Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

влечение и чувственность.

Читайте также:
  1. F63.0 Патологическое влечение к азартным играм
  2. Виды административных наказаний порядок их назначения. Давность привлечение к административной ответственности
  3. Вовлечение в процесс производства дополнительной единицы фактора производства регулируется величиной
  4. Вовлечение несовершеннолетнего в противоправные и антиобщественные действия. (ст. 150, 151 УК РФ)
  5. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)
  6. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
  7. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
  8. ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  9. Вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших

Теория отражения - Сознание как идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование действительности. Свойство отражения как генетическая предпосылка сознания. Основные свойства отражения в живой и неживой природе. Трудность определения сознания.

 

18. Субъективный идеализм.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли[1]. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте[2], Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма

19. Строение души. Душа и дух.

Строение души по Платону

Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей. Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей:

Разум,

Воля и благородные желания

влечение и чувственность.

Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этого человек способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но под влиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Душа -это интеллектуальная часть человека (его мысли, воля, эмоции.), именно душа нуждается в спасении. Дух-спасен, это божественная часть, которую Бог вдохнул в плоть.

 

20.Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.

Теология
(греч. theología, от theós - бог и lógos - слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. основные философские истоки традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. В пределах Т. как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет "слово божие". Т. авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии. ещё Аристотель - синоним "первой философии", или "метафизики"); верхний уровень - не постигаемые разумом "истины откровения". В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение "естественной Т. " и "богооткровенной Т. "

Доказательство первое: В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог — недвижимый Движитель.

Доказательство второе, космологическое: Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

Доказательство третье: Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.

Доказательство четвертое, онтологическое: В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строения предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог.

Доказательство пятое, телеологическое: В окружающем мире наблюдается определенный порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.

21. Проблема связи Бога и мира.

Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций:

Акосмизм считает, что существует только Бог, а мир – нереален. Индийская философия адвайта-веданты утверждает, что подлинно есть только абсолют - Брахман. «Адвайта» означает «недвойственный». Мир – это майя – космическая иллюзия, рожденная тем же Брахманом. Даже Бог-творец есть часть майи. Человек – как дух – атман тождественен абсолюту, ничем от него не отличается. Атман есть Брахман. Для преодоления неведения, авидьи необходимо заниматься самосовершенствованием, йогой. Одним из самых известных представителей адвайты-веданты был Шакара (8 в.)

Для иллюстрации взглядов адвайта-веданты приведем историю про странного волшебника. Жил некогда один волшебник, который, желая воочию зреть свою волшебную силу, уставил многочисленными зеркалами большую залу и наделил каждое зеркало магическими свойствами.

Зеркала были расставлены таким образом, что каждое из них отображало облик чародея по-своему. Одно зеркало рисовало его добродушным и мягким, другое – суровым воином, а третье – настоящим дьяволом. Если одно отражение жило в радости и довольстве, то другое – в заботах и тревогах.

Все отражения, казалось, обладали каждое своей душой, разумом и волей; к тому же, каждое жило в своем собственном мире, по разному воспринимая пространство и время. Каждое проходило свой собственный процесс эволюции. Как только какое-либо отражение достигало наивысшего предела развития, волшебник поглощал этот зазеркальный мир с его временем и пространством, и тогда зеркало начинало отражать его образ без искажений.

Отражение глядело в глаза волшебнику, зазеркальная поверхность разбивалась и исчезала, и отражение сливалось с волшебником. Для отражения это было освобождением. Для волшебника же это было просто забавой, ибо он оставался в стороне от мира, в котором жило его отражение. В то время, как одно отражение достигало освобождения, другие продолжали стремиться к нему, проходя через различные формы существования. И по сей день волшебник продолжает наслаждаться своей магической силой и ждёт, пока пребывающие в зазеркальных мирах отражения сольются с ним.

Толкование. Волшебник – это Абсолютный Брахман, его магическая сила – это Майя, а множество зеркал – это множество умов. Абсолют, отражающийся в умах, играет роль сонма людей, страждущих в этом мире. Каждый отдельный человек воспринимает мир согласно уровню своего интеллектуального развития. В то время, как для одного мир представляется гармоничным и светлым, другому он кажется мрачным и полным страданий; один развивает в себе божественные качества и живёт жизнью исполненной благочестия, медитации и любви к Богу, а другой – жизнью насыщенной жестокостью, насилием, ненавистью, гордыней и алчностью.

22. Религиозная философия о проблеме зла в мире.

С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла.

Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, испытывал злые намерения. Как говорит христианство, наш мир во зле лежит.

Добро и зло очень трудно определить в общем виде. Добро есть нечто положительное, и оно связано с бытием. Зло есть нечто по существу отрицательное, и оно связано с небытием. С точки зрения христианской средневековой философии существует три основных вида зла.

Первый вид – метафизическое зло. Это общее несовершенство творения, поскольку мир создан из ничего.

Второй вид – физическое зло. Это деформации тела, болезни, телесные страдания и смерть.

Третий вид – моральное зло. Это пороки человека, его злая воля, направленная ко греху. Грех – это действие против Бога. Главным видом зла является именно моральное зло.

Согласно христианству, человек обладает свободой воли – способностью свободно выбирать между добром и злом. Человеческий род в лице перволюдей – Адама и Евы добровольно совершил грех, и, поэтому, подпал под власть зла. Вместе с человеком весь мир теперь подвержен злу. Человечество уже не может спастись, освободиться от зла самостоятельно. Поэтому Бог воплощается в человека, чтобы просветлить человеческую природу изнутри. На Землю для спасения человечества является Иисус Христос – Богочеловек. В нем объединены две природы – бессмертная, божественная и смертная, человеческая. Иисус Христос – одновременно Бог, и совершенный человек.

Иисус Христос просветляет мир, лечит больных, оживляет умерших, изгоняет бесов, проповедует Благую весть о возможности спасения души и обретения жизни вечной. Иисус Христос добровольно пошел на крестные муки и смерть во имя человечества. Он умер, как и всякий другой человек, но воскрес – преодолел смерть. Тем самым он показал путь, по которому должны идти люди. Иисус Христос, по преданию, вознесся на небеса, но после себя оставил церковь.

23. Проблема объективности истины

В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздействует на окружающий мир, видоизменяет его и выявляет те его аспекты, которые становятся предметом знания, но и в том, что он создает теоретическую картину мира — систему теоретических объектов, посредством которой пытается постичь сущностные аспекты объективной реальности. Основание проблемы истины в следующем: знание – результат абстрагирующей работы разума, опирающийся на наблюдения. Разум – не пассивный регистратор того, что дано в чувственном опыте. Чувственное восприятие не позволяет ставить вопросы, относящиеся к сущности наблюдаемых процессов. Акт такого абстрагирования называется процессом идеализации: мысленного отвлечения от свойств и связей, необходимых и присущих реальным объектам и мысленное конструирование таких объектов, которые неосуществимы в реальном мире. Наука оперирует именно такими, идеализированными объектами, в которых мыслится то, что в принципе не может принадлежать объектам, на именно при помощи таких идеализаций познается сущность(закон) реальных процессов. Выходит, что для познания сущности объектов разум должен мыслить их так, как будто они наделены несуществующими признаками – мысль об отсутствии трения, о поглощении телом потоков излучения(абсолютно черное тело). Но любое привнесение в объект чего-то «от себя» противоречит главному принципу знания – его объективности. Здесь и встает вопрос, как возможно истинное знание.

Проблема истины имеет 3 аспекта.

Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека. Смысл вопроса «что есть истина?, ибо в составе человеческих представлений о мире могут содержаться как источник как истинные знания, так и ложные знания, причем истинные не отделены от ложных. Например, Демокрит: тела природы состоят из атомов, но сами атомы качественно однородны. Момент истины: вещество имеет атомную структуру, атом – предел делимости для вещества, но характеристика самих атомов ложна.

Второй аспект проблемы состоит в том, могут ли человеческие представления о мире выражать или составлять объективную истину, выражая ее сразу целиком, или же только пропорционально, относительно? Смысл вопроса: развитие знания – это процесс, а не простое накопление результатов познания, раз добытое знание не остается неизменным – наука не склад неизменных формул и суждений. Остается ли что-нибудь устойчивое, стабильное, в непрерывном потоке изменчивости знания, ибо если познавательная деятельность не будет давать каких-то постоянных и устойчивых результатов, пригодных для решения определенных практических задач, то она превращается в сизифов труд.

Третий аспект проблемы – вопрос о критерии истины: чем и как проверяется.

 

достоверность(объективность) субъективных представлений. Основной аргумент агностицизма: так как работа разума всегда опосредована ощущениями, то разум имеет дело не непосредственно с вещами, а с их чувственными восприятием. Отсюда вывод о невозможности достоверного знания о «вещах в себе». Понятие истины заблужденно характеризуют как гносеологическое, а не онтологическое отношение к объекту.

24. Проблема познаваемости истины. Скептицизм и агностицизм.

Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции доминирует убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не существует принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Подобная уверенность была характерна для таких мыслителей как Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Характеризуя позицию гносеологического пессимизма нельзя, рассуждая от противного, просто констатировать, что придерживавшиеся этой линии мыслители отрицали познаваемость мира. Парадоксальным образом, именно «пессимизм» наиболее плодотворен и интересен с точки зрения гносеологии, поскольку он не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложный и многогранный феномен, заслуживающий специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило используют термины скептицизм и агностицизм.

Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философская позиция, выдвигающая сомнение в качестве основного принципа теоретического мышления, в особенности, сомнение в достижимости абсолютно достоверного и истинного знания о действительности. Свои истоки эта позиция берет в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), сформулировавшем тезис о необходимости воздержания от окончательных суждений и признававшем возможность достижения лишь правдоподобного знания. В дальнейшем скептицизм принимает самые разнообразные формы и преимущественно проявляется в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любую данность, будь то устоявшиеся системы знания или мнимые очевидности повседневного опыта. В этом смысле мы можем говорить о скептицизме П. Абеляра, Николая Кузанского, М. Монтеня, Р. Декарта, Д. Дидро, Д. Юма, И. Канта и многих других. Хрестоматийным примером здесь может служить техника радикального сомнения Декарта, усомнившегося в существовании внешнего мира и даже собственного тела, чтобы достичь уровня абсолютной очевидности существования сознания, выразившейся в его формуле «Я мыслю, следовательно, существую». В целом скептицизм можно рассматривать как своеобразную «прививку» против любых форм догматизма и в этом качестве – как неотъемлимую составляющую философского и научного подхода к миру.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый, непознанный) – философская позиция, отрицающая возможность установить однозначное соответствие между системой знаний о реальности и самой реальностью.

Одну из наиболее последовательных форм агностицизма можно обнаружить в системе шотландского философа Д. Юма. Исходя из того, что в познании мы по сути имеем дело не с реальностью, но лишь с данными чувственного опыта, Юм пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные свойства предметов и процессов, в то время как их сущностное измерение остается для нас недоступным. Более того, при подобной постановке проблемы, сам вопрос о существовании материальных вещей, порождающих чувственные восприятия, остается открытым.

25. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины.

Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно. Действительность невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.

Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более существенных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом, не существует полных и исчерпывающих истин.

В русском языке помимо понятия «истина» также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости, высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Как говорил В. И. Даль, правда есть «истина на деле, истина во благе».

26. Сенсуализм. Основные формы чувственного познания.

Сенсуализм – теория познания, полагающая, что истина достижима только посредством использования чувств – зрения, слуха, осязания и т. д. Чувства – фундамент человеческого познания. Из древности известно изречение в духе сенсуализма: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы первоначально в чувствах». Нет никаких врожденных идей. Сознание человека при рождении «чистая доска».

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение в сознании человека какого-либо одного свойства, качества предмета. Например, ощущение цвета. Восприятие – это целостное отражение предмета. Представление – это создание чувственного образа предмета при его непосредственном отсутствии при помощи воспоминания или воображения.

Выдающимся сенсуалистом Нового времени был Фрэнсис Бэкон(1561 – 1626). Ему принадлежит известны афоризм: «Знание – сила». По Ф. Бэкону, есть три способа познания. Первый – «путь муравья». Это ползучий эмпиризм, который уделяет все внимание сбору множества частных фактов, без должного их осмысления. Второй – «путь паука». Это схоластическое теоретизирование, оторванное от реальной жизни. Схоластика – это направление в средневековой философии, которое занималось всякими умозрительными проблемами, вроде такой: сколько ангелов может поместиться на кончике иглы?

Главной проблемой схоластики, не потерявшей своей актуальности, является проблема универсалий (общих понятий). В своем сознании мы обнаруживаем общие понятии: человек вообще, треугольник вообще и др. Проблема заключается в том, существуют ли такие универсалии вне сознания, вне ума человека? По этому вопросу философы разделились на две партии – номиналистов и реалистов. Номиналисты считают, что универсалии существуют только в уме человека. В объективной реальности есть только единичные вещи. Такой позиции придерживался в частности знаменитый философ Пьер Абеляр (1079 – 1142). Общее - это только имя (номина), дуновение воздуха. Отсюда и название «номинализм».

27. Классический рационализм. Основные формы рационального познания.

 

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Рациональное познание - познание на основе мышления и логики. Обычно и в рациональном познании выделяют три основные формы:

Важно различать собственное и общее имя:

Понятия - это имена объектов, событий. Например, "дом", "дерево", "человек", "Ньютон" - примеры понятий. У каждого понятия, как правило, выделяют две основные характеристики - объем и содержание.

Понятие - есть главная мысль о чем-либо, мысль-обобщение, интерпретация, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.

В науке понятия даны в предельно действенном виде, в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями также являются идеализации.

Суждение - следующая форма рационального познания, представляющая из себя связь понятий. Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. В научном познании основную роль играют так называемые истинностные суждения: "Земля - третья планета Солнечной системы", "На Земле нет ни одного океана" - примеры истинностных суждений. Первое из них истинно, второе - ложное. Кроме истинностных, могут быть и другие суждения. Например, суждение "Иди сюда!" - тоже суждение, но оно не является ни истинным, ни ложным. В истинностных суждениях обычно выделяют три основных элемента:

  1. (логический) субъект суждения - это то, о ком или о чем говорится в данном суждении. Его часто обозначают латинской буквой S.
  2. предикат - то, что говорится в суждении о субъекте. Его обозначают латинской буквой Р.
  3. связка "есть" - связка, соединяющая субъект и предикат, так что в целом логическую структуру суждения можно теперь изобразить в виде

"S есть P"

Например, "дом - деревянный", "человек - умный" - примеры суждений с субъектами "дом", "человек" и предикатами "деревянный", "умный" соответственно. В русском языке связка "есть" обычно опускается, поэтому и в этих суждениях она явно не выражена, или выражена через тире.


Третья форма рационального познания - умозаключение. Это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений.

Умозаключение должно быть проведено чисто, без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Умозаключение обычно организовано в виде перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями. Применяемые в науке умозаключения, различные примеры которых уже рассматривались нами выше, должны переносить истинность. Если истинны посылки, то хотя бы в какой-то степени должны быть истинными и заключения.


Три формы рационального познания составляют содержание рассудка, которым человек руководствутся при мышлении. Рассудок и разум - различные категории:

 

28. Критическая теория познания И. Канта.

Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма. В "докритический" период (до 1770) выполнил ряд исследований, объединенных материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли.

В 1770 состоялся переход Канта к воззрениямкритического периода; в 1781 появилась "Критика чистого разума", за ней были опубликованны "Критика практического разума"(1788) и "Критика способности суждения"(1790). В них последовательно излагались: "критическая" теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

В работах "критического" перода Канта доказывает невозможность построить ситему умозрительной философии ("метефизики") до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательских способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступно нашему пониманю: последнее вожможно только относительно "явлений", т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаютс в нашем опыте.Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо "априорные" формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.

В разуме заложено неискренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремитс к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании бога как безусловно необходимого существа.

Кант считал, что разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия все же лишь кажущиеся. Решение загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении "вещей в себе" и "явлений", в признании "вещей в себе" непознаваемыми. Это учение об антиномичности разума служило у Канта основанием для дуализма "вещей в себе" и "явлений" и для агностицизма.

При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа).

29. Теория познания диалектического материализма.

Это система взглядов на окружающий мир, которая утверждает, что в основе устройства мира лежит материя. На этом уровне диалектический материализм не затрагивает проблемы, связанные с человеком, а рассматривает лишь окружающий его мир.

Итак, материя - основа всего мироздания. Такая предпосылка находится на том же уровне, что и гипотеза о существовани внешнего мира. Вряд ли сейчас кто-либо станет утверждать, что в мире нет материи, всё-таки, материю можно встретить везде. Поэтому, вполне разумно будет полагать, что она лежит в основе всего. Материя, с точки зрения диалектического материализма, обладает определёнными свойствами. Это неуничтожимость и несоздаваемость, а также наличие в любых масштабах, то есть бесконечность в пространстве и бесконечная делимость.

Через материю определяются три других основных реальности нашего мира.
Материя, что вполне очевидно, занимает некоторый объём, таким образом, через материю определяется существование пространства (Попробуйте-ка определить пространство без материи!).

Материя не стоит на месте, и изменяется относительно других частей материи. При этом она движется, определяя движение, и,

это движение имеет длительность, что приводит к возникновению понятия времени.

Если всё это свести в одно утверждение, то получится одна известная фраза: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи. " В таком определении диалектически материализм не только весьма последователен и непротиворечив, вполне очевидно, что он описывает объективные реалии нашего мира.

 

30. Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.

Рациональное – это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать на вербальном уровне знание о нем другому. Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В негативном смысле оно есть то явление, которое на данном этапе познания остается для познающего нечто темным, ещё не познанным. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален. Он есть то, что ещё только будет рационально оформляться в процессе познания, подвергаясь логической обработке. Подобное иррациональное постоя.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений[2].

Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно (см. Непосредственное знание), либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного (см. Априори) и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (И.Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания).

31. Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. «Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».[1]

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Позитивизм[править | править вики-текст]

Основная статья: Позитивизм

Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля. Также для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.

Основные черты позитивизма:

Постпозитивизм[править | править вики-текст]

Постпозитивизм — собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то друг другу противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатков позитивизма.

32. Проблема сущности человека: натуралистическая и идеалистическая концепции.

натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация;

 

идеалистическая (или реалистическая, от средневекового реализма универсалий) – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции характерно признание самостоятельности духовной сферы жизни общества; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека;

 

33. Проблема сущности человека: биосоциальная и религиозная концепция человека.

Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т. е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе, классе, социальной группе нормами и ценностями в процессе социализации (путем усвоения знаний об этом обществе, классе и т. д.). Эту область человеческой природы изучает большая группа социальных дисциплин, с которыми экология весьма тесно связана (социально-экономические науки и др.). Биологическая адаптация человека весьма отличается от таковой в животном мире, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия «человек».
Человек — один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично — поведенческие) свойства организма (Реймерс, 1990).
Общие законы взаимоотношения человека (или группы людей) и биосферы, влияние на человека (или группы людей) природной и социальной сред изучает наука экология человека.

Религиозные концепции делятся на две большие группы:

Первая группа - это искусственные религии, построенные на вере. Религии, построенные на вере, если говорить строго, вовсе не религии, а вероучения.

Вторая группа – это естественные религии, построенные на знаниях Знания – есть не то, во что надо верить, а то, что надо понимать и что можно проверить. Основа - адекватное миропонимание, то есть понимание мира таким, каков он есть на самом деле и обучение тому, как надо жить в этом мире и как в нём можно эффективно действовать. Всё остальное – от лукавого.

 

34. Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм.

Гумани́зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей[1].

Антигуманизм – это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, считающегося в данной культуре, обществе обычным, естественным. Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм...

С самого начала возникновения общества две эти непримиримые системы ценностей вступают в противоборство. Что и не удивительно, ведь изначально ценность отдельного индивида была минимальной (об этом свидетельствуют каннибализм, людские жертвы, убийства стариков и детей). Однако она никогда не равнялась нулю, потому что это поставило бы на грань исчезновения первобытную праобщину, а позже общину. Следовательно, на ранних стадиях развития основой общественных отношений был антигуманизм.

Однако стремление человека реализовать свои возможности объективно и находится в самой сущности человека. Таким образом, сперва индивид делает какое-либо полезное для общества открытие (например, новый вид каменного орудия), что есть проявлением гуманизма, а уже позже общество для защиты этого открытия вносит его в категорию догмы. Почему же это происходило? Для небольшого коллектива людей палеолита (20-25 взрослых особей) с его ограниченными возможностями, когда продолжительность жизни была небольшой, а уровень технологии не позволял даже нормально питаться. Личная инициатива выглядела, как опасное отклонение от нормы. Ведь человеку за свою короткую жизнь необходимо было сперва освоить, а потом передать другим культурные достижения (прежде всего бытовой культуры). Если же он станет импровизировать, то последствия могут быть негативны для общества. К примеру, какой-то охотник немного изменяет технологию охоты, как ему кажется, в сторону улучшения, однако со временем это не оправдывает себя и коллектив, усвоивший данное изменение, погибает. То есть для выживания данной общины были необходимы предельно жесткие нормы и правила, оправдавшие себя и апробированные на протяжении множества поколений, одним словом, позволившие общине выжить.

Следующий этап человеческого развития, вытекающий из этого, так называемая партиципация, т. е. приобщение личности к внешней силе, без которой человек не ощущал собственного существования. Степень этого приобщения была такой, что он полностью отождествлялся с внешним объектом, изначально тотемом, а позже с мифическими существами. Т. е. человек в условиях нестабильности своего существования стремился раствориться в чем-то целом, общем, сильном, и найти в этом успокоение, защиту и утешение. Подчиниться внешней деспотии, ощутить, что от него ничего не зависит.

Такое приобщение автоматически приводило к стереотипности действий и отсутствию личной инициативы, обратное же грозило обществу разрушением, распадом социальных связей. Поддерживание и воспроизводство с трудом удерживаемого опыта было очень важным для выживания, что это вынуждало его всеми доступными средствами минимизировать проявления личностного начала, формировать такие типы поведения, которые были способны строго следовать нормам, ценностям, стереотипам накопленной культуры, выраженные в тотеме. Это не позволяло вернуться к более архаичным формам существования, которые еще меньше способствовали выживанию коллектива.

Однако человек как тогда, так и теперь стремится с одной стороны проявить инициативу, а с другой – не отпасть от общества, что требует от него признания определенных норм, догм, форм социального поведения, жестко закрепленных правил, то есть проявлений антигуманизма, однако даже эти проявления невозможны без личной инициативы индивидуума. Следовательно, любое антигуманное явление в своей основе содержит часть гуманизма, ибо изначально выработано человеком.

 

35. Человек и природа. Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы в системе «общество-природа»

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды.

Можно выделить три основных фактора ухудшения экологической обстановки.

Первый связан с экологическими проблемами. В XIX веке термин «экология» впервые употребил немецкий ученый Э. Геккель, чтобы обозначить взаимодействие того или иного организма с окружающей средой.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Второй фактор ухудшения экологической обстановки связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. От всех опасностей, наступающих вследствие истощения ресурсов, может спасти только продуманная политика, например, развитие нематериалоемких производств.

Неконтролируемый рост населения — третий фактор ухудшения ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды. По-видимому, отходы человеческой жизнедеятельности и производства будут расти вместе с населением, и кто знает, когда будет перейден критический рубеж допустимого загрязнения.

К этой группе глобальных проблем следует отнести и такую, которую можно назвать экстернальной. Речь идет о космических объектах, например, Тунгусском метеорите, способных, в случае столкновения с ними, нанести нашей планете серьезный ущерб. Наличие такой угрозы должно объединять государства, заставляя их совместно разрабатывать методы защиты планеты.

36. Личность с точки зрения философии. Персонализм.

 

Говоря о личности, мы прежде всего имеем в виду отдельно­го человека, индивида, индивидуальность. Отдельный человек и индивид — что одно и то же — единичный представитель че­ловеческого рода. Индивидуальность — совокупность черт, обра­зующих своеобразие индивида, его отличие от других. Но лич­ность в представлении философов не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. Если вычленить, сопоставляя философ­ские концепции, некоторое более или менее устойчивое ядро в разных трактовках личности, то обнаружим примерно следую­щее ее понимание. Личность — это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающе­го как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и от­ветственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность — субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осуществление того, что понимается под смыслом жизни, со­провождаемое положительной самооценкой личности, выражаю­щей удовлетворенность общим течением своей жизни, составля­ет счастье в его широком философском осмыслении. Отсюда делается практический вывод: жизнь, не имеющая смысла, не может быть счастливой. Человеческая личность возникает и су­ществует в общении с другими личностями. Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, яв­ляется субъект-субъектное отношение — общение, диалог, свобод­ная духовная коммуникация, основанные на любви и долге. Кро­ме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этниче­ской принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъ­ект многообразной активности обладает автономным «Я», пре­пятствующим ею отождествлению с ее ролями. Существенное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравст­венное самосознание, которое побуждает к исполнению обязан­ностей сохранения и возвышения достоинства личности в це­лом. Для И. Канта отдельный человек как личность есть субъ­ект исполнения нравственного долга, принадлежащий миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и соци­альными закономерностями и принадлежит миру необходимо­сти, миру природы.

 

Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.

 

37. Свобода как философская проблема.

Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли.
Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.
В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свобода традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения этого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса».
Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.
Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер.
Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

38. Теория отчуждения К. Маркса.

Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращённого в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведённый работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

В чем же заключается отчуждение труда?

Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

Как отмечал М. Хайдеггер в одной из своих публикаций «Письмо о гуманизме»: «Поскольку Маркс, осмысливая отчуждение, проникает в сущностное измерение истории, постольку марксистский взгляд на историю превосходит другие исторические теории»[1].

39. Общество и индивид. Индивидуализм, коллективизм, персонализм.

Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм — есть противоположность коллективизма и его разновидностей.

 

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценности коллектива. С философской точки зрения — главенство некоего коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над человеческой личностью. Противоположным понятием является индивидуализм[1].

Термином коллективизм также обозначают социальные системы, реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и отрицающие во имя этой цели автономию индивида. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм[Прим. 1], нацизм и фашизм.[1].

Персонали́зм (от лат. persona — личность) — название двух различных философских учений:

40. Социальная философия о сущности общества.

Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ради общественной пользы.

Опыт. Слово «общество» многозначно. Этим словом обозначают и страну, например, британское общество, и добровольное формальное общество, например общество рыболовов-любителей, и просто компанию, собравшуюся по случаю дня рождения одного из знакомых.

Общество как синоним социальной формы движения материи противопоставляется обычно природе. Общество и природа различаются между собой. В обществе мы наблюдаем людей как сознательных разумных существ, и их деятельность. Кроме людей как субъектов деятельности, в обществе есть социальные предметы, созданные деятельностью людей. Благодаря этой деятельности материальные объекты приобретают новые социальные качества. В социальные предметы можно включить вещи – предметы, средства, результаты человеческого труда. А также символы и знаки, необходимые для информационного взаимодействия между людьми. Например, государственный флаг с точки зрения физики и химии просто разноцветная тряпка на деревяшке. Но в рамках определенной системы общественных отношений он приобретает символическое значение – является символом определенного государства и требует к себе почтительного отношения. То же самое с деньгами. Это просто разрисованные бумажки. Но в обществе они приобретают свойство быть всеобщим средством обмена.

Таким образом, общество есть система, свойства которой не сводится к сумме свойств отдельных его элементов. Такие новые системные свойства называются интегральными. Поэтому законы его развития и жизни не совпадают с законами развития и жизни отдельных людей, и даже простого их множества.

В менее широком смысле, но более близком к обычному словоупотреблению, мы подразумеваем под обществами страны, государства, народы, племена, взятые как на протяжении всего времени своего существования, так и в какой-то период своего развития, например, Англия времен гражданской войны 17 века.

Общество предстает, на первый взгляд, как множество взаимодействующих друг с другом людей. Но не любое множество людей является обществом. Так Робинзон Крузо, даже вместе с Пятницей вряд ли образует общество в полном смысле слова. Чтобы быть обществом группа, множество взаимодействующих людей должно поддерживать свою жизнедеятельность, воспроизводить себя на протяжении поколений.

41. Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы

В научной литературе существуют различные подходы к типоло - гизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие — на первобытные и современные, третьи — на варварские и цивилизованные и т. д.

Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный — на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий — на подневольном труде рабов и т. д.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.

В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства — земледелие и скотоводство (на ранних стадиях — собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Доиндустриаолый топ облесю традиционным.

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры — города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т. д.).

Постиндустриальная цивилизация — новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.

42.Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона.

Идеал общественный отражает тот элемент действительности, в котором зреет будущее.
Поэтому Идеалы общественные всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.
Идеал общественный связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей.
Примеры представлений об идеальном государстве: Идеал единого национального государства, Идеал исламского государства, Идеал коммунистического (определенным образом структурированного и трансформированного) общества.
С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных Идеала - демократии и сильной власти.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО КАТЕГОРИЯМ ЗЕМЕЛЬ| Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.041 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав