Читайте также:
|
|
История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Основными особенностями традиционного философского мышления в Китае являются следующие:
Холизм – (holus - целое). Мир рассматривается как единая целостность, более важная, чем составляющие ее части.
Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого - холизм. "Единое" не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка, для этого необходимо интуитивное включение.
Символизм. Традиционное китайское мышление всегда тяготеет к различным сложным символам, которые предполагают сложное, многоплановое толкование.
Традиционное китайское мышление обладало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу "исходное понятие - вывод", а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т.д.
Оторванность китайцев от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира они пользовались наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах «инь» и «ян», об эфире ци и т.д. Т.е. вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в философии лишь в самом общем виде.
Китайская философия формирует модель мира, в котором два основополагающих начала «инь» и «ян» взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга. Инь - это темное, пассивное, женское, вещественное. Ян - светлое, активное, мужское, духовное. Инь и ян нераздельны, замкнуты в пределах одного круга. То убывание, то нарастание инь - ян, приводит к постепенному преобладанию то одной, то другой стороны, к их взаимному чередованию: что было инь, то станет ян, что было ян, то станет инь. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок. Развитие мира - это чередование инь-ян.
Одной из основных философских систем в Китае является даосизм. Основатель этой школы Лао-Цзы - "престарелый мудрец", "престарелый младенец". Легенда рассказывает, что Лао-Цзы родился из самого себя, из себя развернул этот огромный мир. По преданию Лао-Цзы встречался с Конфуцием, долго говорил с ним, но систему конфуцианства не принял.
Дао - одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии. Переводится это слово как "Путь". В даосизме Дао - это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао - это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Даосские представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций.
Дао - синоним единого целого. Дао посредник между Небытием и Бытием, оно не только содержит в потенции все возможные свойства вещей, но и обладает способностью эту потенцию реализовать: Дао покрывает небо, поддерживает Землю, развертывает четыре стороны света.
Дао - как принцип движения, как вечный источник движения. По мнению даосских мудрецов, ситуации, повторяясь, не повторяются, движение происходит не в одной плоскости, не в замкнутом круге, а восходит по вертикали, в потоке перемен.
Великое Дао порождается через дэ. Этот термин переводится как "качество", "дарование", "достоинство". Если Дао все рождает, то дэ все вскармливает.
Другой очень важной философией в Китае является конфуцианство. Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы - "благородный муж, идеализированный облик правителя". "Благородный муж", это "тот, кто способен проявлять в поднебесной пять качеств и является человеколюбивым.
Обязательное качество, которое должно воспитывать в себе - это гуманность. Гуманность, по Конфуцию, предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, но главное - любовь к людям. Столь же обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Следующее качество - "сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата". Семья здесь рассматривается как "микрокосм порядка в государстве и обществе и считается "кто добродетелен в семье, тот хорош и для государства, кто не может управиться, тот не может управлять и государством". Ли - следующая категория конфуцианской этики. Переводится это слово как "благопристойность", "правила", "ритуал", "церемонии". Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни. Еще одно качество, которым должен был обладать "благородный муж" - это чжи - "разумность", "знание", "хитроумие", "мудрость", "интеллект". Конфуций придавал этому качеству большое значение. Чжи избавляет от сомнений, это высшая ступень и цель познания.
9.Античная философия: основные этапы развития, проблемы, представители (общая характеристика).
Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.
Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Второй — зрелость и расцвет (V - IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
Третий этап — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию философской мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.
Что такое бытие, реальность, космос? Античная философия была космоцентрична. Виды бытия: материальное, мыслительное… Появляются линии материализма (Демокрит) и идеализма (Платон).
Межличностные и социальные отношения и проблемы. Антропологическая динамика Сократа. Рассматриваются вопросы познания мира, гносеологическая тема, методологическая тематика. Диалектика, интуиция, наука о формах мышления (Аристотель), метод наблюдения, метод парадокса. В это время появляется рациональная квалификация мира. Профессиональная философия.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |