Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос-

Классическая теория сознания в этом курсе не рассматривается, так как ее основные идеи уже были рассказаны в предыдущих лекциях. Суть этой теории в том, что сознание понимается исходя из него самого. Платон раскрывал сознание через умственное усмотрение идей. В основе европейской гносеологии лежит та же установка (cogito ergo sum). Внешние дополнительные принципы не привлекаются для объяснения сознания. То же самое и в трансцендентализме – априорные принципы существуют в самом сознании. Эта установка продолжает существовать в философии до настоящего времени. Однако существуют теории, которые не входят в рамки этой установки. В данном курсе будет рассмотрена только одна неклассическая теория сознания – теория бессознательного.

Впервые проблема бессознательного была сформулирована не философом, а психиатром – З. Фрейдом. Он является уже знаковой фигурой в западной культуре и поэтому изучается философией. К его теории можно подходить с точки зрения психологии и с точки зрения философии. Психология изучает то, по каким закономерностям происходит действие бессознательного на сознание, а философия рассматривает сущность и смысл бессознательного и его значения для культуры и человека.

З.Фрейд жил на рубеже XIX и XX веков – время наивной веры в бесконечный естетсвеннонаучный прогресс. Паровой двигатель казался вершиной творения. Тогда люди всерьез были уверены в том, что все научные открытия уже сделаны, некоторые патентные бюро даже отказывались регистрировать новые изобретения. В начале XX века происходит научная революция, которая несет с собой массу принципиально новых открытий. Научное сообщество агрессивно принимает новое, считает его чем-то вроде шарлатанства. То же произошло в свое время и с теорией Фрейда.

Фрейд прежде всего придерживался в своей практике той мысли, что психологические проблемы должны изучаться психологическими же методами, а не методами химии или биологии. Его первая большая заслуга состоит в том, что он разработал собственно психологические методы исследования психологических проблем. Вторая заслуга Фрейда в том, что он отказался от репрессивных методов лечения психических заболеваний: шокотерапии, психотропных средств и т.п. Он придерживался метода осознанности и включения естественных защитных механизмов психики. Фрейд являлся поэтому скорее психологом, а не психиатром, так как психиатрия занимается конкретными психическими патологиями, обусловленными физиологически, а психология – проблемами личности и разрешением этих проблем путем их осознания. Фрейд существенно расширил возможности исцеления. Методы Фрейда – это анализ беседы с пациентом, анализ его сновидений и ассоциаций. В результате анализа должна выявиться именно психологическая причина расстройства личности, а для исцеления она должна быть осознана пациентом. Практикуя эти методы лечения, Фрейд обнаружил, что причина расстройства личности лежит за рамками осознаваемого пациентом. Пациент ее не видит и не понимает, отсюда Фрейд сделал вывод о существовании внутри психики человека сферы бессознательного.

Сфера неосознаваемого человеком делится на две части:

1 предсознательное – это все, что было забыто человеком, но в любой момент может быть осознано, вспомнено, например, автоматические действия, на которые человек просто не обращает внимания, поэтому не запоминает.

2 бессознательное – это такие содержания, которые сопротивляются вспоминанию и осознаванию.

Сфера предсознания присутствует постоянно и объясняет тот факт, что память человека прерывна. Если попытаться вечером вспомнить весь прожитый день, то будет ясно видно, что он помнится урывками, фрагментами, главными событиями, а то, что было между этими фрагментами, память утрачивает. Фрейда не интересовала сфера предсознания, он занимался сферой сопротивления осознанности. Бессознательное и сознание Фрейдом понимались психологически, т.е. через указание на процессы, протекающие в этих областях, а не философски. Фрейд обнаружил, что если бессознательная причина необъяснимых ошибок в действиях человека, его оговорок, непонятных и нелогичных поступков сочетается с другими подобными бессознательными причинами, то вместе они образуют комплекс, превращающийся в навязчивое состояние – невроз. Вылечить невроз можно с помощью осознавания вызывающих его причин. Но как это сделать, ведь сам пациент не может ничего вспомнить из-за внутреннего сопротивления. Для этого и нужен психоаналитик, который, анализируя проявления бессознательного, выделяет эту причину и заставляет пациента вспомнить ее самому, осознать, изжить и тем самым излечиться.

А почему что-либо вообще вытесняется из сферы сознания в бессознательное? Это действуют механизмы защиты психики от травмирующих ситуаций. Этих механизмов существует несколько:

1 вытеснение

2 перенос

3 регрессия

4 символизация

5 рационализация

6 сублимация.

Способность человека к игнорированию очевидности безгранична. Травмирующие ситуации вытесняются в бессознательное и перестают замечаться. Если что-то не замечать, то не надо об этом и думать, снимается ответственность за свои поступки. Этим пользовались и пользуются политики (Геббельс: “Чем наглее ложь, тем скорее в нее поверят”).

Теория бессознательного оказалась очень плодотворной, допускающей различные интерпретации. Фрейд предложил только одну из возможных интерпретаций – сексуальную. К.Г.Юнг интерпретировал бессознательное как коллективное, Адлер объяснял его через стремление к власти, а Фромм заимствовал что-то у Фрейда, что-то у Юнга.

Фрейдовская теория сексуальности сильно повлияла на западную культуру.

Логика здесь такова: невроз порождается комплексом – совокупностью причин, которые были вытеснены в бессознательное и оттуда воздействуют на сознание. Одна из этих причин является доминирующей. По Фрейду, это причина, связанная с сексуальностью, так как сексуальные запреты в обществе наиболее сильны. Общественные запреты – сфера сверхсознания. С этой сферой соотносится в индивидуальном сознании Я-идеал – представление об идеально приемлемом члене общества. Это сфера “Супер-Эго”. Реальное Я человека стремится подстроиться под Я-идеал, а все то, что не соответствует Я-идеалу, вытеснить. За несоответствие себе Я-идеал наказывает человека муками совести, а если эти несоответствия вытеснены в бессознательное (по Фрейду “Оно”) - то неврозом. Фрейд прослеживает этапы формирования этого комплекса с раннего детства. Сексуальное влечение проявляется в человеке с младенчества, сначала как автоэротизм – получение сексуального удовольствия от своего тела. Это когда ребенок еще не осознает присутствия других людей и чувствует только себя. Потом, взрослея, ребенок видит других, прежде всего родителей, и переносит свое влечение на них; девочка – на отца, а мальчик – на мать. Так возникает комплекс, который для мужчин называется Эдиповым комплексом, а для женщин – комплексом Электры. Эти комплексы, если они развиваются правильно, имеют положительное значение для развития личности, правильно ориентируют сексуальность ребенка на отношения с противоположным полом. Если почему-либо происходит затормаживание развития этих комплексов, то в результате получаются неправильно сексуально ориентированные личности: гомосексуалисты, например. Наличием Эдипова (Электры) комплекса в детстве Фрейд объясняет детскую амнезию (факт того, что люди не помнят свое раннее детство).

Фрейд придает своей теории сексуальности универсальное значение. Он считает, что в первобытной древности люди жили без этих комплексов, т.е. убивали своих отцов, чтобы жениться на своих матерях. Потом почему-то (Фрейд не объясняет, почему) у них возникает чувство вины, они решают, что так жить больше нельзя и налагают запрет (табу) на область влечения к родителям, а потом и к ближайшим родственникам. Отныне нельзя больше убивать отца и жениться на матери. Но сами влечения к этим действиям как были, так и остались, что привело к их вытеснению в бессознательное и появлению вышеуказанных комплексов. Само сексуальное влечение, или сексуальная энергия – либидо – с помощью защитных психических механизмов было направлено на другие области деятельности: искусство, науку, религию и т.п.

В контексте своей теории сексуальности Фрейд толковал сновидения. Толкование сновидений было важным методом в его врачебной практике. Этот метод позволял вычленить причину комплекса, порождающего невроз, так как бессознательное проявляет в сновидениях то, о чем человек не может или не хочет говорить прямо. Сны, по мнению Фрейда, это проигрывание вытесненных желаний, в основном, конечно, сексуальных. А так как все, что может присниться, имеет по необходимости или вытянутую (фаллическую) или округлую (влагальную) формы, то истолковать любое сновидение как сексуальное проще простого.

Фрейд жил в эпоху, которая непохожа на современную; тогда была совсем другая сексуальная ситуация. Сейчас разрешено слишком многое из того, что в его время было под строжайшим запретом. Поэтому в наше время его теория выглядит несколько странно. Если строго придерживаться теории Фрейда, то становится непонятным, почему в наш век сексуальной свободы сновидения как снились так и снятся, неврозов не становится меньше, а скорее наоборот, гомосексуалистов и людей других ориентаций остается все столько же. Почему же именно концепция Фрейда становится столь значительной для европейской культуры? В современном массовом сознании его теория стала уже мифологической; с помощью бессознательного объясняют те феномены, которые ранее объяснялись воздействием бесов, духов и т.п. Почему теория бессознательного именно в сексуальной интерпретации становится мифологической? Толчком к созданию этой теории послужил страх перед неизвестным, непостижимым; теория сексуальности должна была служить защитой от мистики, проявления мистических феноменов в реальной жизни. Люди делятся на два типа: те, кого неизвестное и тайное пугают, и те, кого это, наоборот, притягивает. Людей первого типа гораздо больше, чем второго. Фрейд принадлежал к первому типу, его пугало и отталкивало все тайное и непостижимое; он поэтому пытался всему найти рациональное объяснение, изгнать тем самым тайну, а с ней и страх. Юнг, например, является личностью совершенно противоположного типа; тайное его притягивает, он стремится исследовать неизвестные области, а не объяснять их. Так как людей первого типа большинство, то ими востребована именно фрейдовская теория. Фрейд стал символом культуры потому, что отвечал потребности людей в изгнании страха.

Недостатки теории Фрейда:

1 предвзятость

2 произвольность распространения выводов, которые были сделаны для узкой группы людей (германских бюргеров), с которыми работал Фрейд. Это были люди образованные, способные, как минимум, заплатить за лечение, а значит обеспеченные. Далеко не все люди в мире являются таковыми.

3 сведение сложных явлений психики к простым: феноменов искусства, нравственности, духовности к сексуальности.

4 теория Фрейда не является фальсифицируемой, что означает ее ненаучность. Любые факты можно подогнать под эту теорию, то есть она является неопровержимой, а это свойство мифологичности.

 

26 вопрос – теория бессознательного З.Фрейда. Методы изучении бессознательного

Неклассическая теория сознания. Проблема бессознательного в теории Зигмунда Фрейда.

Классическая теория сознания в этом курсе не рассматривается, так как ее основные идеи уже были рассказаны в предыдущих лекциях. Суть этой теории в том, что сознание понимается исходя из него самого. Платон раскрывал сознание через умственное усмотрение идей. В основе европейской гносеологии лежит та же установка (cogito ergo sum). Внешние дополнительные принципы не привлекаются для объяснения сознания. То же самое и в трансцендентализме – априорные принципы существуют в самом сознании. Эта установка продолжает существовать в философии до настоящего времени. Однако существуют теории, которые не входят в рамки этой установки. В данном курсе будет рассмотрена только одна неклассическая теория сознания – теория бессознательного.

Впервые проблема бессознательного была сформулирована не философом, а психиатром – З. Фрейдом. Он является уже знаковой фигурой в западной культуре и поэтому изучается философией. К его теории можно подходить с точки зрения психологии и с точки зрения философии. Психология изучает то, по каким закономерностям происходит действие бессознательного на сознание, а философия рассматривает сущность и смысл бессознательного и его значения для культуры и человека.

З.Фрейд жил на рубеже XIX и XX веков – время наивной веры в бесконечный естетсвеннонаучный прогресс. Паровой двигатель казался вершиной творения. Тогда люди всерьез были уверены в том, что все научные открытия уже сделаны, некоторые патентные бюро даже отказывались регистрировать новые изобретения. В начале XX века происходит научная революция, которая несет с собой массу принципиально новых открытий. Научное сообщество агрессивно принимает новое, считает его чем-то вроде шарлатанства. То же произошло в свое время и с теорией Фрейда.

Фрейд прежде всего придерживался в своей практике той мысли, что психологические проблемы должны изучаться психологическими же методами, а не методами химии или биологии. Его первая большая заслуга состоит в том, что он разработал собственно психологические методы исследования психологических проблем. Вторая заслуга Фрейда в том, что он отказался от репрессивных методов лечения психических заболеваний: шокотерапии, психотропных средств и т.п. Он придерживался метода осознанности и включения естественных защитных механизмов психики. Фрейд являлся поэтому скорее психологом, а не психиатром, так как психиатрия занимается конкретными психическими патологиями, обусловленными физиологически, а психология – проблемами личности и разрешением этих проблем путем их осознания. Фрейд существенно расширил возможности исцеления. Методы Фрейда – это анализ беседы с пациентом, анализ его сновидений и ассоциаций. В результате анализа должна выявиться именно психологическая причина расстройства личности, а для исцеления она должна быть осознана пациентом. Практикуя эти методы лечения, Фрейд обнаружил, что причина расстройства личности лежит за рамками осознаваемого пациентом. Пациент ее не видит и не понимает, отсюда Фрейд сделал вывод о существовании внутри психики человека сферы бессознательного.

Сфера неосознаваемого человеком делится на две части:

1 предсознательное – это все, что было забыто человеком, но в любой момент может быть осознано, вспомнено, например, автоматические действия, на которые человек просто не обращает внимания, поэтому не запоминает.

2 бессознательное – это такие содержания, которые сопротивляются вспоминанию и осознаванию.

Сфера предсознания присутствует постоянно и объясняет тот факт, что память человека прерывна. Если попытаться вечером вспомнить весь прожитый день, то будет ясно видно, что он помнится урывками, фрагментами, главными событиями, а то, что было между этими фрагментами, память утрачивает. Фрейда не интересовала сфера предсознания, он занимался сферой сопротивления осознанности. Бессознательное и сознание Фрейдом понимались психологически, т.е. через указание на процессы, протекающие в этих областях, а не философски. Фрейд обнаружил, что если бессознательная причина необъяснимых ошибок в действиях человека, его оговорок, непонятных и нелогичных поступков сочетается с другими подобными бессознательными причинами, то вместе они образуют комплекс, превращающийся в навязчивое состояние – невроз. Вылечить невроз можно с помощью осознавания вызывающих его причин. Но как это сделать, ведь сам пациент не может ничего вспомнить из-за внутреннего сопротивления. Для этого и нужен психоаналитик, который, анализируя проявления бессознательного, выделяет эту причину и заставляет пациента вспомнить ее самому, осознать, изжить и тем самым излечиться.

А почему что-либо вообще вытесняется из сферы сознания в бессознательное? Это действуют механизмы защиты психики от травмирующих ситуаций. Этих механизмов существует несколько:

1 вытеснение

2 перенос

3 регрессия

4 символизация

5 рационализация

6 сублимация.

Способность человека к игнорированию очевидности безгранична. Травмирующие ситуации вытесняются в бессознательное и перестают замечаться. Если что-то не замечать, то не надо об этом и думать, снимается ответственность за свои поступки. Этим пользовались и пользуются политики (Геббельс: “Чем наглее ложь, тем скорее в нее поверят”).

Теория бессознательного оказалась очень плодотворной, допускающей различные интерпретации. Фрейд предложил только одну из возможных интерпретаций – сексуальную. К.Г.Юнг интерпретировал бессознательное как коллективное, Адлер объяснял его через стремление к власти, а Фромм заимствовал что-то у Фрейда, что-то у Юнга.

Фрейдовская теория сексуальности сильно повлияла на западную культуру.

Логика здесь такова: невроз порождается комплексом – совокупностью причин, которые были вытеснены в бессознательное и оттуда воздействуют на сознание. Одна из этих причин является доминирующей. По Фрейду, это причина, связанная с сексуальностью, так как сексуальные запреты в обществе наиболее сильны. Общественные запреты – сфера сверхсознания. С этой сферой соотносится в индивидуальном сознании Я-идеал – представление об идеально приемлемом члене общества. Это сфера “Супер-Эго”. Реальное Я человека стремится подстроиться под Я-идеал, а все то, что не соответствует Я-идеалу, вытеснить. За несоответствие себе Я-идеал наказывает человека муками совести, а если эти несоответствия вытеснены в бессознательное (по Фрейду “Оно”) - то неврозом. Фрейд прослеживает этапы формирования этого комплекса с раннего детства. Сексуальное влечение проявляется в человеке с младенчества, сначала как автоэротизм – получение сексуального удовольствия от своего тела. Это когда ребенок еще не осознает присутствия других людей и чувствует только себя. Потом, взрослея, ребенок видит других, прежде всего родителей, и переносит свое влечение на них; девочка – на отца, а мальчик – на мать. Так возникает комплекс, который для мужчин называется Эдиповым комплексом, а для женщин – комплексом Электры. Эти комплексы, если они развиваются правильно, имеют положительное значение для развития личности, правильно ориентируют сексуальность ребенка на отношения с противоположным полом. Если почему-либо происходит затормаживание развития этих комплексов, то в результате получаются неправильно сексуально ориентированные личности: гомосексуалисты, например. Наличием Эдипова (Электры) комплекса в детстве Фрейд объясняет детскую амнезию (факт того, что люди не помнят свое раннее детство).

Фрейд придает своей теории сексуальности универсальное значение. Он считает, что в первобытной древности люди жили без этих комплексов, т.е. убивали своих отцов, чтобы жениться на своих матерях. Потом почему-то (Фрейд не объясняет, почему) у них возникает чувство вины, они решают, что так жить больше нельзя и налагают запрет (табу) на область влечения к родителям, а потом и к ближайшим родственникам. Отныне нельзя больше убивать отца и жениться на матери. Но сами влечения к этим действиям как были, так и остались, что привело к их вытеснению в бессознательное и появлению вышеуказанных комплексов. Само сексуальное влечение, или сексуальная энергия – либидо – с помощью защитных психических механизмов было направлено на другие области деятельности: искусство, науку, религию и т.п.

В контексте своей теории сексуальности Фрейд толковал сновидения. Толкование сновидений было важным методом в его врачебной практике. Этот метод позволял вычленить причину комплекса, порождающего невроз, так как бессознательное проявляет в сновидениях то, о чем человек не может или не хочет говорить прямо. Сны, по мнению Фрейда, это проигрывание вытесненных желаний, в основном, конечно, сексуальных. А так как все, что может присниться, имеет по необходимости или вытянутую (фаллическую) или округлую (влагальную) формы, то истолковать любое сновидение как сексуальное проще простого.

Фрейд жил в эпоху, которая непохожа на современную; тогда была совсем другая сексуальная ситуация. Сейчас разрешено слишком многое из того, что в его время было под строжайшим запретом. Поэтому в наше время его теория выглядит несколько странно. Если строго придерживаться теории Фрейда, то становится непонятным, почему в наш век сексуальной свободы сновидения как снились так и снятся, неврозов не становится меньше, а скорее наоборот, гомосексуалистов и людей других ориентаций остается все столько же. Почему же именно концепция Фрейда становится столь значительной для европейской культуры? В современном массовом сознании его теория стала уже мифологической; с помощью бессознательного объясняют те феномены, которые ранее объяснялись воздействием бесов, духов и т.п. Почему теория бессознательного именно в сексуальной интерпретации становится мифологической? Толчком к созданию этой теории послужил страх перед неизвестным, непостижимым; теория сексуальности должна была служить защитой от мистики, проявления мистических феноменов в реальной жизни. Люди делятся на два типа: те, кого неизвестное и тайное пугают, и те, кого это, наоборот, притягивает. Людей первого типа гораздо больше, чем второго. Фрейд принадлежал к первому типу, его пугало и отталкивало все тайное и непостижимое; он поэтому пытался всему найти рациональное объяснение, изгнать тем самым тайну, а с ней и страх. Юнг, например, является личностью совершенно противоположного типа; тайное его притягивает, он стремится исследовать неизвестные области, а не объяснять их. Так как людей первого типа большинство, то ими востребована именно фрейдовская теория. Фрейд стал символом культуры потому, что отвечал потребности людей в изгнании страха.

Недостатки теории Фрейда:

1 предвзятость

2 произвольность распространения выводов, которые были сделаны для узкой группы людей (германских бюргеров), с которыми работал Фрейд. Это были люди образованные, способные, как минимум, заплатить за лечение, а значит обеспеченные. Далеко не все люди в мире являются таковыми.

3 сведение сложных явлений психики к простым: феноменов искусства, нравственности, духовности к сексуальности.

4 теория Фрейда не является фальсифицируемой, что означает ее ненаучность. Любые факты можно подогнать под эту теорию, то есть она является неопровержимой, а это свойство мифологичности.

 

27 вопрос – теория коллективного бессознательного К.Г.Юнга

Проблемы бесознательного. Карл Густав Юнг.

В отличие от боявшегося непостижимости и потому пытавшегося ее рационализировать Фрейда Юнг был человеком другого типа. Он признавал право непостижимого на существование и уважал тайну человеческой души. Поэтому вместо ясных, но слишком ограниченных определений комплексов он предпочитал оперировать символами. Использование им методов психоанализа Фрейда, отличалось иными установками.

1. Отказ от предвзятости в исследовании беседы с пациентом. Юнг считает, что нельзя в исследовании руководствоваться какой-либо теорией (как это делал Фрейд). Теория должна формироваться в процессе исследования. Иначе психоаналитик будет похож на следователя, заранее убежденного в виновности допрашиваемого человека.

2. Расширение круга исследования, т.е. включение в него людей всех социальных слоев, рас, национальностей. Это позволяет говорить об общей теории бессознательного, выделяя в нем те содержания, которые одинаковы для всех людей, а не только для узкого круга образованных, обеспеченных немецких бюргеров.

3. Анализ беседы с пациентом, его сновидений, ассоциаций. Юнг впервые разработал ассоциативный метод выявления скрытых содержаний бессознательного и сознания, который потом лег в основу проверки на лживость. Он заключается в том, что человеку предлагают ряд слов, на которые он, не думая, должен выдать ассоциацию. Некоторые слова вызывают задержку с ответом.…

4. Исследование (анализ) художественного творчества. При создании произведения, особенно, гениального, происходит прорыв бессознательного, когда автор уже не властен над своим творением, оно само пишет себя с помощью автора. В этом состоит суть гениальности, как считает Юнг – слышать и воспринимать голос бессознательного.

5. Анализ мифологии. Мифы имеют силу и власть над человеческой душой, так как они выражают общезначимые содержания психики. Мифы передаются из поколение в поколение в почти неизменном виде, хотя каждый рассказчик привносит от себя что-то. Однако привнесенные элементы постепенно выпадают, остаются только те, которые значимы для всех – это образы из бессознательного. Мифы и сновидения идентичны, их язык один и тот же. Действия бессознательного проявляются в символах и ритуалах, имеющих общекультурное значение. Ритуалы, как и мифы, фактически не меняются и происходят из области бессознательного, поэтому анализ их символики позволяет поникнуть в бессознательные содержания и процессы психики.

6. Исследование мистических традиций (представление о потустороннем, психосоматических практик, медитаций, спиритических сеансов). Исследуя Бардо Тёдол (Тибетскую книгу мертвых), Юнг обнаружил, что образы, описанные в этой книге, подчиняются жесткой психической необходимости. Он посещал так же спиритические сеансы; его как психолога не интересует, почему двигается тарелка и существуют ли духи на самом деле, это вопросы соответственно физики и богословия. Психолога интересует, как связаны ответы на вопросы, которые дает тарелка, с медиумом. Проанализировав ответы медиума, Юнг обнаружил, что они даны из бессознательного самого медиума, который их сознательно не воспринимает и считает пришедшими извне. Психолог изучает закономерности и связи между внутренним и внешним выражением внутреннего. Также Юнг исследовал слухи о “летающих тарелках” как психологический феномен и выявил закономерности, по которым люди воспринимают и передают знания о них.

7. Исследование средневековой алхимической традиции. Основной задачей алхимика было выявление нетленной сущности металла. Золото – символ этой нетленности. Алхимия не может быть простым заблуждением, но это и не наука, не философия, а просто совсем другая область знания, использующая для своих целей ритуал. Алхимия бывает внутренняя и внешняя. Внешняя алхимия работает с реальными веществами, а внутренняя – с психическими процессами. Все алхимические трактаты переводимы на язык психологии. Цель внутренней алхимии – управление скрытыми психическими процессами для трансформации человека в бессмертное существо. Символом бессмертия является золото (в западной традиции), алмаз (в восточной), а китайцы просто говорят о бессмертии.

Фрейд исключал саму возможность исследования мистических традиций, сводя их просто к сублимации бессознательной сексуальности. Юнг подошел к ним с точки зрения их самих и их задач, не опираясь на какой-либо внешний объяснительный принцип. В результате он открыл феномен коллективного бессознательного. Юнг признает концепцию Фрейда только как частный случай теории бессознательного.

По Юнгу существует сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное, которое выражает опыт, не связанный с индивидуальной жизнью человека. Формы его проявления выражены в архетипических образах, а причина их проявления – архетипы (прототипы, типы психических процессов). Архетипические образы, в которых выражены эти процессы, являются одними и теми же для всех людей. Архетипы раскрываются на самом широком материале (см. вышеперечисленные пункты).

Материалисты могли бы объяснить коллективное бессознательное как генетическую память, буддисты и индуисты – как память прошлых жизней, христиане – как откровение свыше; все это изучается Юнгом. Он изучает, конечно, не само бессознательное (это по определению невозможно), а те процессы и законы, по которым действуют образы из бессознательного. Больше всего Юнга интересуют те образы, которые показывают отношение человека к самому себе. Это, прежде всего, образы самости – того, чем является человек сам по себе. Самость всегда на границе между осознанным и бессознательным, поэтому хотя человек и знает себя, но не до конца. Образами самости являются: 1)рыба в воде, 2)дерево в темном лесу.

1). Вода – хаос, бесформенность, неопределенность. Это общемифологическое восприятие воды, обнаруживающееся у всех народов. Вода – символ бессознательного, но в ней есть нечто определенное, то, что является возможностью осознанности – это рыба (щука, например, в сказке о Емеле, или золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке). Щука или золотая рыбка могут выполнить все, что угодно, кроме одного – заставить их выпустить.

2). Дерево также является символом самости: ствол – осознанность, корни уходят в бессознательное, ветви (крона) – сверхсознание, так как они тянутся к небу (высшему). Земля. Таким образом, тоже символизирует бессознательное в аспекте плоти (тела). Корни сознания находятся в теле, плоти, сфере физиологии. (Это можно проиллюстрировать сказкой Братьев Гримм о духе из бутылки). Если человек в сфере осознанности справляется с духом из корней дерева, то этот дух дает ему новые возможности. Таким образом земля является символом индивидуального бессознательного, а вода – коллективного.

Другие архетипические образы:

3). Змей, поднимающийся по дереву (посох Гермеса, шаманский посох, крест Моисея) – символ опасности и исцеления. Змей может вызвать падение человека (грехопадение Адама и Евы), а может исцелить от болезни (железный крест Моисея с обвившимся вокруг него змеем). Битва бога-громовержца со змеем присутствует так или иначе во всех почти мифологиях. Змей персонифицирует сопротивление бессознательного. Он стоит у истоков вод жизни, необходима сила сознания, которую символизирует Громовержец с его молниями (огонь), чтобы сломить сопротивление бессознательного.

4). Крест. Дерево раскидывает свои ветви по четырем сторонам света – это четыре направления, которые графически выражаются как крест. Четыре направления, четыре угла (квадрат), цифра четыре – это символы области земного, в которой пребывает сознание. Кресты бывают разной формы (классический католический, православный, кельтский, андреевский). Все они выражают идею распятия Христа в этом мире, который и есть крест, но их начертание символизирует разные аспекты воплощения.

5). Тень – все, что человек вытеснил из своего сознания, подстраиваясь под социум, Я-идеал. Чем больше вытесненных человеком содержаний, тем большую тень он отбрасывает. Тень выражается в паре архетипов: анима (душа) и анимус (дух). Анима – это внутренний женский аспект в мужчине, анимус – внутренний мужской аспект в женщине. Они часто являются человеку в сновидениях и выражены, обычно, в существах противоположного пола и другого возраста. Т.е. юноше его анима может явится в образе старухи, девушке – в образе старца, но не обязательно.

Образы бессознательного могут быть выражены в бесконечно разнообразных символах, так что пользоваться сонником при толковании сновидений бесполезно. К тому же не все сновидения являются архетипическими, могут быть и сексуальные (по Фрейду), могут быть просто ассоциации из мира бодрствования. Любое сновидение должно быть истолковано только в контексте конкретной личности.

Эти символы и образы необходимы человеку, чтобы упорядочивать действия бессознательных сил на психику. Мифология и ритуалы перенаправляют энергию бессознательного по безопасному для души руслу, отказ от них ведет к утрате способности справляться с возникающими психическими ситуациями. Юнг в процессе своей врачебной практики заметил, что к нему обращается гораздо больше протестантов, чем католиков. Он связывал это с отказом протестантов от древних ритуалов и таинств церкви, с отказом от всей мистики и мифологии, пронизывающей церковную традицию. Таким образом, утрата мифа ставит под угрозу все общество в целом и психическое здоровье отдельного человека. Отказ от мифа и ритуала ведет к тому, что действия бессознательного становятся спонтанными, пробуждаются древние архетипы и, в конце концов, появляется человек, который воплощает в себе архетип и становится лидером (фюрером). Он насаждает свой культ, что приводит к всеобщему уничтожению. Происходит психологическая эпидемия – захват древними архетипами массового сознания. В Германии этим архетипом был Вотан, а в России – Антихрист. Это можно видеть по принятой в то время государственной символике: символом фашистской Германии стала свастика – солярный древнеарийский символ, что означает возврат к язычеству, культу героя, идеалом которого стал Зигфрид Победитель Дракона. Примером спонтанного развития мифологии являются так называемые “летающие тарелки”. Причем сами по себе “тарелки” безопасны, летают, никого не трогают, но они являются симптомом пробуждения еще какого-нибудь древнего архетипа, который может вызвать психическую эпидемию. Поэтому Юнг предостерегал от того, чтобы беспечно игнорировать мифы и ритуалы; это опасно для жизни человека и общества.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав