Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Ранняя греческая философия и Платон.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. Ақын-жыраулар философиясы
  5. А. Классическая немецкая философия
  6. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  7. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  8. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  9. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.
  10. Аналитическая философия

ИЗФ

ответы на вопросы

Семестр.

Ранняя греческая философия и Платон.

1. Эмпедокл. Учение о природе и ее движущих силах. Годы жизни: около 490 - около 430 до н. э. Эмпедокл родился в Акраганте(на юге Сицилии находится). В этой местности очень красивая природа. С высоты открывается вид на храмы и море. Эмпедокл имел аристократическое происхождение. Вывод о его происхождении можно сделать исходя из того, что его дед держал скаковых лошадей. Аристотель и Гераклит писали, что Эмпедокл умер в 60 лет. Тимей сообщает, что Эмпедокл слушал Пифагора, Эмпедокла тогда изобличили в плагиате и запретили посещать лекции. Доксографы называют Эмпедокла то ревнителем Парменида, то ревнителем Ксенофана. Алкидамант считает, что Эмпедокл подражал Пифагору в торжественном величии его образа жизни, а Анаксагору – в учении о природе. Аристотель считает, что Эмпедокл первым изобрел риторику. Но в общем Аристотель крайне отрицательно оценивает Эмпедокла: «Эмпедокл морочит слушателей множеством синонимов», «Смешно, если кто-нибудь, назвав море потом земли, думает, что сказал ясно, как, например, Эмпедокл, для поэзии такое выражение приемлемо, а для познания природы – неприемлемо».Эмпедоклу приписывают стихотворения: «Переправа Ксеркса», «Проэмий к Аполлону», но эти стихотворения сожгла сестра Эмпедокла. Возможно, Эмпедокл писал даже трагедии и политические речи. Сатир сообщает, что Эмпедокл в своих стихах притязает на колдовство. Про своих земляков Эмпедокл говорил: «Акрагантцы живут в такой роскоши, будто завтра умрут, а дома строят так, будто собираются жить вечно». Из этого высказывания Эмпедокла можно сделать вывод, что тот отрицательно относился к роскоши. Этот вывод подтверждают свидетельства Аристотеля о том, что Эмпедокл избегал всякой должности и даже отказался от царской власти, которую ему предлагали. Таким образом, Эмпедокл предпочитал жизнь простого человека, не обремененного высокими должностями. Один из доксографов приводит пример демократичности Эмпедокла: когда врач Акрон просил у Совета место на вершине для сооружения памятника его отцу на том основании, что то занимал исключительно высокое положение среди врачей. Эмпедокл взошел на трибуну и наложил вето на это предложение. При этом он рассуждал о равенстве. Затем Эмпедокл распустил Собрание тысячи, учрежденное на 3 года. Климент Александрийский говорит о том, что Эмпедокла прозвали «запретитель ветров», так как он прекратил ветер, дувший с горы Акрагант, вызывавший болезни у местных жителей и бесплодие у женщин. Однажды кто-то посетовал Эмпедоклу, что не может найти ни одного мудреца, на это Эмпедокл ответил: Кто ищет мудрого, сам прежде мудрым должен быть». С золотым венцом на голове, бронзовыми сандалиями на ногах и Дельфийской гирляндой в руках, Эмпедокл ходил по городам, желая снискать о себе славу как о боге. Желая подтвердить, что он является богом, Эмпедокл пошел к вулкану Этна и прыгнул в его огнедышащий кратер. Люди узнали о его смерти несколько позже, когда один из его башмаков выбросило из кратера вулкана. Гораций написал в стихотворной форме о смерти Эмпедокла: «сицилийца-поэта гибель поведаю я. Желая богом бессмертным страстно прослыть, Эмпедокл холодный в жаркую Этну прыгнул».

Эмпедокл считал 4 элемента(огонь, вода, земля, воздух) «корнями всех вещей». Зевсом он называет огонь, Герой – землю, Аидонеем – воздух, а Нестидой - воду. Из этих элементов произрастает все остальное. Эти элементы не прекращают непрерывного чередования: то под действием любви они сходятся в одно, то под действием лютой ненависти несутся врозь друг от друга. Эти 4 элемента существуют вечно. Все в мире меняется и все многообразно. Эмпедокл выделяет 2 противоположные силы – любовь и ненависть(нейкос). Любовь(филия) все сближает, объединяет. В мире есть 4 фазы:

1-ая фаза: Фаза любви. Все сущее объединяется в шар(сфайрос)-результат единения. Это фаза единения, все элементы сливаются в единое целое. При победе любви ненависть уходит из мира, находится около мира. Эта фаза приводит все в гармонию. Земля, огонь, воздух, вода уравновешены в сфайросе. В этой фазе дается жизнь богам, людям, животным. Фаза порождения разнообразия.

2-ая фаза: Любовь постепенно распадается.

3-я фаза: равновесие любви и ненависти. Происходит борьба любви и ненависти. Присутствуют и тенденции любви и тенденции ненависти. В эту фазу мы и живем.

4-ая фаза – ненависти. После победы ненависти все элементы(земля, огонь, вода, воздух) сфайроса разбегаются. Элементы находятся в многообразии, беспорядке. «Очи порознь, руки порознь, люди с бычачьими лбами».

Этот цикл повторяется. Любовь то слабнет, то возрастает, так же и ненависть. Целью всего является любовь.

Поэма Эмпедокла «О природе». «Малый удел человеческой жизни – гибнуть, как дыма струя». «а всякий – не целое ведь»(т.е каждому для знания дана лишь малая часть мира). У всех смертных на самом деле нет ни рождения, ни смерти, а есть лишь смешение и разделение смешанных элементов. «Всякий раз, когда люди заприметят, что элементы смешались в облике человека, или же в виде породы диких зверей, или в облике птиц, тогда они говорят: Это родилось. Когда же они разделяются, называют это «злосчастной смертью». Так принято, и я тоже следую обычаю». Ничто не возникает из ничего. Во вселенной нет пустоты. Движение – это взаимное перемещение всей вселенной сразу. «То множество вновь прорастает в единство»(т.е фазы единения и разделения сменяются). Не может родиться то, чего прежде не было, а также не может ничто умереть и при этом совершенно исчезнуть, уничтожиться. Элементы все остаются после смерти человека, но они блуждают. «Вечно они возникают. От сфайроса к сфайросу все происходит»(о любви и ненависти).

Поэма «Очищения». В начале поэмы Эмпедокл говорит, что является акрагантцем. «Был и девой когда-то и рыбой безгласной». Душа может перевоплощаться даже в растения. «Нет у божества головы, ни рук, ни колен, ни частей волосатых, Дух лишь один существует Святой, весь мир обнимает». Эмпедокл утверждает, что он «уже не человек, а бессмертный бог». Пишет о том, что его слова обладают абсолютной истинностью. Солнце является большим скоплением огня и по величине превосходит Луну. Луна же является дисковидной, а само небо ледообразное. В «Очищениях» видна близость к пифагорейцам.

2 эти поэмы достигают 5 тысяч стихов.

О познании: «Воля судьбы такова, что присуще всем тварям – то разумно». Мышление находится в сердце. Мысль человека – это кровь, которая подходит к сердцу. «Воду мы видим водой, землю землей и т.д»(то есть мы познаем в силу причастности элементам, которые познаем). Подобное познается подобным. Есть 2 вида правильно разума: божественный и человеческий. Божественный невыразим, а человеческий – выразим. Никто из людей не открыл все, и только с помощью Эмпедокла человек может открыть и познать все. С его помощью человек может стать практически всемогущим(«ты вернешь из Аида умершего человека»). Интересен взгляд Эмпедокла на природу человеческого зрения: акт зрения происходит путем исхождения света из глаза. Так устроила глаз Афродита: она заперла внутри оболочек глаза первобытный огонь. Понимание цвета Эмпедоклом: различия цветов обусловлены определенными смесями элементов, различия в окраске животных – разнообразием пищи. Основных цветов 4, по числу элементов: белый, черный, красный, желтый.

2. Зенон Элейский(490 г до н.э). Апор и и (непроходимость). Зенон – ученик и приемный сын Парменида. Родился в Элее в 490 г до н.э. Его акмэ приходится на середину 5 в до н.э. Зенон никогда не покидал родного города, если не считать поездку Парменида и Зенона в Афины. У Зенона учился Перикл(идеал для греков, потому что при Перикле произошел расцвет Афин, он дал самое демократическое законодательство Афинам, он сочетал в себе прекрасное и доброе(агатос). Зенон боролся с тиранией, возглавил заговор против тирана Неарха и был арестован. Когда в ходе допроса его стали спрашивать о сообщниках, он назвал всех друзей тирана. После этого тиран расправился со всеми своими друзьями и остался один. Зенон схватил тирана за ухо и не отпускал, пока не был заколот. Еще одна версия этих событий – Зенон откусил свой язык и выплюнул его Неарху в лицо. После этого Зенона бросили в ступу и истолкли. Все что мы знаем о Зеноне дошло от Аристотеля, Симпликия, Порфирия, Диогена Лаэртского(написал о судьбе Зенона). Зенон очень много трудился над обоснованием парадоксов своего учителя. Диоген Лаэртский о Зеноне: «Мнения его таковы: миры существуют, пустота же не существует, природа всего сущего произошла из всего теплого и холодного, сухого и влажного, люди произошли из Земли, а их души есть смесь вышеназванных начал(теплого и холодного, сухого и влажного). Он доказывал немыслимость многого, а также немыслимость движения. Возможно ли не впадая в противоречие, мыслить множество и движение? Ответ – невозможно. У Зенона было 40 аргументов, до нас дошли далеко не все. Доказательство немыслимости многого:«Если сущее множественно, то оно и велико, и мало; столь мало, что вовсе не имеет величины и столь велико, что большего нет». Используя это доказательство, он старается доказать, что то, что не имеет ни величины, ни толщины, ни объема, существовать не может. А каждая вещь обязательно должна иметь какую-либо величину, толщину и расстояние от любой другой вещи. Если бы сущее не имело величины, то оно бы не существовало. Если оно существует, то каждая вещь должна иметь величину, толщину и расстояние до другой вещи. Если существует много вещей, то сущее по числу беспредельно. Ибо между отдельными вещами всегда находятся другие вещи, а между ними опять другие. И т.о сущее беспредельно по числу. Вывод: среди сущего нет одного, а многое есть множество единиц. немыслимость движения: 4 апор и и(апории – логически непроходимые) Зенона и один паралогизм. 1-ая апория(дихотомия): Чтобы пройти расстояние от А до В перемещающееся тело должно прежде дойти до половины пути, а прежде чем дойти до половины пути, оно должно дойти до половины половины пути и т.д, и таким образом, тело не сдвинется с места, так как мы все время будем возвращаться к начальным условиям задачи, значит такая задача неразрешима. И тогда дихотомия(деление надвое) любого континуума может продолжаться до бесконечности. Вследствие бесконечной делимости, если нечто имеет величину, то эта величина из чего-то слагается, и значит, нет в этой вещи единства, а есть множество. Значит сущее одно и неподвижно. 2-апория (Ахиллес и черепаха) – Ахиллес никогда не догонит черепаху, если он выбежит хотя бы на секунду позже со старта. Ахиллесу придется побывать(постоять) в каждой точке и черепаха будет его опережать, потому что она раньше Ахиллеса будет достигать точки. 3-я апория: летящая стрела стоит неподвижно. Летящая стрела в каждый момент времени находится в определенной точке (т.е стоит). Стрела должна обязательно побывать, постоять в каждой точке своего полета. Движение состоит из состояний покоя(движение складывается из сумм покоев). 4-ое Паралогизм: 2 равные массы движутся по ристалищу с противоположных сторон с равной скоростью: одни с конца ристалища, другие от середины, в результате чего получается, что половина времени равна ее двойному количеству(время тел складывается).Это паралогизм, потому что не учитывается относительность движения. 5-ая апор и я – движущийся предмет не движется ни там где находится, ни там, где его нет(предмет должен пройти все точки на своем пути).Линия состоит из прилегающих друг к другу точек, нельзя попасть в другую точку, не побывав в этой.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав