Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Критерий истины - практика

Читайте также:
  1. t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
  2. Алгебраический критерий устойчивости Рауса-Гурвица
  3. Билет 16. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
  4. Билет 30. Проблема истины в Ф. основные концепции инстины
  5. В чём заключается принцип конкретности истины? Придумайте примеры высказываний, в которых этот принцип соблюдается, и примеры, где он не соблюдается.
  6. Ведущий критерий диагностики острой почечной недостаточности
  7. Вопрос 19. Картография как старейший вид инфографики. Принципы, история и практика.
  8. Вопрос 20. Виды и критерии истины.
  9. Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
  10. Вопрос 28. Практика как философская категория. Роль практики в процессе познания.

Объект познается только тогда, когда вовлечен в деятельность человека. В ходе этой практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания об объектах.

22. Познание, его сущность и структура.

Диалектико-материалистическая философия связывает познание с деятельностью человека. Знание не существует в мозгу человека изначально, а приобретается в ходе его практической деятельности и является результатом познания. Познание — это процесс обогащения человека новым знанием. Познание — это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах.

У познания две цели:

1. прямая (непосредственная) — получение знания о предмете исследования, достижение истины;

2. косвенная (опосредованная) — использование полученных знаний в практической деятельности.

Вполне логично, что вторая цель (прикладная, практическая) базируется на первой (идеальной, теоретической, концептуальной, доктринальной). Процесс познания имеет своим результатом ЗНАНИЕ.

Современное познание базируется только на 2 уровнях:

1. Чувственное, которое базируется на ощущениях, восприятии и представлении, и

2. Логическое, опирающееся на логическое мышление.

В процессе познания выделяют 3 этапа (линии познания):

Чувственное познание –живое созерцание окружающей действительности. Чувственный опыт – источники знания, связывающие человека с внешним миром. Главную роль играют органы чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус. Основными формами этого познания яв-ся егоощущения, восприятия и представления.

Ощущение — чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса).

Восприятие — чувственное отражение предмета или явления в целом в данный момент наблюдения, то есть совокупность, единство ощущений об этом предмете или явлении (вид озера, вид Луны, киногерой в фильме).

Представление — это чувственный образ ранее воспринятого предмета или явления, процесса, хранимый нашей памятью (представление игры в футбол, представление езды на автомобиле, представление падения с высоты).

2. Логическое познание -то есть отражение объективного мира нашим сознанием. Здесь главную роль играет абстрактное мышление человека посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, дедукции, индукции. Основными формами и результатами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие— это отражение существенных свойств, общих свойств предметов и явлений в словесной форме (понятия: «личность», «животное», «атом», «пространство», «автомобиль»).

Суждение — это связь понятий, дающая новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высоко организованной материи).

Умозаключение— это связь суждений, дающая новое знание (например: только люди обладают сознанием. Я — человек. Следовательно, я обладаю сознанием).

3. Практический этап, то есть это применение знаний в целях осуществления какой-либо деятельности, творчества. Здесь полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Итогом этого этапа познания выступают результаты деятельности, её продукты.

 

23. Проблема истины.

Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования).

Философия ищет истину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Такого мнения придерживались, в частности, Аристотель и Гегель. Философия исследует процесс постижения истины, т.е. является теорией познания истины или просто теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т. е. является методом познания истины, методологией.

Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром. В проблеме истины надо различать две стороны.

24. Роль практики, деятельности и творчества в процессе познания.

Познание — это, прежде всего, деятельность.

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

- Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

- Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,

- Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию. (т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждения).

- явл. основой познания. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Она ставит перед познанием определённые проблемы и требует их решения.

Практика – это материальная, научная, социально – преобразующая целенаправленная деятельность людей, которая носит конкретно-исторический характер по преобразованию общества, человека, природы.

Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Творчество — процесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее — матери­альные и духовные ценности.

 

25. Виды познания

Различают также следующие виды познания: 1) обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия художественных образов – произведений искусства); 3) игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание – исследование уже познанного, исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

 

26. Проблема человека в истории философии.

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в 6-5 вв. до н.э. была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Открытие человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.

 

27. Основные гипотезы происхождения человека.

Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения человека базируется на библейских преданиях о сотворении Богом мира и человека, грехопадения Адама и Евы, Всемирный потоп, о том, что завещал Бог людям, и регламентацию жизнедеятельности человека, которая изложена в заповедях.

Космическая гипотеза происхождения человека базируется на предположении, что жизнь принесена на Землю из Космоса, в том числе в его цивилизованных проявлениях. Под Космосом подразумевают Вселенная, который находится за а пределами нашего планетарного среды. Жизнь на Землю могло быть занесено космической пылью через атмосферу, благодаря благоприятным условиям географическая фии и биологии Земли превратился в современные формы живого. Еще есть предположение о существовании внеземных цивилизаций, развитие которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили свои х представителей, которые впоследствии превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Гипотезы.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в Сначала Чарльз Дарвин дал описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора соответ видно этой теории под действием природных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ Затем Льюис исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа.

Философская концепция антропогенеза Суть концепции заключена в понимании функционирования системы «универсум — человек». В основе концепции лежит материалистическая картина мира. Человек — порождение универсума и, явившись ему, как социальная материя (применительно к Земле), он, одновременно, стал изменять его. Это противоречие системы «универсум — человек» является основой философского обоснования происхождения человека и объяснения его сущности. До появления человека универсум (абстрактно-философская содержательная форма) существует в единстве неживых и живых систем, тел и организмов. Эволюция неживого (неорганика) на основе законосообразного взаимодействия материальных предметов (тел) приводит к возникновению жизни (первичных белковых образований), а эволюция живого на базе геносообразного взаимодействия организмов приводит к возникновению человека (социума) — социального уровня материи, социальной субстанции, развивающейся целесообразно.

 

28. Человек как телесное существо

Тело (телесность) м.б. понято, исходя из среды обитания и системы «Человек-Универсум». Человек - высшая форма материи.

Формы бытия/параметр I II III
Родовой субстрат Неживые системы Живые системы Социальные системы
Единичный субстрат Тело Организм Человек
Функция Взаимодействие Жизнедеятельность Деятельность
Детерминация Законосообразность Геносообразность Целесообразность

 

Таким образом, специфические особенности социальной системы человека, его деят-ти и целесообразности снимают с себя предыдущие две формы бытия. Исходя из схемы, человек включает в себя: тело, организм и социальное.

Человек как тело обладает механическими, физическими, химическими и др. сво-ми, присущими всем телам. Однако на основе наличия в организме социальной характеристики телесность приобретает и специфические особенности.

Как тело человек подчиняется единому мировому закономерному процессу, хотя является молодым для универсума телесным образованием. Правда, это такое тело, которое включено в присущие ему биологические и социальные процессы и состояния. Эти состояния являются высшими по отношению просто к телу, поэтому они влияют как высшие на телесную организацию и телесные процессы человека, определяя их специфику: особенности механики и моторики, статики и динамики, физического и химического в человеке. То есть, телесность человека тесно увязана с его биосоциальной сущностью: долго жить или рано умереть, вести здоровый образ жизни или употреблять наркотики, заниматься спортом или сидеть в прокуренном кафе и многое другое.

Человека как организм обладает сво-ми: обмен вещ-в, в размножении наследственность, приспосабливаемость, подвижность. Но тезисное и социальное обуславливают возникновение специфических особенностей. (Человек может похудеть или потолстеть).

Человек как социальное роднит его с другими людьми (образованность, воспитанность, информированность, деловитость, самокритичность и тд.). Социальные характеристики человека развиваются благодаря включенности человека в социальную деятельность.

Вывод: человек как телесное существо рождается, живёт и умирает в определённой среде (природно-социальной), передавая по наследству (генетически по двум аллелям — мужскому и женскому) устоявшиеся биологические признаки рода.

 

29. Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «личность».

Человек адаптируется к окружающей среде в соответствии со своими потребностями и способностями и от того как он это делает человек выступает в роли индивида или личности. Индивид- это действующий в обществе субъект, который только пользуется плодами общественного развития. Личность- активно действующий в обществе субъект, который не только пользуется, но и создает плоды общественного развития. Только личность в силу обстоятельств может противопоставить себя толпе. И личность, и индивид обладают индивидуальностью- это совокупность специфических свойств человека (умственная, физическая, психологическая), где человек выступает как нечто единственное неповторимое, именно индивидуальность отличает одного человека от другого.

30. Становление и формирование личности.

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.

Становление личности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.

Личность — это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

В чём же сущностной смысл формирования личности? Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет, как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта. Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений.

Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.

Личность формируется в сложнейших общественных процессах, в переплетении множества социальных факторов. Формирование личности осуществляется в процессе прямого и косвенного воздействия на индивида всей системы общественных институтов. Поэтому весьма значима диалектика системы: «институт — человек»: «человек — институт». Цель в этом взаимодействии одна: появление человека со сложившейся психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью, то есть — формирование всесторонне развитой личности, обладающей широким набором потребностей, соответствующих развитым индивидуальным способностям. формирование личности обязательно включает её

воспитание и последующее развитие. В целом алгоритм представляется следующим: формирование личности — целевая деятельность институтов общества, воспитание — привитие установок в процессе этой деятельности, развитие — персональный, личностный уровень индивида, как продукта этой деятельности, способного к самодеятельности.

 

 

31. Смысл жизни и многообразие представлений о нем.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Великие.философы такие,как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

 

32. Философское понимание общества.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину — как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.

Гегель в противовес договорной теории рассматривал «гражданское общество» как сферу экономических отношений, которые он выводил из понятия права.

Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

1) общество есть обособившаяся часть природы;

2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Было бы ошибочным сводить общественные законы к биологическим. Только люди способны производить орудия труда и при их помощи добывать себе средства существования. Непосредственное производство жизни у животных заключается лишь в продолжении рода. И люди, разумеется, не освобождены от этой обязанности, но у них на первом месте стоит производство средств жизни и необходимых для этого орудий труда.

33. Социальная структура общества.

Современная социальная структура общества достаточно

разнообразна. Её можно представить следующим образом:

- этнический компонент (этническая структура);

- демографический компонент (демографическая структура);

- поселенческий компонент (поселенческая структура);

- стратификационный компонент (стратификационная

структура).

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Социальная структура общества совокупность исторически возникающих и меняющихся социальных общностей, и групп. В социальной структуре общества различают слои (подструктуры): этническая (род, племя, народность, нация), семейно-бытовая (формы семейной бытовой жизни), демографическая (группы по полу, возрасту...), территориальная (сельское и городское население), образовательная, социально-классовая.

 

34. Материальное и духовное в жизни общества.

Всё богатство общественных отношений м.б. условно разделено на 2 типа отношений: материальные и духовные (идеальные).

Материальное – продукт прикладной человеческой деятельности, и вся его деятельность синтезирована разумом. А духовное – это развитие идеального и является продуктом сознательной деятельности человека.

Результат материальных потребностей человека и общества: материальные предметы и системы, созданные их трудом (дома, самолёты, автомобили, холодильник и тд., а также информационные сети, продуктопроводы, электростанции, системы противоракетн. обороны, космические орбит. станции и много-многое другое).

Результат духовных потребностей: духовные отношения, приемлемые им, которые соответствуют их ценностям, взглядам и идеям. В целом духовный продукт – это идеи, мысли, теории, концепции, доктрины, сюжетные замыслы книг, кинофильмов и художеств. полотен. Зафиксированы на материальных носителях.

35. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Историю творят люди, вписанные в определенные исторические условия – эпоха рождает личность, а не наоборот. Существуют 2 концепции развития общества:

1. Формационная (К.Маркс). развитие общ-ва – линейный процесс – переход от одной социально-экономической формации к другой. Стержень формации – способ производства материальной жизни (экономический фактор).

Основные формации: 1.Первобытно-общественный строй 2. Рабовладельческий 3.Феодальный 4.Капиталичстический и 5. Комунизм.

2. Цивилизационная (А.Тойнби). рассматр-л историю человечества как чередование ряда цивилизаций. Цивилизация – устойчивая общность людей, связанная духовными традициями и географич.границами. Всемирная история – совокупность цивилизаций. В основе его концепции 2 положения: 1) не существует единого процесса человеч. истории, эволюционируют только конкретные локальные цивилизации. 2) нет жёсткой взаимосвязи между цивилизациями, прочно связаны лишь компоненты самой цивилизации.

Он говорил о том, что любая цивилизация погибает и существует на основе закона вызова и ответа.

36. Философия науки.

Философия науки как дисциплина заявила о себе лишь во второй половине ХХ в. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и получению научных знаний, взятых в их историческом развитии и социокультурном контексте. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки — дословно «любовь к мудрости науки. Центральная проблема философии науки — проблема роста, развития научного знания! Философия науки — метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление отличается от ненаучного, какими методами должны пользоваться ученые в своих исследованиях, каковы необходимые условия корректности научного объяснения, в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных канонов. (Дж. Лоузи). В заключении, современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии.

 

 

37. Законы общественного развития.

Законы, обуславливающие протекание общественного процесса, как и законы природы – объективны и неразрывно связаны с людьми. Динамика их проявления во многом испытывает влияние со стороны активной деятельности людей. Знание общественных законов, их понимание и учет в политической деятельности государств будут обуславливать более эффективное развитие страны. Законы общества различаются по характеру: бывают строения, функционирования и развития; и по степени:

1. Всеобщие (универсальные)

2. Общие (характерные для всего общества)

а) закон влияния способа производства на общественный прогресс.

б) закон, определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

в) закон зависимости уровня персонификации индивида от системы общественных отношений.

г) закон социальной и общественной преемственности.

д) закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

3. Частные (законы функционирования конкретных сфер жизни)

В связи с влиянием людей общественные законы проявляются в обществе в качестве тенденций. Одним из факторов возникновения общих законов является научно-технический прогресс и его достижения. Кроме того, с одной стороны законы общества, как и законы природы - объективны, но могут обнаруживать разную степень проявления в разные исторические периоды. Процесс развития общ-ва – естественный исторический процесс. Существуют объективные условия проявления общественных законов (социальные экономические отношения, материальн. производство). На проявление этих законов могут воздействовать и субъективные факторы (деятельность людей) – поэтому в процессе развития общества нужно говорить о взаимодействии объективных и субъективных факторов развития общества.

 

38. Соотношение общества и природы.

Человек — специфическая часть природного мира, его элемент. Он эволюционировал постепенно. Становление (выживание и развитие) человека происходило посредством естественного отбора с опорой на собственную силу, здоровье, выносливость, умение противостоять природным факторам и воспроизводить себе подобных. Социальный отбор предполагал наличие различных индивидуальных особенностей, сформированных способностей, реализацию интеллектуальных качеств, умение приспосабливаться к социальной среде и её условиям. Природная среда сыграла роль первичного естественного фактора становления и развития общества через человеческий труд, человеческую деятельность.

Человек в природе составляет одну из составляющих частей Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

39. Техника как предмет философского анализа.

Философия техники - один из новейших направлений современной социальной философии. В связи с результатами научно-технического прогресса в конце XX века возникает потребность анализа техники как предмета социально-философского исследования.

Научно-технический прогресс постепенно способствует осознанию существенной роли техники в общественном развитии. В конце XIX века появляется одна из первых работ в этой области - «Основы философии техники» Э. Каппа. Продолжил эту тенденцию А. Эспинас, которому приписывают философское обоснование общей теории техники. Эти работы оценивали вклад технического прогресса в развитии человечества только положительно, идеализировали продуктивную роль техники в социуме. Считалось, что технические достижения являются еще одним весомым свидетельством покорения человеком природной среды. Однако такой оптимистичный взгляд на сущность технического прогресса просуществовал до середины XX века, когда начинают осознавать неоднозначность влияния техники на развитие общества.

 

40. Основные направления Западной философии

Неопозитивизм. Претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки.Обращает внимание на то, что обычный язык создаёт массу заблуждений и мнимых проблем, из которых большей частью состоит традиционная философия.Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределённостей.Неопозитивисты считали осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. Философия путём анализа языка должна очищать научное знание от предложений, которые не имеют смысла.Основные идеи неопизитивизма сформировались почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-х гг. ХХ в.,сущностная роль в этом процессе принадлежит Венскому кружку. Основными представителями являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Ганс Рейхенбах, Людвиг Витгенштейн.

С конца 50-х — начала 60-х гг. ХХ в. неопозитивизм теряет своё влияние. Ему на смену приходит постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, её роль в науке и обществе, методы научного исследования. Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Особенность взглядов - отказ от обобщения ранее наработанных в науке положений. Постпозитивизм отказывается проводить жёсткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Представителями считают К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Э. Агацци.

3). Экзистенциализм — иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ в. и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта и в качестве подлинного, настоящего признает только само переживание человеком своего существования. Экзистенция – ощущение человеком своего живого присутствия в мире. Только в условиях глубоких потрясений и перед лицом смерти человек прозревает эту экзистенцию как стержень своего существования и как главный способ своего существования. В истории философии известно два направления экзистенциализма: светское и религиозное.

1. Светский:

Мартин Хайдеггер. С его точки зрения, экзистенция – осознание человеком своей конечности. Основной характеристикой бытия явл. время, которое тоже должно соотносится с человеком. Подлинное время – то, кот.человек переживает психологически, а не то, которое с человеком не связано (физическое). Подлинное же бытие содержит подлинное время. Познать экзистенцию (само бытие) можно только в момент смерти.

Жан Поль Сартр. Считал, что время – сво-во переживающей человеческой души, элемент внутренней человеческой реальности. Экзистенция – опыт, созданный человеком, та данность, которую невозможно отрицать. Экз-я понимается нераздельно с сознанием. Сознание получается как бытие для себя, существует как осознание самого себя или другой данности. Окруж.мир – мир в себе. Разница между окр.миром и сознанием в том, что предметный мир – полное отсут-е свободы быть тем или иным. То есть только у человека есть выбор, значит он источник активности мира. Значит бога нет и только человек несет ответ-ть за всё происходящее с ним и со всем в мире. И человек – един-ый источник и критерий нравственности.

Альберт Камю. Признает неразумность мира и доводит её до абсурда. Мир абсурден. Абсурд – вся правда и конечный смысл человеч.сознания. Нужно увидеть всю абсурдность мира и жить, несмотря ни на что, не примиряясь с происходящим. Только бунт делает этот абсурдный мир чуточку гармоничнее.

2. Религиозный:

К. Ясперс. Неразумность мира – только видимость, которая скрывает его истинную разумность. Бытие имеет три вида: предметное (реальный мир), бытие человеческого Я (необъективная экзистенция) и трансценденция (то, что за пределами человека, недоступно мышлению - Бог). Сознание, проникая в предметное бытие - ориентируется там с помощью наук; проникая в экзистенцию – оно просветляет экзистенцию; проникая в трансценденцию – способно понять, что бог есть. Человек имеет тотальное стремление к коммуникациям (между людьми и человека с Богом). Коммуникация Бога с человеком породила духовность человека. Роль философии – связать всех людей с помощью новых типов веры над другими религиями, стать всеобщей философией веры – короче сохранить общечеловеческие ценности.

Экзистенциализм привнёс в философию осмысление действительности и скептицизм в отношении безоговорочной ставки на науку и технику при определении приоритетов развития человечества. Связал свободу выбора и ответственность за его последствия.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.026 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав