Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Генезис философии

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  4. N3 Функции философии
  5. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  6. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  7. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  8. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)
  9. Английские философы Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббс о роли философии в познании природы, общества и человека.
  10. Анджей Волан и особенности его политической философии

 

1) Философия появляется одновременно с человеком Homo sapiens, 2000 лет назад.

С появлением человека формируется универсальная форма знания - мифология. Она выполняет мировоззренческую функцию, но не является философией, так как отсутствует теоретическая форма мышления. В мифе нет деления на субъект и объект познания, он строится на образах => искусство - наследник.

Миф обосновывает необходимость табу.

Космогония - учение о происхождении мира: бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы).

Космология - наука, которая изучает структуру и эволюцию Вселенной.

Антропогония - учение о происхождении человека.

2) Философия появляется на определенном этапе развития человеческого общества, а конкретно с появлением государств. Первые государства формируются начиная с 40 века до н.э. Труд разделяется на умственный и физический. Появляются профессиональные группы, занимающиеся только интеллектуальной работой (напр., жреческие корпорации в Древнем Египте). Знания = собственность и власть. Знание было эзотерическим и передавалось иерархически снизу вверх; носило рецептурный хар-р.

То есть, с появлением государств появляется письменность, религия,

искусство, право, но философии пока нет.

3) Философия - уникальное культурное явление, которое оформляется только в некоторых культурных традициях.

Европейская философия возникает в эпоху античности в рамках древнегреческой и древнеримской культур. Причины возникновения философии у греков: Древние греки рано освоили многие дост-я предыд цивил-й. Древние греки создали особый вид гос-ва - полис. Греческая культура была агональной: они стремились к состязаниям и соперничеству во всех сферах общественной жизни. У древних греков возн-ют другие "знаниевые" орг-и. Именно у них появляются основы теории и термин "философия".

 

Античная философия продолжалась более 1000 лет.

Первый ее этап - досократовский. Появл-ся первые философские школы, выделяются основные онтологические проблемы.

Самые известные школы:

милетская, основатель - Фалес.

школа диалектиков, родоначальник – Гераклит Эфесский.

элейская школа, организовал - Ксенофан Колофонский.

пифагорейская («числа правят миром»).

 

Метемпсихоз - переселение душ. В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму. Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о метемпсихозе (скорее как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния, но особенно подчеркивая эпистемологический момент – пренатальное знание идей. Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере – отказ от кровавых жертвоприношений.

Метемпсихоз, один из немногих общих элементов с орфизмом, был лишен в пифагореизме идеи наследственной вины и стремления вырваться из «мучительного круга» перевоплощений. Круговращение души по телам людей и животных воспринималось как часть естественного миропорядка; позже эта идея дала толчок философскому учению о «вечном возвращении».

 

Следующая школа – Левкиппа и Демокрита:

1. Рассматриваемая проблема: существующее бытие однородно или оно делится до одного предела?

2. Душа – движение легких атомов.

3. Наряду с атомами существует пустота. Атомы падают в пустоту; так возникает движение.

 

Школа софистов:

1. Нашли истину. «Истина – то, что приносит мне пользу в данный момент».

2. Они – сторонники гносеологического релятивизма.

3. Первые мыслители древности, которые стали учить мудрости за деньги.

4. Наиболее ярко проявили себя в адвокатуре и политике.

 

 

Классический этап античной философии

Философия Сократа: «Человек, познай самого себя»

Осн предмет изучения – человек и все связанное с ним.

Сократ – один из создателей философской антропологии и этики. Человека отличает наличие знаний, а именно «я знаю только то, что ничего не знаю, а другие не знают и этого». Знание – расширение границ нашего невежества. Как человек получает знание? Только мышлением. Значит, основная задача – научить думать. Научить думать нельзя, но спровоцировать процесс мышления можно. По Сократу, истина «должна сама родиться в голове человека; человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будет делом его истинной убежденности, частью его самосознания». Искусство провоцировать мышление для нахождения истины Сократ называет майевтикой.

Сократовская ирония: поиск ошибок в высказывании оппонента

Философ должен учить добру и истине.

Сократ – изобретатель диалога.

Школы сократического периода:

1. Мегарская, основатель Евклид М. Пытались соединить майевтику с софистикой. Были сформулированы некоторые парадоксы, которые стимулировали процесс мышления.

2. Киники. Основатель – Антисфен: «Главное в человеке – природная сущность, культурные и этические нормы не обязательны».

Представителями философской школы киников также являлись Диоген Синопский и Кратет.

Главная цель кинического учения — философское обоснование образа жизни вне общества (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) и проверка его на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

§ возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

§ добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

§ отсутствие постоянного места жительства, скитания;

§ паразитический образ жизни, попрошайничество;

§ предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

§ восхваление физической и духовной бедности;

§ крайний аскетизм;

§ замкнутость;

§ критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

§ непризнание авторитетов;

§ воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

§ неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

§ отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

§ концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

§ радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

АвтаркИя – природная самодостаточность. Широкое распространение понятие "А." получило у киников и стоиков. Согласно Антисфену, "добродетель достаточна для блаженства".

О. Уайльд: «Циник – человек, знающий цену всему, но не ценящий ничего».

3. Фил-я Платона

Онтология П: 2 вида бытия, низший - мир чувственных вещей, и мир идей (эйдосов). Мир идей первичен. Знание приобретается с помощью понятий или "идей", которые невидимы, всеобщи и неизменны, в отличие от материальных вещей - видимых, единичных и изменчивых.

Все чувственное стремится к миру идей, но никогда не достигает его.

Вывод: Платон – создатель объективного идеализма: общее разумное первично по отношению к единичному чувственному.

Гносеология: познавать чувственное единичное не имеет смысла; познание через воспоминание:

По Платону, душа состоит из 3-х частей: вожделеющей, пылкой и разумной.

Лучшая и важная часть души – разум.

Воля и благородное желание.

Чувственность.

Человеческое поведение зависит от того, какая часть доминирует.

Социальная философия: оптимальные формы правления?

Аристократия – власть лучших.

Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей. Эти элементарные нужды распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе 3-х основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе, воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. В Государстве люди, исполняющие соответствующие обязанности, именуются правителями (философами), служителями (стражами) и ремесленниками.

Интересы государства всегда должны быть выше интересов личности.

Миф о пещере: В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания.

Миф об андрогинах

 

4. Киренаики. Основатель — Аристипп, ученик софиста Протагора и Сократа. Наслаждение - высшая ценность жизни (гедонизм). При невозможности наслаждаться рекомендовалось самоубийство: после лекций смертепроповедника Гегесия в Александрии слушатели обрекали себя на смерть от голодания.

Согласно Аристиппу, единственный источник знания — ощущения. Феодор (кн. «О богах») — «атеист»: «вовсе нет никаких богов» (Цицерон), он тот, кто «разными методами поколебал в своем учении о богах эллинское богословие» (Секст Эмпирик). По Феодору, мудрец выше дружбы (в ее основе выгода), и он не будет жертвовать собой ради отечества. Анникерид же высоко ценил дружбу, родство и отчизну и допускал ради друзей, родителей и отечества ненавистное К. страдание. Евгемер («Священная запись») думал, что религия возникла из культа личностей древних царей и великих людей (евгемеризм). От многих сочинений К. сохранились лишь фрагменты.

 

 

Лекция от 25.10.13

Философия Аристотеля

Древнегреческий философ Аристотель был учеником Платона.

Последователи Аристотеля – перипатетики, «прогуливающиеся».

Все существующее возникло из первоматерии. Материя – начало пассивное, активность ей придает форма.

Самое первое движение задает перводвигатель.

Классификация причин:

1. Материальная

2. Формальная

3. Движущая

4. Телеологическая (целевая): стремление к цели – энтелехия.

Аристотель выделяет первичные сущности (индивидуальные характеристики предмета, познаваемые человеком через органы чувств) и вторичные (общие родовые особенности, познаются разумом). Любой предмет – комбинация первичных и вторичных сущностей.

Гносеология: мир познаваем.

 

Классификация душ:

· Растительная

· Животная душа (включает в себя растительную)

· Разумная, имеющая божественное происхождение (включает 2 предыдущие).

 

Для характеристики разумной души Аристотель создает логику – нормативную дисциплину о правильном мышлении. Классическая формальная логика рассматривает основные формы мышления: понятие (сущностные хар-ки предмета), суждение, умозаключение (вывод на основании более чем двух суждений). Логика Аристотеля – двузначная.

Основной лог метод, который он разработал – дедукция.

Видение соцфилософии: человек – двуногое, но без перьев. Другое опр-е: животное общественное и политическое, реализует свою функцию только тогда, когда живет в обществе.

Формы правления по Аристотелю:

1. Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.

2. Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан).

3. Полития (республика) — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих). А. считал, что полития образовывается смешением олигархии и демократии.

Считал, что общество может быть стабильным только тогда, когда нет разрыва между богатыми и бедными, и имеется много промежуточных слоев.

Одним из первых вводит понятие «экономика».

После смерти А. его ученики разделили все наследие на основные части: физика и метафизика

 

Философия эллинизма

Основное внимание уделяется проблемам философской антропологии и этики.

Направления:

1. Эпикурейцы:

Бытие состоит из атомов. Атомы вечны и неуничтожимы, могут отклоняться, т. е. не все предопределено. Смерть – перегруппировка атомов.

Боги существуют, но они так совершенны, что им нет дела до людей.

Отрицание религиозного культа: религия существует потому, что люди не знают естественных законов и боятся смерти.

Цель существования человека в мире – счастье, наслаждение.

По Эпикуру, высшая форма наслаждения – атараксия - идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел.

2. Стоицизм: Зенон из Китиона – осн-ль. Представители: Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека.

Основные положения:

1) Все предопределено.

2) Наслаждение кратковременно, жизнь - скорее череда трудностей.

3) Человек должен с достоинством встречать трудности на жизненном пути («стойка»).

4) Источник всех трудностей – боль. Анестезия – различные способы преодоления боли. Идеал стоиков – апатия.

5) Космополитизм: человек - гражданин мира.

Сенека — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

· проповедовал идеи добродетели;

· призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

· приветствовал покой и созерцание;

· был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

· верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

· преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

· считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

· видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Марк Аврелий Антонин — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

• глубокое личное уважительное отношение к Богу;

• признание высшим мировым началом Бога;

• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

• разделение души и разума;

• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

• предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

Учение стоиков оказало большое влияние на формирование мировоззрения раннего христианства.

Т. Драйзер «Финансист», «Титан», «Стоик»

3. Скептицизм. Основателем скептицизма считают Пиррона.

 

Лекция от 1.11.13




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав