Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема З. Человек во Вселенной. Религиозная, научная и философская картины мира.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. E) 150 тыс. человек.
  3. I. "СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ".
  4. I.1.1. Бог и человек как господин и раб
  5. II Классификация хромосом человека
  6. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  7. III. Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
  8. IV. Глобальные проблемы современного мира.
  9. Quot;Литературный экзистенциализм". Концепция человека у Ж.-П.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
  10. R человек

Мифология и религиозная картина мира. Научная картина мира и современные представления о Вселенной. Философская картина мира. Проблема бытия в философии. Объективная и субъективная реальность, понятие субстанции. Виды и формы материи в свете современной науки. Пространство и время. Различные проявления и аспекты единства мира. Диалектика, как учение, об универсальных связях бытия. Основные законы развития, категории диалектики.

Рассматривая вопрос о мифологической картине мира, следует обратить внимание на то, что мифопоэтическое сознание, воображение, олицетворение и одухотворение сил природы приводят к картине мира, которая заполнена чувственно-наглядными образами. Мифология сплачивала членов общины, укрепляла ее структуру, определяла ценностные ориентиры членов общины, влияла на их поведение, поскольку миф для первобытного человека не вымысел и не сказка, а реальность, в которой он действовал, с которой взаимодействовал.
Религия появляется на более поздней стадии человеческого общества, а еще позднее складываются мировые религии:
буддизм (VI - Vвв. до н. э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н. э.). Полезно вспомнить работу И. Канта «Религия в пределах только разума», поразмышлять над выделенными Кантом этапами формирования религиозной картины мира.
Обратившись к изучению научной картины мира, надо вспомнить, что естествознание начало формироваться в ХVII столетии, вспомнить те сведения, которые были получены на занятиях по концепциям современного естествознания, сосредоточившись на концепциях, касающихся возникновения Вселенной.
Знания концепциям современного естествознания помогут и в рассмотрении вопроса о современных представлениях о материи, ее видах и формах.
Опираясь на уже известны результаты исследований Ньютона, касающиеся понятия абсолютного пространства и времени, ознакомившись с трудами А. Пуанкаре и Г.Лоренца по теории относительности, можно будет сформулировать понятия
пространства и времени как форм существования материи.
В результате развития науки сформировалось понятие закона.
Это же понятие еще раньше возникло в развитии общества, в деятельности человека. Гегель, обобщая употребление данного понятия, охарактеризовал его как повторяющееся, устойчивое отношение, как существенную связь предметов, явлений, процессов. Исходя из такого понимания, надо разобраться в том, что существуют всеобщие законы, действующие как в природе, так и в обществе, и человеческом мышлении. Они называются законами диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник всякого изменения, движения, развития. Этот источник находится
в самих объектах или процессах. Им является «борьба» противоположностей. Изучая данный закон, необходимо уяснить смысл понятий «тождество», «различие», «противоречие», «противоположности».
Закон взаимного перехода количественных качественных изменений вскрывает механизм развития.
Важными понятиями являются: «определенность», «граница», «элемент», «структура», «свойство», «качество», «число», «величина», «количество», «мера».
Закон отрицания отрицания определяет направление развития. Надо п онять отличие диалектического отрицания отпростого отрицания.
Поскольку три закона диалектики не охватывают абсолютно всех связей объективнойреальности, а человек стремится к познанию закономерностей окружающего мира, как природного, так и социального, а также желает выявить закономерности функционирования и развития мышления, то он формулирует понятия, отражающие связи и отношения предметов, процессов, явлений. Предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения объективной реальности и познания, называются категориями.
Изучая категории диалектики, студенты должны понять, что в зависимости от целей исследования категории могут образовывать различные системы, но при этомряд категорий оказываются связанными друг с другом. Так, категории единичное, особенное, всеобщее позволяют описать и понять тот или иной объект, процесс как нечто отдельное, единичное, но в то же время «вписанное» вобщую закономерность, что позволяет обнаружить существенные связи в окружающем мире. Изучая данную тему, следует видеть взаимосвязь таких категорий как сущность и явление, возможность и
действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма.


Тема
4. Сознание, его происхождение и сущность
Генезис сознания
. Понятие отражения и развитие форм отражения в природе. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и мозг. Проблема бессознательного в философии. Созидание, целеполагание, деятельность. Сознание и язык.. Коммуникацияипонимание, возможностидиалога людей, эпох, культур
Понимание происхождения и сущности сознания требует рассмотрения эволюции свойства отражения, которым обладают все материальные объекты. Анализ данного свойства позволит уяснить сущность психического отражения. далее необходимо разобраться с вопросами строения мозга, исходя из данных современной науки. Соединение этих двух линий дает возможность понять, что такое психика с точки зрения науки. Затем следует обратиться исследованиям, посвященным роли труда в антропосоциогенезе. Особое внимание надо уделить взаимосвязи языка и мышления.
Студенты-психологи должны тщательно разобраться в соотношения понятий «бессознательное», «подсознательное» и «сознание».

 

Тема 5. Познание, его сфера, возможности и границы. Знание и вера.
Сущность познания. Многообразие форм духовно- практического освоения мира. Соотношение чувственного и рационального в познании. Проблема истины и ее критерия. Научное познание, его методы, формы и границы. Закономерности развития научного знания. Вера и знание. Общаятеория познания или гносеология отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо областях деятельности и выделяет общее в них. Следует уяснить, что знание и информация не тождественные понятия. Знание — это осмысленная субъектом информация. Рассматривая чувственное познание, необходимо понять соотношение ощущений и восприятий как форм чувственного отражения внешнего мира, выявить их познавательные возможности. Надо обратить внимание на то, что третья форма чувственного познания представление - отличается от ощущений и восприятий тем, что отсутствует непосредственная связь с отражаемым предметом. Отсутствие связи с наличной ситуацией и память дают возможность комбинировать образы и их элементы, т. е. включается творческое воображение.
Чувственное познание выступает базой для рационального. Благодаря возникновению речи, отдельные слова закреплялись за теми или иными представлениями. Отсюда произошло формирование исходной формы рационального познания — понятия. Следующие формы рационального познания — суждения и умозаключения. Надо разобраться в их взаимосвязи, а тек же уяснить взаимодействие чувственного и рационального в познании.
Изучая вопросы, касающиеся истины, надо понять основные ее свойства: объективность, конкретность абсолютность и относительность. Большое значение имеет проблема критерия истины. Весьма существенно уяснить смысл логического и практического критерия истины, необходимо также постижение границ истинной оценки.
Научное познание отличается от других видов деятельности ориентированностью на объективное исследование окружающего мира, самого человека. В структуре научного знания надо выделить три уровня: эмпирический, умозрительный и теоретический. На эмпирическом уровне используются специфические методы познания: наблюдение и эксперимент. Надо понять, чем научное наблюдение и эксперимент отличаются отжитейского наблюдения и жизненного опыта. Умозрительное исследование предполагает использования аналогий, комбинирования идей, формирования некоторого образагештальта, применение операции замещения, формулирование одной или нескольких гипотез. Теоретическое исследование представляет собой синтез эмпирического и умозрительного исследования. Здесь эвристическую роль играет философия: именно на основе философских принципов происходит ограничение числа гипотез. Методами познания на второй и третьем уровне выступают также индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование. Результатом является создание концепции. которая после проверки, после того, как доказывается, что она выполняет функции объяснения и предсказания, становится теорией.
Немалую роль в научном познании играет вера в истинность каких-либо идей. Она дает силы для того, чтобы, невзирая на все преграды, стремиться к истине, даже если это может стоить исследователю жизни.

 

Тема 6. Природа человека и смысл его существования.

Философские проблемы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Основные традиции рассмотрения человека в истории философии. Смысл и ценность человеческой жизни. Человек как духовное существо. Проблема творчества. Диалектика сущности и существования человека..
Пытаясь понять, что такое человек, необходимо уяснить, что человек является, с одной стороны, биологическим существом, с другой - социальным. Это заставляет изучать человека в его эволюции, видеть его связь с представителями животного мира, в частности, человекообразными обезьянами. Но особенно важно осмыслить роль труда в процессе его превращения в homo sapiens. Полезно снова вспомнить рассуждения Платона, Аристотеля, Канта о двойственной природе человека.
Рассматривая социальную сущность человека, надо разобраться в понятии «духовность», что непременно приведет к аксиологической проблематике, т. е. к вопросам смысла и ценности человеческого существования. Здесь же надо сориентироваться в понятиях «индивид», «индивидуальность», «Личность».
Надо обратить внимание на то, что человек в своей жизнедеятельности постоянно ставит перед собой определенные цели, значит, размышление о целеполагании, ценностных установках деятельности - необходимо для понимания смысла жюни. Полезно обсудить высказывание известного философа ХХ века Х. Ортега-и-Гассета:
» Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвященаславному делу или скромному блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направляет жизнь на служение какому-нибудь общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и «форму». Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу....Жизнь, посвященная самой себе, потеряла себя, стала пустой, бесцельной».
Д
ля понимания сущности человека,, его места в мире следует понять также смысл творчества. Здесь надо вспомнить важнейшие идеи философии эпохи Возрождения, а также познакомиться с размышлениями русского философа Н. Бердяева, изложенными в книге «Смысл творчества».

 

Тема 7. Общество. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.
Запад, Восток, Россия в диалоге культур

Общество как социальный способ бытия человека. Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Основные концепции исторического развития. Материальное производство и духовная деятельность. Культура и цивилизация. Структура общественного сознания и его уровни.
Понятие общества используется в широком и в узком смысле слова. В узком смысле можно говорить об обществе, находящемся на определенном этапе развития. Например, английское общество времен королевы Виктории, советское общество и т. д. В широком смысле слова общество — это обособившаяся часть природы. Труд создал и объединил людей. Между человеком и природой появилось опосредующее звено — орудия труда, человеком было создано общественное бытие.
Еще Д.Вико писал, что история общества отличается от истории природы тем, что история природы создается не нами, а историю общества создают люди. Рассматривая общественное бытие, стоит вспомнить размышления Платона, Аристотеля, Макиавелли о строении общества, в том числе и о политической структуре.
для понимания концепций исторического развития надо еще раз обратиться к формационной концепции марксизма, нельзя упустить из виду концепция культурно-исторических типов В. Я. Данилевского, а также следует познакомиться с цивилизационной концепцией А. Тейлора. При этом необходимо уяснить, что все эти подходы не отрицают друг друга, а дополняют.
Для характеристики основных сфер человеческой деятельности — материальной, социально-политической и духовной используется понятие «культура».
Важно понять, что содержание культуры составляет социальный опыт человечества. Стоит поразмышлять, почему И. Кант полагал, что одним из определений культуры может быть такое: культура — это комплекс навыков, доведенных до автоматизма.
Студентам экономического факультета особенно важно осознать, что в основе предпринимательской деятельности, в основе экономической жизни общества лежит система культурных ценностей. Например, рыночные отношения в разных странах развиваются по-разному. Во Франции большую роль играет государственное управление экономикой, американцы большое значение придают развитию индивидуализма, а японцы во главу угла ставят коллективизм. Рынок в Латинской Америке строится на иных основаниях, чем в Южной Корее и не так как в Германии. Все это многообразие определяется различие в культурных традициях, мотивациях к деятельности, нравственных установках и т. д.
Весьма существенно разобраться в соотношении понятий культура и цивилизация. В основе цивилизации лежит определенный технологический способ производства, а значит и целый нормативно-регулятивный комплекс. Отметим, что различные культуры могут находиться на одной цивилизационной ступени, но характерные для их нормы поведения, традиции, привычки, правила жизни и деятельности отражают специфику исторической судьбы народа.
Изучая данную тему, необходимо осмыслить сущность такого понятия как «общественное сознание». Следует выделить уровни общественного сознания — обыденный и теоретический, рассмотреть значение понятий «общественная психология» и «идеология». для понимания многих событий в современном мире надо уяснить, что такое массовое сознание и в чем отличие понятий «массовое сознание» и «сознание масс». Весьма полезно разобраться в том, как осуществляется манипуляция сознанием с тем, чтобы не стать объектом манипулирования.

Еще одним важным разделом данной темы является выделение форм общественного сознания. Характеризуя нравственное сознание, полезно вспомнить моральное учение
И. Канта. Тщательно следует рассмотреть, каким образом формируется экономическое и правовое сознание. Размышления, касающиеся места России в мировой истории, требуют осознания особенностей западной культуры, ее отличия от культуры восточной. Следует вспомнить и рассуждения Иллариона в его «Слове о Законе и Благодати», и дискуссию западников и славянофилов о судьбе России. Говоря о сегодняшнем дне, надо обсудить, что требуется делать, чтобы Россия оставалась великой державой, какой она была большую часть ХХ века.

 

 

Тема 8. Личность. Проблемы свободы и ответственности.

 

Условия и механизмы формирования личности. Свобода как ценность, возможности ее реализации в общественной и индивидуальной жизни. Свобода, ответственность, воля, познание.
Прежде всего, надо уяснить смысл и взаимосвязь понятий <индивид>, «индивидуальность», «личность». Затем требуется определить, каким образом социальные условия влияют на формирование тех или иных качеств личности. При этом следует обратить внимание на систему культурных и нравственных ценностей, в которой происходит становление личности. В структуре личности можно выделить следующие уровни5 природный, уровень социально-культурных ролей, уровень здравого смысла, уровень одаренности.
Для каждой личности важна проблема свободы. Немало мыслителей обсуждали данную тему, соотносили понятия свободы и необходимости. Стоит вспомнить решение Демокрита, касающееся необходимости в жизни людей. Следует обсудить высказывание Б. Спинозы о том, что свобода это познанная необходимость. Очень важно уяснить неразрывную связь свободы и ответственности. Заслуживают внимания идеи экзистенциалистов, которые внесли большой вклад в понимание сущности внутренней свободы. Полезно иметь в виду, что независимо от исторических обстоятельств, человеком осуществляются следующие модели реализации своей свободы:
1) органическая модель, связанная с таким положением дел, когда интересы и цели личности совпадают с интересами и целями господствующих в обществе сил, так что достижение человеком своих целей не встречает серьезных препятствий:
2) страглистская модель (от англ. Struggle - борьба), связанная с обстоятельствами, когда личность дня достижения своих целей вступает в борьбу со всеми препятствиями, стоящими на ее пути и преодолевает их;
З) эскапистская модель (от англ.еsсаре — бегство), связанная с ситуациями, когда личность, сталкиваясь с препятствиями к достижению своих целей, находит способ сбежать от неблагоприятных обстоятельств, возможно, «уйти в себя»;
4) адаптивная модель, связанная с тем, что личность, так или иначе гiриспосабливается к обстоятельствам, изменяет свое поведение, подгоняя его под обстоятельства, а тем самым реализует в модифицированной форме свои планы.

 

 

Тема 9. Проблемы и перспективы
современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем.
Человек в информационно-техническом обществе. Вступление современной цивилизации в качественно новое состояние. Роль научной рациональности в развитии общества. Глобальные проблемы современности, их сущность, причины и пути разрешения. Понятие о ноосфере, культурное единство ноосферной цивилизации.
Для понимания данной темы важно разобраться в том, что такое традиционное общество и техногенная цивилизация. Надо уяснить смысл понятий «индустриальное общество», «новое индустриальное общество», «постиндустриальное общество».
Следует осознать связь формирования и развития техногенной цивилизации и социальных революций.
В ХХ веке появилось понятие глобальных проблем, т. е. тех проблем, которые могут быть разрешены только общими усилиями всего человечества. Студенты должны рассмотреть взаимосвязь и иерархию глобальных проблем. Преодоление глобальных проблем является предметом исследования ряда философских течений. Прежде всего, следует обратиться к идеям русского космизма Н.Ф. Федорова, В. И. Вернадского, а также к размышлениям П. Тейяр де Шардена, к идеям коэволюции. Здесь полезно вспомнить материал курса концепции современного естествознания.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Исторические типы философии.
1. Античная философия.
2. Философия европейского Средневековья и Возрождения.
З. Европейская философия XVII – XVIII вв.
4. Немецкая классическая философия
5. Зарождение и развитие философской мысли в Древней Руси.
6. Русская философия ХIХ - начала ХХ вв.
7. Основные философские течения ХХ века.
Тема 2.Субстанция и ее атрибуты.
1. Материя, пространство и время
2. Универсальные связи бытия и мышления
Тема З. Проблема сознания в философии
1. Происхождение и сущность сознания.
2. Сознание и мышление.
Тема 4. Познание мира и его законов
1. Проблема познаваемости мира и его законов
2. Научное познание и его особенности
Тема 5. Человек, его природа и смысл жизни.
1. Ценностные ориентации личности.
2. Творчество как сущностная характеристика личности.
Тема6. Общество как предмет философского анализа
1. Структура общества.
2. Специфика социальных законов.
Тема 7. Человек в мире культуры
1. Человек как субъект и продукт культуры.
2. Взаимодействие культур в современном мире.
Тема 8. Общественное сознание и его формы
1. Структура общественного сознания.
2. Формы общественного сознания.
Тема 7. Глобальные проблемы цивилиза ции и выживание человечества. 1.

1.Становление и характерные черты современной цивилизации.

2. На пути к постиндустриальному обществу.

Литература для подготовки к отдельным темам семинарских занятий рекомендуется преподавателем с учётом более узкой специализации студенческих групп. (См. список рекомендуемой литературы). Отдельные вопросы рассматриваемых тем предлагаются для более глубокого самостоятельного изучения. Формами контроля самостоятельной работы студентов являются подготовленные для семинарских занятий доклады, сообщения и выступления, а также самостоятельные письменные работы (рефераты). Предполагается также и проведение практических занятий с применением контрольных (тестовых) заданий.

Темы и разделы, выносимые на самостоятельную и индивидуальную работу:
1. Философия и нравственное сознание.
2. Философия и эстетическое сознание.
З. Философия и религия.
4.. Проблема исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников.
5. Концепция универсального эволюционизма и ее значение.
б. Экономическое сознание, его формирование и развитие.
7. Философские проблемы информационного общества.
8. Учение о ноосфере как глобальная концепция будущего.

 

Вопросы к экзамену

1.Философия и ее роль в обществе.
2.Понятие мировоззрения. Мироощущения, мировосприятие, мировоззрение. Виды мировоззрения.
3.Материализм и идеализм. Виды идеализма.
4.Милетская философия: Фалес, Анаксимандр.
5.диалектика Гераклита.
6.Натурфилософия в древней Греции: пифагорейцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.
7.Философия Сократа.
8.Философия Платона (теория идей и учение о государстве).
9.Роль Аристотеля в античной философии и науке.
10. Философия эпохи эллинизма: скептики, эпикурейцы, стоики.
11. Средневековая философия: патристика.
12. Схоластика, спор реалистов и номиналистов.
13. Русская средневековая философия.
14. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, пантеизм, политическая философия.
15. Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.Лейбница.
16. Французские философы-материалисты.
17. Работы И. Канта докритического периода.
18. Учение И. Канта о познании.
19. Моральная философия И. Канта.
20. Философия ИГ. Фихте и Ф. Шеллинга.
21. Философия Г. Гегеля, метод и система.
22. Материализм Л. Фейербаха.
23. Философия позитивизма.
24. Философия марксизма.
25. Русская философия: славянофилы и западники.
26. В. Соловьев и его роль в развитии русской философии.
27. Русский космизм.
28. Материя, современные представления о ней.
29. Пространство и время.
30. движение как атрибут материи.

31. Законы диалектики.
32. Категории диалектики: сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие.
33. Антропосоциогенез.
34. Сознание, его происхождение и сущность.
35. Познание, его структура.
36. Научное познание, его структура.
37. Методы и формы научного познания.
38. Проблема истины.
39. Специфика познания общества.
40. Человек в мире культуры.
41. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
42. Индивид, индивидуальность, личность.
43. Проблема свободы и ответственности.
44. Общественное сознание и его структура.
45. Формы общественного сознания.
46. Глобальные проблемы современности.


Темы курсовых работ

1. Сравнительный анализ учений древнегреческих ученых о происхождении языка.
2. Философия имени П. Флоренского.
3. Учение о мифе А. Лосева.
4. Роль средств массовой информации в формировании массового сознания.
5. Язык, мышление и культура личности.
6. Философия экзистенциализма о свободе личности.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2002.
2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СП6., 1991.
3. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СП6., 2006.
4. Кузнецова И.С., Лысков А.П. Философия: введение в основной курс. Калининград. 1997.
5. Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологьлi. М., 1997.
6. Невлева И.М. Философия. Учебное пособие. М., 1998.
7. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
8. Философия. Отв. ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-дону.1995.
9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Антологяя мировой философии. М., 1969-1972.
2.Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1976-1983.
3.Асмус ВФ. История античной философии. М., 1965.
4.Бергсон А. Творческая эволюция. М. - СП6., 1914.
5.Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990.
6.Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
7.Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1989.
8.Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. М., 1971-1972.
9.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
10.Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М., 1993.
11.Виндельбанд В. История новой философии. В 2 т. СП6., 1912-1913.
1 2.Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974- 1977.
13.Гегель. Философия истории. СП6., 1993.
14.Гоббс Т. Соч.:в 2т. М., 1989-1991.

15. Гольбах П. Избр. произведения. В 2 т. М., 1963.
Iб. Гурина М. Философия. М., 1998.
1 7.декарт Р. Избр. произведения. М., 1950.
1 8.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
1 9.Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.
20.Кант И. Соч.: в б т. М., 1964-1966.
21.Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.. 1992.
22.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
23.Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч.; т. 26.
24.Моисеев 11. Человек и ноосфера. М., 1990.
25.Ницше Ф.; Фрейд З.; Камю А.; Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1990.
26.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
27.Проблема человека в западной философии. М., 1988.
28.Проблемы русской философии и культуры.-Калининград, 1997.
29.Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.
3О. Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М., 1989.
31.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
32.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
33.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
34.Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955.
35.Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
36.Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
37.Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
38.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.,1990.
39.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав