Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Система индийской философии. Философия Санкхьи.

Читайте также:
  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  3. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  4. II. Налоговая система.
  5. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  6. IV. Внешняя система
  7. IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
  8. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  9. Quot;Критическая" философия И.Канта
  10. quot;Философия права".

Особенности индийской философии:

- Развитие в рамках традиционных концепций (консерватизм деревень, кастовое деление)

- Ориентирование на веды (священные индоарийские книги, астика – опирается на веды, настика отрицает их)

- Спиритуализм (идеализм, господство антропоцентричных религиозных идеологий, спасение через знание)

- Индийская философия как способ интерпретации религиозных концепций (считалось святотатством подвергать сомнению религиозные доктрины)

- Практическая направленность (истолкование пути освобождения)

- Связь с йогической практикой

- Опора на организменное мировосприятие (чувственный образ мира)

Мировоззрение индийцев связанно с жертвенным телом. В мифе мир предстается в виде расчлененного на части космического первочеловека Пуруши. Жертвоприношения в Индии тесно связаны с процессом развития ведической литературы. И если мир изображается в такой идеологии как человеческая жертва, это значит, что человек в этой общественной системе находится в положении жертвы. Системой, закрепляющей за человеком такую роль стало кастовое общественное устройство. Начало кастовому устройству положило возникновение варн – четырех сословных групп (брахманы, кшатрии, вайшвы, шудры). В внутри варн вычленились группы людей, главным отличительным признаком которых стал род занятий, то есть касты.

Основным принципом, на котором зиждется мировоззрение брахманизма является тождество индивидуальной души, Атмана, и обладающей вечным бытием мировой духовной субстанции (мировой души), Брахмана, которая наделяется функцией творящего мир начала. Индивидуальная душа выступает по отношению к Брахману как его временной модус (временное свойство, форма, способ существования). Целью бытия человека в Брахманизме считалось достижение мокши (освобождение), что предполагало обретение им прижизненного блаженства через познание тождества Атмана и Брахмана. Брахманизм не сомневается в существовании индивидуальной субстанциальной души, которая с физической смертью живого существа каждый раз получает новую форму существования, воплощаясь в каком-либо теле в человеческом, животном или растительном мире, обладая, таким образом, вечным бытием.

Шесть систем индийской философии и их авторы.

1.Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам (Бадараяна, называемый также Вьяса Двапаяна или Кришна Двапаяна, предполагаемый автор Брахма-сутр, называемый также Уттара-миманса-сутрами или Вьяса-сутрами);

2.Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме (Джаймини, автор Пурва-миманса-сутр);

3.Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение (Капила, автор Санкхья-сутр);

4.Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог (Патанджали, называемый также Шеша или Пханин, автор Йога-сутр);

5.Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм (Канада, называемый также Канабхуг, Канабхакшака или Улука, автор Вайшешика-сутр);

6.Шестая система философии - Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления (Готама (Гаутама), называемый также Акшапада, автор Ньяя-сутр).

Философия Капилы называется «Санкхья», в переводе «перечисление». Учение о 25-ти началах мира – благодаря которому разрушается страдание. Страдание является неотъемлемым свойством жизни. Система санкхьи дуалистична: два не зависимых начала мира: Пуруша (атман – индивидуальная душа, чистое сознание, субъект, лишенный интеллекта и чувств, он пуст, пассивен, в нем нет гун) и Прадхана или Пракрити (непроявленное, является объектом и потому не обладает сознанием, пронизана гунами). Пуруша не единичен (отличие от брахманизма). Пассивный, но обладающий сознанием Пуруша и активная, но бессознательная Прадхана вступают в контакт с целью «прозрения» Пуруши. Пуруша (по сути дела, человек) страдает из-за связи с Прадханой, из-за отождествления себя с ней. Нарушается равновесие гун, благодаря чему возникают различия: одни гуны (качества) поочередно превалируют над другими. Так «осуществляется миросозидание». Первой модификацией Прадханы является Махат – интеллект (мировой разум, интеллект отдельного человека).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав