Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные идеи раннегреческой "софии". Гомер. Гесиод. Лирика. "Семь мудрецов".

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  4. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  5. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  6. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  7. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  8. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  9. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  10. IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии

Философия – это искание истины, любомудрие. Философия – сугубо европейское изобретение. Греки поняли, знание человека - это не абсолютная истина, но само движение к Абсолюту – смысл философии. Сократ говорил, что философ всегда начинает с иронии. Ирония – главный элемент философской мысли. Вся философия в качестве своего начала имеет философию древнегреческую. Изложение древнегреческой философии принято начинать с того времени, как греки начали рассуждать о причинах всего сущего, о добре и зле, смысле жизни. Первым историком философии был Аристотель. До него были доксографы – собиратели мнений(докса-мнение), а эпистема-научная философия, теория-созерцание. Широко известен доксографический свод Диогена Лаэртского. Доксографы относили к истории философии то, что сейчас относят к поэзии, литературе. Они находили много философского у комедиодов, у Гомера, у Аристофана. Вся эта проблематика Гомера позднее отнесена к этической стороне философии(рассуждения Гомера о страстях человека).

Гомер – 9-8 вв. до н.э. Илиада начинается со слова «гнев»(«Гнев и мудрых в неистовство вводит»).Неистовство – ман и я. Самые почитаемые добродетели у Гомера: мужество, справедливость. Пороки – безумие, несправедливость, глупость. Образование у Гомера, - это формирование человека. Понятие истории у Гомера замещается идеей судьбы, которая связана с идеей природы. Какова природа вещи, такова и ее судьба. Судьба сильнее и людей и богов. В поэмах Гомера не говорится о том, что все действия предопределены, но Гомер допускает предвидение будущего(Калхос в поэме наделен этой способностью). Это противоречие Гомер не пытается разрешить. Рождение, жизнь, смерть – все это входит в порядок природы. Окружающий мир – единое жилище для богов и людей. Гомеру еще неведом историзм, все происходит по законам триединства человеческой драмы. О будущем(будущее как пророчество) и прошлом говорится в настоящем времени. Гомер проявляет интерес к генеалогии богов. Океан – древний бог, от которого все происходит, древнейшая пресноводная река, которая огибает весь земной цилиндр. Океан питает все другие пресноводные источники. Стикс – один из рукавов Океана, главный рукав Аида(невидимое царство мертвых). Именем Стикса клянутся сами боги(если нарушат такую клятву, то их ждут неприятные последствия).Земля находится в центре мира. Небесный свод – Уран.Атланты держат небо. Боги живут на вершинах гор. Жизнь богов мало отличается от жизни людей(кроме того, что боги бессмертны). Боги вступают в брак и с людьми, от этих браков рождаются герои. Под Аидом, внизу находится Тартар – место мучений богоборцев и злодеев. Гомер пишет о своем варианте богословия, в нем мифолого-теологическое многоначалие должно смениться властью Зевса(образ золотой цепи Зевса).

«Илиада». Война ахейцев и Трои. Рассказывается про гнев Ахиллеса, этот гнев принес страдания ахейцам. Ахейцы завоевали Фивы и взяли в плен Хрисеиду. Народы погибали из-за того, что Хриса-жреца Атрид обесчестил. Дочь жреца была взята в плен, и он предлагает выкуп за свою дочь. Все ахейцы изъявили на это согласие, но лишь Агамемнон(предводитель войска) был против. Он прогнал жреца, тот оскорбился этим и стал молиться Аполлону. Аполлон сошел с Олимпа и стал поражать своими стрелами данайцев. Ахиллес собрал по этому поводу собрание. Гадатель на этом собрании сказал, что нужно отдать дочь жрецу. Агамемнон соглашается отдать Хрисеиду, но он отбирает у Ахиллеса Брисеиду. Ахиллес опечален и он рассказывает все своей матери богине Фетиде. Он просит, чтобы мать попросила Зевса помочь троянцам победить ахейцев; «чтобы царя своего распознали ахейцы», чтобы Агамемнон узнал, что погрешил, обесчестив Ахиллеса. Хрис просит Аполлона отвратить от данайцев погибель. Зевс соглашается на просьбу Фетиды. Гера выступает против помощи троянцам. Но Зевс говорит Гере, что она не сможет противостоять его воле, т.к он значительно сильнее. Зевс посылает Агамемнону Обманный сон, согласно которому вождь должен готовить свое войско к бою, т.к теперь он наконец овладеет Троей. Ахейца на то время 9 лет находились в чужой земле. Еще до похода в троянские земли Зевс явил знамение, согласно которому ахейцы Трою захватят. Нестор призывает всех вступить в сражение с Троей. Они приносят жертву Зевсу, но Зевс не внимает их просьбам. Описываются знатные вожди, отправившиеся на битву и называются земли, в которых они правят. Далее говорится, сколько каждый вождь привел за собой кораблей. Ахиллес уклонился от битвы, хотя привел с собой 50 кораблей. Гектор – вождь троянцев. Начинается сражение, в единоборство вступают Парис(сын Приама, царя Трои) и Менелай. До этих событий Парис похитил Елену у Менелая. Парис, увидев Менелая, пытается отступить. Париса стыдит за трусость Гектор. Александр(Парис) говорит, что он вступит в единоборство с Менелаем, и кто победит в этом единоборстве, тот уведет Елену и увезет с собой все богатства проигравшей стороны. У Елены на родине остались родственники и маленькая дочь от Менелая. Во время единоборства Афродита спасла от смерти Александра, унесла его к себе и позвала Елену. Менелай таким образом оказался победителем и ахейцы стали требовать у троян Елену и богатства. За Менелая выступала Афина и Гера. Афина по приказу Зевса побудила троян нарушить данную клятву. В бою Афина помогала Диомеду. Энея от Диомеда спасла его мать Афродита. Диомед ранил Афродиту в руку. В бой вмешивается Арес, он помогает троянцам. Видя победы троян, с Олимпа спустились Гера и Афина помогать ахейцам. Диомед ранит Ареса, тот поднялся на олимп. За ним улетели с поля битвы Гера и Афина. Песнь 6-ая: встреча Гектора с Андромахой. Гектор пошел к Трое(Илион), сказать, чтобы женщины молились Афине и обещали ей принести богатые жертвы, если Афина проявит жалость к Трое. Но Афина отвергла их молитвы. Гектор, брат Париса(Александра). Гектор увидел в Трое Париса и пристыдил его за неучастие в битве. Гектор встречается с женой Андромахой и малым сыном(младенцем). Андромаха просит Гектора остаться в Трое и не возвращаться на поле боя. Единоборство Гектора и Аякса, но их борьба не была закончена, т.к. наступила ночь и борьбу отложили на следующий день. Ахейцы воздвигли стену, а в этой стене ворота(это их укрепления). Зевс говорит богам, чтобы никто из них не смел вмешиваться в битву. Иначе он отправит их в Тартар. Он говорит, что может сбросить золотую цепь с неба на землю, и даже если все боги потянут за эту цепь, они не смогут стянуть Зевса, т.к. он сильнее и могущественнее всех богов. На следующий день Зевс ударил молнией в войска ахейцев. Ахейцы испугались и побежали, только Диомед остался и вступил в бой с Гектором. Но Зевс перед колесницей Диомеда ударил молнией. Гера предлагает Посейдону вступиться за ахейцев, но тот говорит, что Зевс сильнее всех богов и нельзя противиться его воле. Ахейцы побежали и остановились у своих кораблей. Гера и Афина решают им помочь. Зевс посылает к ним Ириду, чтобы та сказала им, что Зевс накажет богинь, если они вмешаются в битву. Богини возвращаются на олимп. Ночью Агамемнон предлагает ахейцам бежать домой. Нестор говорит, что все эти поражения из-за обиды Ахиллеса.Нестор – почтенный старец, дававший советы. К Ахиллесу от Агамемнона отправляются посланцы. Ахиллес отказывается от их предложений, он согласен на то, что слава его погибнет, но зато он будет долго жить на своей родине. Ахейцы перехватывают троянца, шедшего на разведку в их стан. Этот троянец рассказывает, что союзники Трои спят и где именно они находятся. После этого троянца убили. Ахейцы ворвались в стан фракийцев, убили их и забрали их прекрасных коней. На утро началась битва. Агамемнона ранят и он уходит с боя. Зевс в битве всячески помогает троянцам. Зевс посылает знамение – орла в лапах с живым змеем, змей жалит орла и орел выпускает змея из рук. Посейдон вышел из моря из-за сострадания к ахейцам, он возбудил в них храбрость. Троянцы убили внука Посейдона. Гера просит у Афродиты «силу любви и влекущую прелесть» якобы для примирения Океана и Тифии, у которых она воспитывалась. Гера договаривается со Сном, что он овладеет Зевсом после того, как Зевс с Герой любовное ложе разделят. После того, как Зевс уснул, цари строят ахейцев – впереди них выступает Посейдон с мечом, наводящим на всех ужас. Гектор ранен и не участвует в битве. Зевс пробудился и увидел бегущих троянцев и Посейдона в строе ахейцев. Ирида передает Посейдону волю Зевса – то т хочет, чтобы Посейдон ушел с битвы, иначе Зевс с ним сразится. Посейдон говорит, что он равноправен с Зевсом, поэтому не обязан его слушаться, но на этот раз уступит. Аполлон по приказу Зевса вдыхает в Гектора могучую силу. Аполлон вмешивается в битву. Ахиллес, увидя горящие корабли, отправил Патрокла воевать и стал снаряжать свой отряд. Зевс допускает убийство своего сына Сарпедона Патроклом, дабы другие боги не захотели вызволить из битвы своих сыновей. Патрокл при был убит Гектором(при помощи Аполлона). Гектор снял с Патрокла доспехи Ахиллеса и надел их. Ахейцы охраняли труп Патрокла от троян и поэтому многие из ахейцев полегли на поле боя.Зевс давал победы то ахейцам, то троянам. Ахиллесу сообщают о смерти Патрокла(друг Ахиллеса). Фетида(Нереида) услышала его рыдания. Она приходит и говорит, что вслед за Гектором погибнет сам Ахиллес. Ахеллес перестает гневаться на Агамемнона и решает отомстить Гектору за смерть Патрокла. В поэме встречается много сравнений воинов с дикими животными. Фетида просит Гефеста изготовить доспехи для Ахиллеса(Фетида спасла Гефеста, когда Гера выбросила его на землю, чтобы скрыть, что он хром). Гефест сковал прекраснейшие доспехи. Ахиллес примиряется с Агамемноном. Тот дает Ахиллесу Брисеиду и много богатств. Зевс разрешил богам помогать тем, кому они сочувствуют. За ахейцев выступали: Афина, Гефест,Посейдон, Гера, Гермес. За троянцев – Афродита, Аполлон, Арес. Боги воевали с богами, потом они устранились от битвы и стали наблюдать. Афина в борьбе победила Ареса и ударила в грудь Афродиту. Гера победила Артемиду. Зевс поднимает весы, на которых лежат 2 жребия: Гектора и Ахиллеса. Чаша Ахиллеса взлетела ввысь, чаша Гектора наклонилась к подземному царству. Ахиллес убивает Гектора. Он привязывает тело убитого врага к своей колеснице и гонит коней вокруг Трои, глумясь над погибшим, а на городской стене плачет Приам, Андромаха, троянцы. Гнев Ахиллеса не утихает. Трижды в день Ахиллес гонит свою колесницу с телом Гектора вокруг патроклова кургана, но труп оберегает Аполлон. Наконец Зевс приказывает Ахиллесу не свирепствовать. Ночью к шатру Ахиллеса приходит Приам, после разговора с ним Ахиллес перестает гневаться. Он принимает дары от Приама, отдает ему тело Гектора и обещает не тревожить троянцев, пока они не похоронят Гектора. «Так воителя Гектора Трои сыны погребали» -этой строчкой заканчивается «Илиада». Троянцы, потеряв Гектора, больше не выходили за городские стены, но на помощь им приходили все более дальние народы. Ахиллес бросился на приступ Трои и погиб от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки взяли Трою хитростью, заставив троянцев ввести в город деревянного коня, в котором сидели греческие витязи. Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие герои пустились в обратный путь.

«Одиссея». Все думают на Итаке(родине Одиссея), что Одиссей погиб. Но Одиссей находится в это время на острове, его пытается принудить к сожительству магическими речами нимфа Калипсо. Афина решает придти к сыну Одиссея и возбудить в нем смелость, чтобы он поехал разыскивать вести об Одиссее. Афина приходит и видит, что в доме Одиссея женихи сватаются к Пенелопе. Они пируют за счет Одиссея и разоряют его хозяйство. Сын Одиссея снаряжает корабль, прибывает на Пилос и разговаривает с царем Нестором. Царь рассказывает Телемаху о своих скитаниях после троянской войны и об Одиссее. Он отправляет Телемаха к Менелаю. Менелай рассказывает о своем возвращении на Родину. Он говорит, что бессмертный старец сообщил ему, что Одиссей на острове насильно удерживается нимфой. Антиной(жених) хочет убить Телемаха(отправиться вслед ему на корабле). По воле Зевса Калипсо отпускает Одиссея. Он плывет на плоте и попадает в бурю. Благодаря Афине Одиссей попадает к феакийцам. Одиссея первой увидела дочь царя Алкиноя, она дала ему одежду и помогла попасть в дом к Алкиною. Там Одиссея радушно принимают. Когда Одиссей слышит песни о Трое, он плачет. Алкиной догадывается, что Одиссей кого-то потерял в троянскую войну. Одиссей открывает ему себя. Рассказывает о том, как провел в Трою деревянного коня, в котором прятались ахейцы и как ахейцы вышли и разрушили город. Как потерял много людей в битве с киконами. Как приплыл на остров лотофагов и они угостили троих его людей своей пищей и эти люди поэтому не хотели уезжать с острова, их увезли насильно. Одиссей и его спутники приплыли на остров циклопов. Циклопы жили поодиночке и не знались друг с другом. Одиссей и некоторые его спутники пошли в пещеру к циклопу, надеясь что он встретит их гостеприимно. Циклоп ел по 2 человека за раз. Одиссей напоил циклопа вином и сказал, что его зовут Никто. Одиссей выколол глаз циклопу обожженным острием самодельного копья. Циклоп стал звать на помощь других циклопов, но т.к. циклоп называл имя Никто, циклопы остальные ушли от пещеры(вход в пещеру был задвинут камнем). Этот циклоп – Полифем, сын Посейдона. Циклопу до этого было пророчество, что Одиссей лишит его зрения. Одиссей крикнул уже с корабля, что его зовут Одиссей. Посейдон разозлился за это на Одиссея. Затем они попали на остров, царь которого отдал Одиссею власть над ветрами, чтобы они достигли Итаки. Одиссей уснул и его спутники развязали мех с ветрами и их отбросило ветром обратно к тому острову, но хозяин острова прогнал их. Далее он приплыл к острову, где были люди, подобные великанам. Там были убиты и съедены почти все спутники Одиссея, Одиссей спасся со своим кораблем и некоторыми спутниками. Одиссей побывал у богини Цирцеи – она превратила часть спутников с помощью чародейства в свиней. Одиссей освободил их от чар с помощью бога-посланника, который дал Одиссею корень, избавлявший от всех чар самого Одиссея.У Цирцеи Одиссей и его друзья пробыли год. Цирцея приказала Одиссею, чтобы он в Аиде вопросил душу Тиресия о том, куда им плыть и что их ждет. Прорицатель говорит Одиссею, что он вернется быстро и беспрепятственно в Итаку, если не тронет быков Гелиоса. Против Одиссея Посейдон. Если же Одиссей ослушается, то он не скоро вернется в Итаку и там его ждет несчастье. Одиссей в Аиде говорит с призраком матери, она умерла от тоски по Одиссею. А также говорил с призраками героев ахейцев. Одиссей возвращается к Цирцее, чтобы похоронить умершего товарища. Цирцея рассказывает о Скилле и Харибде. Скилла пожирает 6 человек, Харибда поглотит весь корабль. Они проплыли мимо сирен, Одиссей заклеил уши спутникам воском, а самого его привязали к кораблю. Проплывали между Скиллой и Харибдой – Скилла съела 6 спутников. Далее они приплыли к острову, где паслись быки Гелиоса. Они пробыли там долго и когда закончилась еда, спутники Одиссея, пока он спал, стали убивать быков Гелиоса. На 7-ой день после этого они отплыли, но корабль попал в бурю, все кроме Одиссея погибли. Одиссей был брошен на остров к Калипсо. На этом Одиссей закончил свой рассказ. Феакийцы посадили Одиссея на корабль и со всеми сокровищами привезли в Итаку. По прибытию в Итаку Одиссею встречается пастух(Афина). Афина превратила его в немощного старца. Одиссей спрятал сокровища в гроте. Одиссей приходит к свинопасу. Телемах возвращается из плавания. Афина побуждает его тоже идти к свинопасу. Там Одиссей открывает себя сыну, приняв свой обычный облик. Телемах приходит к себе домой вслед за ним приходит Одиссей в облике нищего. Он рассказывает Пенелопе о своей встрече с Одиссеем. Рабыня, воспитавшая Одиссея, узнает его по шраму, когда моет ему ноги. На следующий день женихам назначено метание стрел через 12 колец(с помощью лука Одиссея). Ни один из женихов не мог даже согнуть лук. Тогда Евмей-свинопас поднес лук нищему, и тот смог попасть во все 12 колец. Одиссей начинает битву с женихами, с ним вместе Телемах и 2 верных слуги. Когда все женихи были убиты, Одиссей открывается Пенелопе, потом своему отцу Лаэрту. Узнав о смерти женихов, их родственники идут к Одиссею отомстить. Но Зевс не дает Одиссею их убить, он примиряет Одиссея и народ.

Гесиод. Гесиод жил в Беотии, в маленьком селении Астра, неподалеку от Фив. Рядом с Астрой Геликон – гора Муз.В теогонии(происхождение богов), в ней идеи, родственные эпосу Энума Элиш – так считают некоторые исследователи. Но на самом деле это не так, есть только родство представлений. Гесиод обладает развитым чувством историчности. Внимание Гесиода сосредоточено на генеалогическом аспекте сущего, а не на онтологическом. В «Труды и дни» Гесиод напоминает о важности времени: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай». Таким принципом должен руководствоваться селянин. В другой части Гесиод излагает свой прогноз для человечества, этот прогноз пессимистичен. Век золотой(миром правит Кронос), век серебряный, век медный, век героический, век железный(наихудшее состояние мира – «Землю населяют железные люди, нет им свободы от их забот»). После железного века наступит опять золотой. Гесиод предпочел бы жить до или после железного века. Исторический подход характерен и для поэмы Гесиода «Теогония»(«что никогда не возникло, того нет»). У Гесиода судьба представлена 3 мойрами

«Теогония». В начале поэмы рассказывается о плясках муз. Муз родила Мнемосина от Зевса. Муз 9: Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Эрато, Терпсихора, Полимния, Урания, Каллиопа. Если музы отличают какого-либо царя, то этот царь говорит приятные речи. От муз и Аполлона происходят все певцы. А все цари происходят от Кронида. «Хаос первейший из всех зародился». Хаос от «хайно» - разверзаюсь, зияю. Хаос – бесконечное, бесформенное пространство. Симпликий пишет: «Хаос Гомера – это причина богов, страшная бездна». Вслед за Хаосом появляются – Гея(Земля), Тартар, Эрос(«всех рассужденья лишает», бог любви. Все они являются самостоятельными, они самозарождаются. Из Хаоса ночь(Нюкта) и мрак рождается. Земля породила себе мужа Урана(небо). «Он покрыл Землю всюду». В этом Гесиод отдает должное Земле, потому что для селянина небо вторично, оно существует ради Земли, Земля рождает и изменяется, а небо всегда одно и тоже. От связи неба и земли рождаются: Фемида, горы, море, циклопы, титаны, Океан с супругой Тефией, богини и боги. Во чреве Земли зародились чудовища – одноглазые циклопы и сторукие великаны. Уран запечатал чрево Геи, чтобы предотвратить появление на свет чудовищ. Гея из-за этого тяжко стонала. Крон(один из титанов) освобождается из чрева с помощью серпа, который дала Гея, и отрезает серпом детородный орган Урана. Крон выпускает всех детей из чрева Земли. Из капель крови Урана произошли гиганты, а также нимфы, богиня мщения. Вокруг детородного органа Урана в море скопилась пена и из нее родилась Афродита. Уран обещает подобную участь Крону, т.е что его сын лишит его власти. Нюкта родила сама от себя все мрачное и ужасное(обман, разврат, старость, войны, смерть, мойр и т.д). Все эти несчастья персонифицированы. Мойры: Клото(прядущая нить жизни), Лахесис(определяющая судьбу), Атропос(перерезающая нить жизни). Они тяжело карают мужей и богов за проступки. Някта также родила Орк, они наказывали тех, кто солжет добровольно при клятве. Таким образом, оскорбление Урано привело к появлению тьмы. В «Теогонии» - Крон по сути является отрицательным героем, он проглатывает всех своих детей один за другим. Его жена Рея спасла лишь Зевса, она спрятала его и он был вскормлен молоком священной козы. Вместо Зевса Рея дала проглотить Крону камень, завернутый в сверток. Зевс рос и мужал на Крите. Он вступает в борьбу с Кроном и другими Титанами, происходит титаномахия. Боги вывели великанов из-под земли для борьбы с титанами. Зевс заставил Крона изрыгнуть проглоченных детей. После победы над титанами боги предложили Зевсу стать над богами царем. Титанов сбросили в Тартар. В Тартаре непроглядная ночь. Там имеют дома Сон со Смертью, Аид с Персефонеей. Титаны: Котт, Бриарей, Гиес. Понт(море) Нерея родил, правдолюбца. Из медузы появился Пегас, он вознесся к богам и обитает у Зевса. Ехидна родила цербера(адова пса), Химеру с 3-мя головами(лев, коза, дракон). От Океана с Тифией родился Стикс. Стикс вместе с Зевсом пошла на титанов и поэтому удостоилась быть величайшей клятвой бессмертных. Если кто-либо из богов нарушит клятву, то он год будет лежать без дыханья и без речи, а сон непробудный будет владеть его душой. Потом в течении 9 лет этот бог будет обитать вдалеке от бессмертных. От Эос(солнце) и Астрея родились ветры: Борей, Нот, Зефир. Атлант держит на голове и руках широкое небо. Прометея, хитрого на выдумки и давшего людям огонь, Зевс сковал и выслал на него орла – пожирать бессмертную печень. Геракл(сын Зевса) освободил Прометея, но не без воли Зевса. В наказание за украденный огонь Гефест сделал деву, от нее произошел «губительный род женщин». «На горе мужчинам посланы женщины в мир. Но кто избегает брака, тот в старости остается без ухода». Зевс(Кронид) – самый могучий из всех богов. Зевс между богами все поделил и каждому почесть назначил. Зевс громовержец и властитель молний. Первая супруга Зевса – Метида-Премудрость, она родила Афину, потом Зевс проглотил премудрость(чтобы царская власть больше никому не досталась), следуя уговорам Земли и Неба. Фемида – 2-ая жена. От Деметры у Зевса Персефона. Самая последняя супруга – Гера, она родила Гефеста. Далее в поэме идет речь о детях богинь и смертных(о героях). Эос-заря, Гелиос – солнце.

«Труды и дни». Все происходит по воле великого Зевса. Существует 2 Эриды. Они рождены Ночью. Одна Эрида свирепые войны и вражду вызывает. Вторая Эрида способна принудить к труду даже ленивого. Не нужно затевать тяжб и разбирательств, нужно уклоняться от злорадства. В наказание людям Гефест землю с водой смешал, человеческий голос внутрь заложил и дал изваянью обличие девы. Афродита обвила ей голову Прелестью, Гермес вложил разум собачий и двуличную душу. Женщину эту назвали Пандорой. С приходом женщины люди узнали много бед. Век медный – люди обладали великой силой, могучи и страшны. Героический век – век полубогов, их погубила война. Выжившим Зевс дал жилища на границе Земли, они живут безмятежно. Зевс погубит поколенье железного века после того, как они станут рождаться седыми. Совесть и Стыд улетят от этих людей на Олимп.

Нужно быть правдивым человеком. За беззаконие наказывает Зевс и другие боги. «Зевсово око все видит и всякую вещь примечает». Правда – высочайшее благо, ее лишь людям даровал Зевс. Нужно предвидеть, что выйдет из всякого дела. Усердно работать. Нельзя всходить на ложе с чужой женой. Нельзя обижать просящих защиты, чужестранцев. Приноси жертвы богам. Нужно давать, дарить что-либо, от этого будет радость. «Верит поистине вору ночному, кто женщине верит». Лучше, если сын будет один. Далее в поэме идут рекомендации что делать зимой и как одеваться. Жениться нужно в 30 лет, года 4 невеста зреет, на 5-ом жениться. Лучше брать девушку, ей легче внушить благонравие. Постоянно менять друзей нельзя. Нужно быть неболтливым, «бежать нечестивых деяний».




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав