Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема человека, его природы и сущности в философии Просвещения XVIII в. Естественные права и свобода личности. Личность и общество, личность и власть.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. CИСТЕМА ПРАВА
  3. Cоборное уложение 1649 год. О государственном устройстве России. Оформление крепостного права
  4. Cпецифика русской религиозной философии
  5. Cубъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
  6. D)& предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, административный арест
  7. I. Общие проблемы философии науки.
  8. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  9. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  10. N3 Функции философии

Одним словом, все философы-просветители сходятся в мысли, что человек – естественное и высшее природное существо. И как естественно-природное существо в реальности каждый человек предстает как индивид, т.е. отдельное, единичное существо полноправное со всеми другими в границах природы.

Хотя как естественное существо человек изначально эгоистичен, эгоизм в данном аспекте понимается как положительная система жизнеутверждения. Он (эгоизм) бытует в человеческом сообществе в форме себялюбия, приобретает качество полярности. Человек является эгоистом не потому, что он порочен, а потому, что он исходит из мотива полезности. Но любовь к себе делает возможным и проявление любви к другим.

Исходя из этого, в философии Просвещения делается вывод о человеке как суверенном и свободном, естественном существе, подчиняющийся каждый одним и тем же законам природы. Поэтому от природы человек наделен не только естественными потребностями и интересами, но и естественными правами, которые никем не могут быть отчуждены, буквально – отобраны, у человека. Это – право на жизнь, право на реализацию своих потребностей и интересов, право на реализацию своих природных дарований, право на счастье, содержание которого суть удовольствия от бытия, право на свободу чувств и т.д. И конечно, право на частную собственность, без которой естественные права не могут быть положительно утверждены.Но поскольку человек есть разумное духовное существо, наделенное способностью выражать себя посредством языка, то естественным правом для человека является свобода слова, а также свобода вероисповедания.

Как естественное природно-эгоистическое существо человек стремиться к полезности, содержанием которой является достижение частных, личных интересов, которые находятся в соответствии с законами самой природы, – основная идея Просвещения о человеке.

А частному интересу они в качестве "противовеса" выдвигают идею общественных интересов, в качестве которых они понимают такое состояние общества и условий, которые позволяют реализовываться свободе каждой индивидуальности. Механизмом достижения общественного интереса – в добровольном, разумном ограничении частного интереса. Только законы, основанные на общественном договоре, дают гарантии каждому члену общества достигать личного счастья, но не за счет подавления счастья другого. Они верили в силу общественного договора. Только он может быть противоядием все разрушающему абсолютному эгоизму. В этом суть рационалистической трактовки свободы у философов-просветителей.

Философы-просветители пришли к идее разделения властей (которая по сути и лежит в основе вестерной цивилизации современного типа), которую наиболее последовательно обосновали Ж.Ж. Руссо в своем труде "Об общественном договоре" и Ш. Монтескье в своем трактате "О духе законов". Суть ее сводится к разделению исполнительной власти, власти законодательной и власти судебной.

Но чтобы общественный договор и принцип разделения властей действовали, философы-просветители считают необходимым наличие фундаментальных, незыблемых принципов: Во-первых, признание того, что каждый член общества является гражданином, полноправным его представителем, обладающий социальными, общественными правами и свободами. Во-вторых, право через своих представителей в законодательном собрании, которых они избирают, опосредованно участвовать в отправлении власти и деятельности государства.

В-третьих, право равной ответственности всех граждан перед законом. В-четвертых, право граждан, право народа расторгнуть общественный договор с государством и исполнительной властью, даже в целом с обществом (своеобразная максима), если они нарушают или не соблюдают основные, естественные и общественные права граждан. (Право граждан на смену власти).

24. Основные черты философии И. Канта. Понятие «вещь в себе». Теория познания и. Канта и априорные принципы познания. Диалектика «чистого рассудка» и теоретического разума. И. Кант о противоречиях.

Иммануил Кант, «гений философии из Кенигсберга», считается основоположником немецкой классической философии, имеющей ряд важных отличий от всех предшествующих учений.

Для немецкой классической философии вообще и философии Канта в частности характерно создание универсальных философских систем, как это было в античности. Кроме того, отличительной чертой немецкой классической философии является внимание к творческой деятельности человеческого духа, его свобода рассматривается как одна из центральных проблем философии.

В философии И. Канта можно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритический период Кант выступал как ученый - астроном, физик. Он занимался изучением зависимости между приливами и отливами мирового океана Земли и положением Луны. Кроме того, Кант занимался проблемой возникновения Вселенной путем уплотнения рассеянных туманностей, частиц. Таким образом были образованы Солнечная и другие звездные системы. Кант разработал закон сгущения рассеянных частиц, по которому собственные законы одинаковы для всех звездных систем. Кант отвергает создание Вселенной Богом.

Второй период (критический). В труде «Критика чистого разума» Кант сформулировал три важнейших для него вопроса: 1. Что я могут знать? – ответ на него может дать теоретическая философия. 2. Что я должен делать? – практическая философия. 3. На что я могут надеяться? – философия религии. Позднее к ним Кант добавляет вопрос «Что есть человек?» – ответ на кото-рый дает философская антропология. Для него подлинной целью человеческого существования является поиск ответов на эти вопросы. Таким образом, философия может дать человеку понять, каким человек должен быть.

Для изучения закономерностей деятельности разума, направленного на получение истинного знания, Иммануил Кант создает «критику чистого разума» - свою особенную философскую теорию. Ее задача - выявление общих законов познавательной деятельности человеческого разума и определения границ знания. Такую деятельность можно считать продуктивной и творческой, созданной на внутренних основаниях. Универсальные законы познания он считает трансцендентальными, т.е. выходящими за границы непосредственного опыта. Необходимым Кант считает создание универсального метода познания, который должен исходить из собственных оснований разума.

Природа (бытие вещей вне нас) разделяется на вещи сами по себе, обладающие внутренней сущностью («вещь в себе») и внешним проявлением (явления). При этом пространство и время понимаются как атрибуты бытия предметно-вещного мира.

По Канту, познание основывается на чувственном опыте, но опыт сам по себе не дает нам знания о вещах, т.к. из опыта нельзя узнать о свойствах пространства и времени. Опыт ограничен и непостоянен, а значит, не дает знания об универсальных свойствах и внутренней сущности вещей. Следовательно, должны существовать доопытные (априорные) формы познания, носящие всеобщий характер.

Учение «Критика чистого разума» решает следующие задачи: 1) учение о началах (что является началом познания); 2) «учение о методе чистого разума».

Познание начинается с чувственного опыта, таким образом познается предметная реальность, мир явлений, но нельзя получить знание о «вещах в себе». Чувственное познание пассив-но, т.к. проявляется под воздействием объекта на субъект. Оно не обладает истинной всеобщностью, т.к. зависит от конкретных обстоятельств.

Знание о сущности вещей дается только посредством мышления, рассудка, благодаря собственному основанию.

Истинное знание может быть только априорным, т.е. независимым от опыта. Априорное знание основывается на априорных понятиях, которые не выводятся из опыта, а уже даны человеческому разуму. Кант объясняет это тем, что теоретические науки построены именно на априорных понятиях.

Познавательная деятельность представлена в виде деятельности чистого рассудка и разума. По Канту, рассудок - способность человека в процессе мышления оперировать априорными понятиями, присущая всем людям, а потому является всеобщей и объективной. Деятельность рассудка – творческая, он конструирует сущность вещей, а значит, и воспроизводит их.

Чистый рассудок, имея дело с множеством явлений, не может найти в себе основы для единства. Он анализирует, но не синтезирует. Эту роль выполняет теоретический разум, который вносит в чистый рассудок основополагающие идеи, которые придают результатам деятельности рассудка всестороннее единство и целостность. Теоретический разум создает идею цели познания. Именно посредством разума познание приобретает упорядоченный характер. Познание – творческий процесс.

Рассуждая о противоречивости мышления, Кант говорит о возможности существования противоречий между равнодоказуемых суждений – антиномий. Существует 4 пары антиномий (Антиномия (гр. antinomia противоречие в законе) – противоречие между суждениями, которое каждое равнодоказуемо.)чистого разума:

1) мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечен);

2) мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;

3) в мире существует свобода и в мире нет свободы, а есть необходимость;

4) в мир есть универсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальной причины, все случайно.

У Канта антиномии чистого разума не находятся в простом равновесии. Ибо это была бы статика, а не динамика познания. Ведь мыслить одновременно взаимополагающие противоречия для здравого смысла недопустимо. Здравый смысл действует по принципу «или то, или другое».Диалектический разум действует по принципу: «и то, и другое». Ведь диалектический разум бьется над разрешением противоречий, антиномий, а не просто констатирует их наличие. Необходимо их интегрировать, а это возможно, если тезис и антитезис, не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав