Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема материи и сознания в марксисткой философии. Природа и сущность сознания, предпосылки его возникновения и развития.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  3. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  4. IV. Ордынское иго на Руси, его сущность и последствия.
  5. Quot;Средние слои" как стабилизирующий фактор общественного развития.
  6. S53.Сущность психологических методов управления.
  7. XXIV/ Предпосылки и начало Смутного времени. Лжедмитрий I.
  8. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  9. А) Сущность техники
  10. А. Обморок - внезапная кратковременная потеря сознания с утратой мышечного тонуса вследствие преходящих нарушения мозгового кровообращения.

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм – философия диалектического материализма с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Все предшествующие марксизму философские теории рассматриваются как недостаточно научные. Тем не менее, работы Гегеля и Фейербаха послужили теоретической предпосылкой формирования теории бытия.

Задача марксизма – не только объяснение мира, но и изменение его. Марксизм рассматривается его создателями как орудие революционного изменения мира. Тем не менее, объяснение и познание мира остаются необходимыми условиями изменения. Основной вопрос философии – соотношение материи и сознания, бытия и мышления. В соответствии с общими принципами материализма, основой бытия мира является несотворимая природа, которой ничего не предшествует. В рамках диалектического материализма природа способна к саморазвитию по естественным законам. В соответствии с принципом диалектики происходит развитие объективного мира, его качественное и направленное изменение.

 

Марксистская философия максимально близко связана с естественнонаучным знанием, что позволяет считать философию рациональной и научной. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Так обозначается бесконечное многообразие объектов и систем разной сложности, развивающихся и находящихся во взаимосвязи друг с другом.

Теория развития материального мира была создана Марксом и Энгельсом на основе диалектического метода. Развитие рассматривается как особая форма движения, универсальный способ бытия мира природного и общественного. Развитие всегда качественное изменение чего-либо, изменение от простых форм к сложным, от низшего к высшему. Высшие формы движения и развития включают в преобразованном виде более низшие в их синтезе. Форме движения соответствует свой материальный носитель с некоторой сложностью строения.

Вопрос о природе и сущности сознания – один из основных вопросов философии. Появление сознания – результат развития животного мира. Здесь под сознанием понимается высшая форма психического отражения, присущая человеку как виду животного со сложным анатомическим строением. Мозг-субстрат сознания, одновременно это наиболее сложный вид материи.

Животные, в том числе и человекоподобные обезьяны, обладали развитыми анатомическими свойствами, приближающими их к человеку: прямохождение, элементарная речь, используемая для общения, способность использовать орудия труда. Это - природные предпосылки, необходимые для формирования сознания. Но можно сказать, что их для этого недостаточно. Для формирования сознания, по Марксу, необходимо общество. Более того, само сознание понимается как общественный, социальный продукт.

Кроме общества, в формировании сознания участвуют язык и труд. Язык для формирования сознания должен быть достаточно развитым, речь – членораздельной для передачи различной информации. Труд предполагает не только использование, но и создание орудий деятельности, что происходит путем изменения некоторых объектов природы с помощью преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда и общества - необходимые и достаточные предпосылки в возникновении сознания, а также его развития по пути усложнения.

Развитие сознания связывается с условиями бытия людей в конкретной исторической обстановке.

Содержанием сознания по-прежнему продолжает считаться знание, идеальное знание. В марксистской философии под идеальным понимается нечто материальное, «пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею».

Знание формируется только как результат практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира. Знание – результат не только отражательной деятельности головного мозга. Оно также результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Следовательно, можно говорить, что сознание не только отражает мир, но и творит его, - изменяет не удовлетворяющий человека мир. В теоретическом преобразовании мира состоит активный характер сознания.


Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав