природа которой состоит в мышлении и которая не зависит ни от какой материальной вещи». Раз выделили субстанцию, можем строить антологию. Надо только выделить свойства.

Если мы раскроем свойства мышления – мы будем правильно мыслить. Цель Декарта – найти свойства мышления, чтобы найти истину.

ПРАВИЛА МЕТОДА ДЕКАРТА:

1) Необходимо принимать за истинное только то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода для сомнения. Начинать надо с несомненного.

Свойством мышления является способность отличать сомнительное от несомненного. Эту способность мышления он называет Lumen Naturale, естественный свет разума, или рациональная интуиция, правильно употребленный ум, который стремится сомневаться во всем, но сталкивается с тем, что вообще не дает повода для сомнения.

Норм человеческое мышление позволяет выделить несомненные истины: некоторые понятия (бытия, Бога, числа, длительности, телесности, протяженности, фигура, движение и так далее…), суждения (у ничто нет свойств, целое больше части, у всего есть причина, 2+2=4, и так далее…).

Откуда взялись эти суждения и понятия? Не из опыта, это врожденные идеи. Мышление позволяет употреблять сомнение, отделение одной хуйни от другой.

Дедукция, от общего к частному, клево и Декарту нравилось. Такой вот метод размышления, чтобы получить новое знание.\

2) Надо делить сложную проблему на простые составляющие и первоначальное решение простых.

3) Отрешение простых воссоздавать решение сложного.

4) Нельзя делать пропусков в рассуждениях.

Шерлок Холмс, это как Декарт, только не Декарт. Холмс~Декарт

Все, что мы решаем по матану – это все по методу Декарта.

Декарт любил несомненную идею «протяженность». У мысли нет протяженности, то е есть идеи, неприсущие мышлению. Следовательно есть нечто, что обладает этими идеями, но не присуща мышлению. Существует субстанция, которая обладает протяженностью, то е материальная, и субстанция мыслительная, то е не материальная.

Есть дом. Он построен по математическим расчетам, коих нет в природе, но дом то есть в природе. Психо-поебический параллелизм, то е есть соответствие материального и не материального. Стол весит 5 кг, но у меня в голове нет 5 кг, там есть идея об этом. Это соответствия.

Декарт вообще как-то связан с медициной (психология познания). Но он философ, а не физиолог, поэтому как всегда тут есть Бог, который создает познаваемый разумом мир, и создает разум, который может познать мир. Дальше Бог не нужен, все субстанции разворачиваются по своим законам. Бог, мб, поддерживает гармонию мира или хер там чего-то еще.

Декартовый дуализм и деизм. Такой Бог не очень для церкви, а посему Декарт щемится из Франции и беспалевно переписывается со своими товарищами. Декарт задал великое что-то для своей эпохи. Завещание, завет, что-то такое – полагаться на свое мышление, сомневаться во всякой телевизионной и интернетовской поеботе, и дальше строить ту логику, которая необходима. Не принимать догм, критично мыслить.

 

Понеслось бурное развитие гносеологической проблематики.

Эмпиризм (17-18 века) развевается как преимущественно английская философия (островная философия) – онтология вытекает из этого, но суть в том, что базируясь на гносеологии, можно делать разные онтологические выводы. Есть материалистический Э и идеалистический Э

 

Материалистический: Т. Гоббс – «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено в органах ощущения.» Мышление – счетные операции со знаками. Кстати, Гоббс – атеист, известен теорией Государства. Дж. Локк – фундаментальное обоснование эмпиризма. Какие комбинации ощущений дают какие понятия, показал КАК все это происходит. «Табуле Раса» – буквально чистая доска, то е сознание – чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена. Ничего не напишем – нихуяшеньки не будет, все познание черпается из опыта.

 

Идеалистический: Дж. Беркли (1685-1753) Что есть кроме чувственного опыта? Ничего! Такие дела. Его крылатая фраза: «esse est persipi» – существовать – значит быть воспринимаемым. Есть только ощущения. Все сводится к существованию единого субъекта. Д. Юм (1711-1776). Нам даны чувственные впечатления, но между ними есть связи. Мел держу, мел отпускаю, мел падает, стук…Связи ощущений – субъективное, психологическое понятие. Ничто не мешает нарушить связь этих ощущений. Юм – агностик. Выбор между ложным знанием и отказом от знаний.

 

РАЦИОНАЛИЗМ: материалистический и идеалистический.

 

Материалистический: Б. Спиноза. Он позволяет себе всякие трактовки. Он вслед за Декартом признает первенство разума и логики, познания и построения картины мира, прекрасно понимает Декарта. Спиноза преодолевает Декартовский дуализм в учении единой субстанции, которую он называет Causa sui – причина самого себя. Как единая субстанция, имеет два атрибута. Ими являются мышление и протяженность. Когда два свойства касаются одного, они схожи (маленький и легкий, напр.) Мышление и протяженность – универсальные свойства, которые соответствуют друг другу.

 

Идеалистический: Г.В. Лейбниц. Он бодался с Ньютоном по поводу дифференциального счисления, но Ньютон был не очень прав, короче не важно. Мир состоит из бесчисленных духовных монад. Монадология – мир как некая функция, единство точек, каждая из которых соответствует логике, каждая точка самостоятельна, имеет свои свойства, координаты. Нашли археологи черепок – и вот черепок стал источником информации. Так Лейбниц трактует весь мир – точка имеет самостоятельные свойства, но как дифференциал именно этой кривой, а не какой-то другой. Дифференциал стал источником информации именно этой точки. Какой-то откровенный математический пиздеж. Подобно этому монада – это источник информации о мире, это врожденное знание о мире. Цитата Лейбница: «Нет ничего в мышлении, чего не было бы в чувстве, кроме самого мышления.» Мышление содержательнее чувств. У него тоже куча доказательств Бога (теодецея). Если все есть, то должно быть что-то, что задало всему функцию.

 

Философия эпохи Просвещения

1) Исторические особенности

2) Социальная философия просвещения, учение о человеке.

3) Философия природы

4) Теория познания

Период становления капитализма, связанная с борьбой против абсолютизма, сословного строя церкви. Деятели выступали за разумное общество, за гражданские свободы, политические права. Самое важное: важнейшим фактором общественного переустройства они считали распространение знаний. Мы построим справедливое, разумное и свободное общество путем образования идей. Декларация прав человека, Конституция – все это просветительские доки, мы все пользуемся наследием. Однако у них было не все прекрасно.

Основная цель – переустройство общества. Основная проблема эпохи – нарастание социального конфликта между исследованием природы и пониманием общества. Законы природы открываются, а в обществе пиздец, все нелогично. Д’Артаньян бедный, но имеет дохуя прав. Фигаро способный, но нихера не имеет. Конфликт между высшим и третьим сословием.

Отсюда основные черты философии просвещения: социологическая проблематика на первом плане, Защита науки и разума, борьба со всеми преградами разума, переход на позиции атеизма. Они прежде всего поддерживают ту философию, которые поддерживают самостоятельность природы.

В гносеологии они эмпирики, ибо им это кажется более подходящим.

Изменяется форма философства. Они хотят просвещать, они обращены к народу, никаких заумных текстов, никакой латыни. Философ – это звезда! Появляются научные сообщества, группы единомышленников (люди работают над энциклопедией).

Мы будем говорить о Франции, ибо там наиболее ярко выразилась философия. Попробуем социальную философию. Связанные фамилии:

Шарль Монтескье (1689-1755) – сделал общественные законы предметом своего размышления. Его исследование привело к установлению связей между природными условиями. Законы зависят от страны, ее климата, размеров, это приводит к определенному образу жизни, ну блять, херобора. Его считают основателем географического детерминизма. ГД – мировоззрение, выводящее философию из природы. Какие условия – такая страна. Он апеллирует к природе, как к основе нормальности, вполне себе ход к концепции «естественного» человека - независимо от других лююдей обладает всеми социальными характеристиками от природы и может обходиться без других. Называют ее робинзонадой. Человек таков от природы, это естественно, от этой неизменности мы начинаем строить общество. С течением времени человек понимает удобство совместного существования, где есть разделение труда. Так и образуется общество. Можно и одному, но так я свои функции передаю другим, что возможно при договоренности и обменом результатами труда.

Следующая идея – теория общественного договора. Общество – продукт договора между самостоятельными и равными людьми. С этого начинается декларация прав человека. Общественный договор оказался несправедлив – одним больше прав, другим меньше. Повестка дня – надо передоговориться

 

Лекция 7.

 

Общество – продукт деятельности сформировавшихся людей.

 

Клод А. Гельвеций (1517-1571гг)

Человек от природы эгоист – хочет всего для себч. Но получить что-то можно только в общесте, в союзе с себеподобными. Общество – условие. Теория разумного эгоизма полностью сформировна французскими просветителями. Считал политетческие права продолжением естественных прав людей. Он прямо и непосредственно обосновал атеизм – морально то, что выгодно, а не то, что велел бог. То есть мораль основана на экономическом расчёте.

 

Вольтер (1694-1778гг)

Основной темой его работ была борьба с религиозным фанатизмом. С другой стороны он боролся и с атеизмом. Наличие бога он оправдывал физикой Ньютона. «Если бы бога не существовало то его следовало бы выдумать» для облагораживания человека.

 

Жан Жак Руссо(1712-1778гг)

Человек по природе своей альтруист. С его именем связывают становление педагогики – воспитывать человека нужно в соответствии с его природой. Откуда же, если мы такие все хорошие, в обществе появилась бяка? «Неравенство появилось, когда встретился первый обманщик с первым дураков». Нужно «просветить» дураков. А научно-технический прогресс он считал злом, делающим человека «придатком» машины.

Учение просветителей о природе.

Французские просветители сознательно строят свою философию в соответствии с новейшими научными достижениями. Науку уже не надо обосновывать, на неё можно опираться. Они материалисты во взглядах на природу.

Их материализм носит особый характер:

1) Механицизм. Механика – царица наук. Весь мир и природные процессы – механическая система. Общество – механическая система.

2) Метафизический. Описательный характер наук – свой предмет они рактуют в статике. Как оно дано. Идея развития ещё не свойственна пониманию природы.

3)

 

Ламетри.(1709-1751гг)

Его главный труд – «Человек – Машина».

 

Гольбах(1723-1789гг)

Основной труд «Система природы», в котором н рассматривает природу как совокупность материальных частиц, взаимодейсвующих друг с другом. Всё причинно обусловлено =всё необходимо. С этой точки зрения он трактует и общесво.

 

Деми Дидро.

Подвижник идеи, философии, практик просвещения. Главный подвижник. «Энциклопедия изящны искусств, наук и ремёсел». Это свод всех имеющихся знаний того времени, направленный на просвещеие людей. Их преследовали власти. Д’Алембер был редактором статей по математике. По приглашению Екатерины II посещал Санкт-Петербург. Многие известные институты были организованы под влиянием идей просвещения. Екатерина вела активную переписку с Вольтером, Дидро. Ну, до революции.

 

Теория познания. Гносеологические идеи просветителей.

Общая позиция – материалистический эмпиризм. Высокая роль наблюдения и эксперимента в познании. Мышление, как операции со знаками. Высокая оценка роли знания в обществе.

(Это признание объективного источника размышлений.)

Дидро, говоря о познании, сравнивает сознание человека с игрой на пианино. Человек – объект. Клавиши – органы чувств. Музыка – получаемое знание.

По философии Беркли получаем сумасшедшее пианино, играющее само собой.

Гносеологическая робинзонада.

Кон Дияк (1715-1780гг)

Всякое знание – из опыта. Общих понятий нет, есть лиш общие знаки сходны ощущений. Мышление – операция со знаками.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.022 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав