Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Легендарные сказания

Читайте также:
  1. Жесткие модели как путь к ошибочным предсказаниям

В XIV — первой половине XV в. широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний. Отдельные легендарно-исторические сказания, связанные с одним лицом, объединенные в единый текст, становятся житием («Житие Иоанна Новгородского», «Жития Варлаама Хутынского»). Наиболее красочные легендарно-исторические сказания в конце XIV — первой половине XV в. создаются в Новгороде (40—50-е гг. XIV в «Цикл сказаний об Иоанне Новгородском», около 1440 г. «Сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим »)

Особенности Древнерусской литературы:

1) Это религиозная литература

2) Носила рукописный характер

3) Произведения оставались анонимными

4) Историзм. Произведения создавались на основе исторических фактов. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. А если присутствуют какие-то фантастические элементы, то человек Древней Руси верит, что они происходили на самом деле. Литература Древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, то есть высокую нравственность.

5) Отсутствие вымысла

6) Символизм

 

 

Билет

Борьба идей и стилей в русской публицистике 16в. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Идеологическая направленность лит-ры Московского царства предопределила бурное развитие публицистики. В публицистике были широко распространены произведения, посвящённые злободневным темам общественной жизни. Области публицистических проблем: проблемы, связанные с формированием самодержавного государства (облик самодержца, взаимоотношения разных сословий, проблема взаимоотношения царской и церковной власти), церковные проблемы (борьба с ересью, проблема внутрицерковного землевладения, проблемы нравственного облика).Одним из самых известных публицистов был Максим Грек. Ему принадлежит огромное литературное наследие. Новаторство Максима Грека в области публицистики очень велико: он внёс аллегорию в публицистику, отрёкся от традиционного самоуничижения. А его мысли и советы очень актуальны и полезны. Содержание и стиль переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.В полемической переписке Курбского и Грозного отражено столкновение 2-ух социальных позиций-родовитого боярства и служилого дворянства, утверждающего необходимость крепкой самодержавной власти. Различны послания и по своему стилю-абстрактно-рассудительному и изворотливому у Курбского и конкретно-грубому и язвительному у Грозного. В первом послании Курбский обвиняет царя в жестокости и притеснении его самого, говорит о том, что царю придётся отвечать на Страшном Суде за всё. В ответ на это Иван Грозный пишет обширное послание, в котором называет адресата лжеучителем, незаконно присвоившим право наставлять монарха и его подданных. Грозный воспроизводит отдельные реплики Курбского и неизменно их опровергает. Послание создаётся как своеобразное исповедание веры и принципов российского самодержавия. Грозный пародирует стиль адресата, его строй мыслей и литературный стиль. Царь подвергает осмеянию все его аргументы, искажая их и иронически высмеивая. Например, Курбский в своём послании говорит о крови, пролитой за царя на поле битвы, а Грозный иронически обыгрывает эти слова, говоря о том, что царь не виновен в пролитой крови, и что христианин не должен жалеть о подвиге во имя Родины. Грозный повторяет ключевые обороты, выстраивая ряд ассоциаций в форме отрицательного параллелизма. Все обвинения в свой адрес Грозный опровергает, руководствуясь библией, подобно Курбскому. Во втором своём послании к царю Курбский критикует «широковещательное и многошумящее» письмо Грозного, объявляя краткость главным критерием литературной выучки автора. Курбский считает недопустимым неумеренное цитирование «паремейников»-1щгзл из ветхого завета, нарушение этикета переписки и обилие цитат собственного письма, о чём и говорит царю. Стиль этого послания уже не так язвителен и гневен. Курбский примиряется с некоторыми высказываниями, говоря, что он уже смирился с притеснениями, «да будет о сем Бог тебе судьёю». Курбский говорит: «уже не разумею, ни чему же у нас хощеши». Стиль приближен к дидактическому, Курбский размышляет о действиях Грозного, но не осуждает их так ярко, уповая на Божью помощь: «а сего ради подождём мало, понеже верую, иже близ...Иисуса Христа пришествие». Во втором послании Грозного также используются стилизационные пародии и ирония. Он, подражая Курбскому, начинает жаловаться: «Колики напасти яз от вас приял, колики оскорбления, колики досады и укоризны! И за что?». Он пародирует смиренный стиль Курбского, стилистика его послания приближается к самоуничижению.Эта переписка была интереснейшим документом эпохи и составляла важный этап истории русской публицистики 16-17 вв.

 

16 Общая характеристика монументальных памятников 16-го века.

 

XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. Разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская великокняжеская (потом царская) летопись, создается единый свод церковной и частично светской литературы — «Великие Минеи Четий» (т. е. месячные тома для чтения — материал для чтения, расположенный по месяцам).

«Великие Минеи Четии» были составлены под руководством новгородского архиепископа, впоследствии митрополита всея Руси Макария. Созданный им грандиозный свод состоял из двенадцати томов — по одному на каждый месяц года.. В состав каждого тома входили жития всех святых, память которых отмечается в данном месяце,

В начале века появляется важнейший два важнейших идеологических памятника: «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и чуть позже - «Сказание о князьях Владимирских».

В «Послании о Мономаховом венце» излагалась легенда, сыгравшая важнейшую роль в развитии официальной идеологии Русского самодержавного государства. Это легенда о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Августа-кесаря» и о подтверждении ее династических прав «Мономаховым венцом», якобы полученным киевским князем Владимиром Мономахом от византийского императора.

На основе «Послания о Мономаховом венце» был создан один из популярных памятников XVI в. — «Сказание о князьях Владимирских». Текст его был в общем сходен с текстом «Послания» Спиридона, но «Родословие литовских князей» выделено в особую статью, и роль, отведенная Спиридоном тверским князьям, перенесена на московского князя Юрия Даниловича и его потомков; в конце упоминалась победа Дмитрия Донского над Мамаем.

«Стоглав» - постановления Церковного собора 1551 года (100 глав: вопросы Ивана Грозного на богословские темы – и 100 ответов на них священнослужителей).

«Домострой». – Система норма внутренней домашней жизни. Опирался на старинное «Поучение Владимира Мономаха». За основу для подражания взят быт зажиточного горожанина. Это — рачительный хозяин, «домовитый» человек, имеющий «домочадцев» и «слуг» — холопов или наемных. Он боится и чтит царя и власть.

Общей во всех этих монументальных памятниках была идея особой роли России как единственной православной страны, уцелевшей в мире, утратившем истинное христианство.

 

17 Формирование нового идеала святости в русской житийной литературе 16-17 веков. Поэтика «Повести о Петре и Февронии».

 

Жанр «Житие» = агиография: это традиционные описания жизни и деятельности святых, чаще духовных лиц, реже – князей (миренные Борис и Глеб). Классическим примером может служить «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым в конец 14 века. Стиль «плетение словес»: нарочитое украшательство, сложность, даже запутанность. Однозначная святость объекта повествования.

Но вот перед нами совсем другое произведение. «Повесть о Петре и Февронии». Оно написано ясным языком, относительно короткими фразами, в нем нет нагромождений метафор, повесть напоминает скорее русскую народную сказку. Его автор – Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного, тоже, как и все тогда - церковный писатель. Но на основе старинного предания о муромском князе Петре и крестьянской девушке Февронии автор строит новый идеал святости:

- идеалом становится простая, тихая и скромная крестьянская девушка

- она творит чудеса не от мудрости и святости, а как бы от простоты и целомудрия. Спасает князя от ядовитых ран в сражении со Змеем, крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

- Их любовь с князем вызывает негодование знатных боярынь – но тихая и рассудительная Февронья умеет всех вразумить. Ее главное оружие: ум, благородство и кротость. Перед нами ранний прообраз Василисы Премудрой, Царевны-Лягушки и других воплощений «Мудрой Девы».

 

Поэтика произведения вытекает из светлой любви князя и простой девушки. Только один раз Петр (еще не осознавший, что встретил настоящее Чудо Любви) – пытается не выполнить обещание, не жениться. Но потом все встает на свои места. Петр и Февронья любят друг друга до смерти, и даже смерть их не может разлучить. Перед нами первая на Руси литературно обработанная русская сказка – но созданная с расчетом на достоверность, как и любое «Житие». Автор никогда не удивляется описываемым чудесам, воспринимает и, как должное. В финале, когда святые сущности покойных оказываются не в разных, а в одном гробе - это также воспринимается как божественный дар, данный Петру и Февронье в заслугу за их праведную жизнь и взаимную любовь. (тоже удивительно, ведь в канонах святая любовь может быть только к Богу).

 

18 особенности агиографических сочинений Епифания Премудрого

 

Агиогра́фия – изучение жития святых, богословская литература, проповедующая святость.

 

Первое агиографическое произведение Епифания – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа».

Житие Стефана Пермского, просветителя коми-зырян и первого пермского епископа.

Епифаний впервые применил здесь свой собственный стиль «плетение словес»: многочисленные, нанизанные друг на друга обороты, сравнения, метафоры, вообще украшательства. Это затрудняет чтение, зато придает значимость объекту – отцу Стефану.

Исследователи отмечали: «одной из особенностей этого жития является отсутствие типично аскетических подвигов и поучений – вплоть до самой кончины святого. Культурно-миссионерский труд, связанный с делом любви, покрывает все».

 

Второе крупное произведение Епифания - " Житие Сергия Радонежского". Писать его Епифаний начал примерно в 1393 году, сразу после кончины Сергия., В отличие от своей предыдущей агиобиографии, Епифаний наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он стремится доказать врожденную праведность своего учителя, прославить его как избранного угодника Божия, служителя Божественной Троицы (Сергий основал Троицкий монастырь). Так, младенец отказывается сосать грудь матери, если она перед этим ела мясное, и иногда и вовсе постится по нескольку дней, отказываясь от молока – без вреда для себя.

Число «3» играет в произведении особую роль. Исследователи находят троекратные повторения, троекратные речевые обороты, трехчастые композиции глав и т.д. Еще в утробе матери в храме неродившийся младенец трижды кричит во время службы, чем приводит в смущение и мать, и всех вокруг. Но священник успокаивает и разъясняет, что сын будет угоден Богу (1) избран Богом, (2) будет обителью Бога, (3) служителем Св.Троицы. Число «три» выступает как повествовательный компонент, как художественная деталь, и как модель для построения риторических фигур.

Епифаний снова мастерски применил здесь риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур.


Билет 19




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав