Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекция 3. РАЗВИТИЕ поэтический жанр в немецкой литературе XVIII века

Читайте также:
  1. D. Развитие мануфактур
  2. IV. Развитие исторической науки в ХIХ веке
  3. Quot;Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы
  4. Quot;Развитие скульптуры России
  5. VIII. Приемы использования фразеологизмов в публицистике и художественной литературе
  6. XVIII век
  7. XVIII/Расширение территории России в XVII в.45
  8. XVII—XVIII століття
  9. XX съезд КПСС и общественно-политическое развитие CCCP в годы хрущевской оттепели.
  10. XXVI/ Социально-экономическое развитие Русского государства в XVI в.


П Л А Н
1. Общая характеристика Германии XVII в.
2. Творчество Лога, Опица.

Немецкая литература XVII в. развивалась в условиях, которые коренным образом отличались от тех условий, сложившихся в других странах Европы. В начале ХVII в.Германия еще не преодолела последствий Реформации, которая фактически закрепила национальную разобщенность Германии, - отныне она была разделена на две группы княжеств: католическую (Бавария, Франкония, Эльзас, духовные княжества на Рейне и в Северо-Западной Германии) и протестантскую (северогерманские княжества, Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц, Вюртемберг). (Вспомните: о Реформацию мы говорили в курсе истории зарубежной литературы средних веков и Возрождения). Политическая децентрализация, с которой уже давно покончили Англия, Франция и Испания, пагубно влияла на развитие экономики.

Отсутствие единого политического центра, которым были Париж и Лондон для Франции и Англии, повлияло и на культурную жизнь Германии. Духовное, культурное жизни формировалось вокруг отдельных княжеских дворов и в университетских городах и мало провинциальный характер.Раздробленность страны повлияла и на развитие языка, литературной нормы немецкого языка. Создание единой нормы общенационального литературного языка затормозилось на целых полтора столетия по сравнению с другими европейскими странами.

Негативным фактором исторического развития Германии была Тридцатилетняя война (1618-1648). Раскол немецких земель привел к образованию двух религиозно-военных союзов: Протестантской унии (1608) и Католической лиги (1609). Противники искали поддержки в других европейских монархов. Так в противостояние двух лагерей втягивалась Европа. В 1618 году началась Тридцатилетняя война, в которую постепенно вступали другие европейские государства (Дания, Швеция, Франция, Голландия).

События Тридцатилетней войны 1618-1648 гг наложили свой трагический отпечаток на всю культурную жизнь Германии XVII в., В частности на литературу. Война стала настоящей национальной катастрофой. Ее черная тень легла на жизнь всей страны, отразившись на биографии многих немецких художников, на содержании и характере их творчества, ее интонации и колорите.

Тридцатилетняя война была не только длительной, но и чрезвычайно сокрушительным. По катастрофическими последствиями с ней можно сравнить разве что пресловутую Руину в Украине в 70-80-х гг XVII в. Достаточно сказать, что в результате этой войны погибли три четверти населения Германии, а в некоторых землях, в частности в Баварии и Швабии, даже до девяти десятых. Характерной деталью, которая проливает свет на жизнь Германии в целом и на литературную жизнь в частности, является распространенность жанра эпитафии, надгробных надписей, порожденных практической необходимостью.

Особенности литературного развития Германии в XVII в. во многих моментах определяются той культурно-исторической и идеологической ситуацией, сложившейся в Германии еще в эпоху Возрождения, в XVI в. Здесь целесообразно вспомнить, что в языковом отношении литература Возрождения делится на два периода, которые примерно совпадают с двумя "ренессансными" веками: в ХУ в. она развивалась преимущественно на латинском языке, в XVI в., в условиях формирования абсолютистской государственности, происходит переход на национальные языки. В Германии этот процесс не состоялся, здесь на протяжении XVI в. не было необходимых предпосылок для его завершения.

Немецкая ренессансная поэзия, за исключением сатирически-пародийной, опиравшейся на средневековую традицию (С. Брант, Т. Мурнер и другие), была поэзией латиномовной, ориентированной на античные образцы.Латыни писали Р. Агрикола и К. Цельтис, Еобан Гесс, Г. Бабель, Ульрих фон Гуттен и другие немецкие поэты-гуманисты.

Проблему создания великой поэзии на национальном языке в Германии взяли на себя поэты барокко. И осуществлять эту задачу им пришлось в тяжелейших условиях незатухающие войны, безжалостного разорения страны и разрушение ее культуры.

Вместе им, вместе с прозаиками и лучшей частью ученого сообщества, пришлось решать проблему спасения немецкого литературного языка и поднятия ее на новочасних уровень. Так называемое "порчи языка", начавшееся в Германии в середине XVI в., В первой половине XVII в.достигло кульминации.

При княжеских дворах и среди дворянства воцарилась французский язык, университеты и скучены вокруг них ученые культивировали латынь в качестве официального и отчасти литературного языка распространялся жаргон, который был смесью трех языков - немецкого, французского и латинского.

Известный немецкий мастер эпиграммы XVII в. Фридрих фон Лога (1604-1655) так писал в стихах о положении немецкого языка:

Немецкий язык наш ныне так обеднела,

Что без французских слов не имеет просто силы.

А следом в наступление идут испанский, шведский язык,

Покорно им она отдаться готова.

К сожалению, приходится констатировать, что наш родной украинский язык в конце ХХ в. оказалась в определенной степени в подобной ситуации. В наступление идет русский язык, а за ней и английский. Хотя Вы в будущем будете учителями английского языка, но забывать родной язык для филолога совсем некстати. Это является нашей святой обязанностью - беречь родной язык.

В ответ на это в стране возникали языковые общества, которые брали на себя патриотическое задача защиты национального языка и его развития: активную роль в деятельности этих обществ играли поэты и писатели XVII в., В частности А. Грифиус, М. Опиц, Ф. Лога и другие.

В 1617 году в Веймаре было создано первое из многих немецких языковых обществ - "Плодоносящее общество" (позже получило название "Пальмовый орден"). В задачи общества входило формирование светской культуры нового типа в духе общеевропейского культурного развития.

По образцу "Пальмового ордена" позднее возникли другие языковые общества. Все они ставили перед собой общую цель - очищение немецкого языка от иностранных и диалектных слов, ее приспособления к запросам новой литературы, соответствующей лучшим образцам европейской литературы.

Периодизация немецкой литературы XVII в. определяется главным событием эпохи - Тридцатилетней войной.Литература I-й половины XVII в. стоит под знаком трагических событий войны и того комплекса нравственных, философских и политических идей, которые формировались в таких условиях. Это время расцвета лирической поэзии, характерной особенностью которой является большое идейное, жанровое и стилистическое разнообразие. В это же время активно разрабатываются вопросы поэтической теории. В первой половине XVII в. создаются и значительные драматические произведения.

Литература второй половины XVII в. пытается осмыслить итоги войны, ее политические, социальные, моральные последствия. В этот период заметно усиливается сатирическая струя, который нашел выражение в различных жанрах - в эпиграммах Ф. Лога, в бытовой комедии К. Вейзе и К. Рейтера, в романе Гриммельзгаузена.

В последней трети XVII в. все заметнее становится социальная поляризация литературы. В лирике прослеживаются черты сословно-замкнутой аристократической культуры - в частности формализация внешних приемов, изысканная метафорика при ограниченном круге тем.

Бюргерская линия четко прослеживается в комедии и бытовом романе, которые приобретают грубовато-натуралистических рис.

Борьба и размежевание художественных направлений не получила в немецкой литературе такого резкого и принципиального выражения, как в литературе Франции.

Вся художественная поэтика немецких поэтов, писателей и последующее формирование поэтической теории развивалась в духе эстетики барокко, было закономерным явлением. Это искусство, как мы уже говорили, с его внутренним беспокойством и напряжением, с его повышенной экспрессивностью и тяготением к патетики и обнаженных контрастов самой своей эстетической природой, так сказать, соответствовало содержанию тогдашнего немецкого жизни. Искусство барокко - это мир, где распалась гармония, где раскрылись зияющие бездны, неразрешимые противоречия, потерянность человека в хаосе бытия, того же человека, который еще недавно представляла себя центром мироздания (эпоха Возрождения). Ужасающая немецкая действительность способствовала выразительности, даже гиперболизация этих доминант барочного мировосприятия, и не случайно немецкое барокко отмечается особенно мрачным характером, трагические и иррациональные аспекты ощутимы в нем еще сильнее, чем барокко других западных стран, скажем в Испании.

Еще следует заметить, что отдельные положения поэтики классицизма сохранялись и в немецкой литературе того времени (в частности правило трех единств, учение об иерархии жанров и т.д.).

Однако это не противоречило основной тенденции развития немецкой литературы в XVII в. - Ее развития в духе эстетики барокко.


Поэзия Германии XVII в.

В немецкой литературе первой половины XVII в. Основное место безусловно принадлежит лирической поэзии. Ее расцвет в 1620-1650-е годы отмечается появлением многих творческих индивидуальностей, поэтических кружков и школ.Эта поэзия с большой силой отразила трагедию народа, брошенного в пропасть жестоких бедствий. Ни одна другая западноевропейская литература XVII в. не сказала такого весомого и сочувственного слова о народных страданиях, о "слезы отечества", как немецкая. Знаменательно, что упорядочивая антологию немецкой поэзии XVII в., Один из крупнейших ее поклонников Иоганнес Бехер, поэт ХХ в., Вынес на ее обложку именно этот титул: "Слезы отечества", - по одноименному сонетом А. Грифиуса.

Из всех поэтов XVII в. эпоха Просвещения, т.е. XVIII в.признала только Ф. Лога, чьи эпиграммы были выданы Лессингом. Эпизодическое увлечение отдельными поэтами (Фридрихом Шпее, Анд.Грифиусом) наблюдалось в эпоху романтизма, но подлинное открытие поэзии немецкого барокко и связанный с этим пересмотр и переоценка всего литературного развития Германии XVII в. наступило лишь в ХХ в.

Поэтому тематика немецкой лирики этого периода, в основном навеяна событиями Тридцатилетней войны: это описание народных страданий, трагических обстоятельств личной жизни поэтов, выражение их политических надежд и разочарований, симпатий и антипатий, обобщенная трактовка понятий "мир" и "война".

Наряду с этой гражданской тематике встречаются традиционные мотивы античной и ренессансной лирики: стихи о любви, застольные песни, разного рода стихи "на случай" жизни: брак, рождение, смерть высоких лиц, меценатов или друзей поэтов. Основными жанрами были: сонет, ода, эпиграмма и разного рода песенные формы.

Представителем старшего поколения немецких поэтов был Георг Рудольф Векерлин (1584-1653). Векерлин получил хорошее образование, владел многими европейскими языками, совершил несколько путешествий за границу с дипломатическими поручениями. Поэт был протестантом и после поражения протестантов Векерлин покинул Германию и переселился в Англию, где сблизился с великим английским поэтом и публицистом Джоном Мильтоном. Еще до своего отъезда, в 1618-1619 гг, вышел его сборник в двух томах "Оды и песни".

В 1641 г. в Амстердаме появились его "Духовные и светские стихи". Векерлин в предисловии к своим поэтических сборников отстаивает высокие достоинства нимцеькои языка, который не уступает по богатству и средствами выражения классическим древним языкам. Поэт борется с засильем модных иностранных слов, которые засоряют немецкий язык, не боится вводить в свои стихи и драматические сценки отдельные слова, а иногда и целые диалоги на родном швабском диалекте. Свое поэтическое творчество Векерлин рассматривал как патриотический акт.

Большую роль в формировании немецкой культуры нового времени сыграл поэт Мартин Опиц (1597-1639).

Еще в гимназии Опиц начал создавать стихи на латинском языке, а в 1617 г. написал речь на латинском языке "Аристарх, или о пренебрежении к немецкому языку", в которой призвал к чистоте немецкого языка, к ее освобождению от засилья иностранных слов, отстаивает еепреимущества перед древними языками и считает, что немецкий язык является пригодной для поэтического творчества.

В 1621 г. М. Опиц пишет большую поэму в четырех книгах (2300 стихов) "Слово утешения среди бедствий войны" (издана в 1633 г.). В поэме описываются все ужасы войны, проиллюстрированы примерами из древней и новой истории (в том числе Варфоломеевская ночь). Поэт различает войны за их целью - войны за свободу допустимы, войны ради наживы должны быть строго осуждены. Опиц тоже был протестантом и его поэма "Слово утешения среди бедствий войны" имеет антикатолическое направления. Но здесь следует учесть, что это направление имеет не столько религиозный, сколько политический характер.

В 1624 году вышла из печати теоретический труд Опица "Книга о немецком стихосложения" или "Книга о немецкой поэзии". В трактате рассматриваются общие вопросы поэтического творчества: роль поэтического вдохновения, эрудиция поэта, вопрос о правдоподобии, теория жанров, конкретные стилистические правила. Опиц включил в свой трактат и краткий исторический обзор немецкой поэзии с древнейших времен. Принципиальной новизной книги была глава о метрику. Опиц устанавливает для немецкого стиха силлабо-тоническую систему. Среди стихотворных размеров первое место он отдает александрийскому стиху. Поэт подробно анализирует различные типы и варианты рифм, устанавливает правила рифмовки, дает описания строфической структуры сонета и оды.

После выхода "Книги о немецком стихосложения" в Опица пришла слава и признание. Его теорию восторженные последователи начали пропагандировать во всех университетах. Появилось огромное количество учеников и полидовникив поэта.

Это подражание мало положительные стороны, но в основном негативные стороны. Поэзия оторвалась от народной почвы. Поэты ориентировались на античные образцы и презирали национальные поэтические традиции.Александрийский стих (рифмованный 12-составляющая с цезурой посередине, обязательным ударением на 6-м и 12-м составах и чередованием четных рифм) стал основным стихом для всего XVII в.

В своей лирике М. Опиц разрабатывал наряду с темой войны традиционные мотивы ренессансной поэзии: воспевал чувственная любовь, наслаждение картинами мирной жизни на лоне природы.

Из многочисленных жанров лирики Опица, а это сонет, ода, "стихотворение на случай" и др.. силу художественного воздействия сохранили в наши дни песни Мартина Опица.

Поэта долгое время рассматривали как основоположника раннего немецкого классицизма, ссылаясь главным образом на его поэтическую теорию. Однако особенности его собственной поэтической практики обнаруживают очевидную близость к стилистических форм поэзии барокко.

Оосбливим направлением немецкой поэзии XVII в. была религиозная песня, тематически ориентирована на евангельские сюжеты, но которая и развивала художественные традиции народной песни с ее простотой, искренностью чувств, глубокой человечностью, живым и непосредственным восприятием природы. Самым ярким представителем этого направления был Фридрих Шпее (1591-1635). Он был одним из немногих католических поэтов Германии XVII в. В 1631 г. Шпее анонимно выпустил латинский трактат "Предосторожность при вынесении приговоров о процессах над ведьмами", в котором решительно выступает против осуждения обвиняемых к смертной казни на основе признания, полученного от зверских пыток.

В 1620-е годы в Кенигсберге формируется кружок поэтов, которых объединила любовь к музыке. Наиболее распространенным жанром среди поэтов кружка была песня, простая, задушевная, музыкальная, близкая по духу к народной. Самым известным поэтом кружка был Симон Дах.В истории немецкой поэзии остались его (Симона Даха) стихи "на заказ", а песни, проникнутые истинным глубоким чувством и которые воспевают настоящие человеческие ценности - любовь, верность, дружбу. Самая известная из них - песня "Анке с Тара". Песня была написана на местном диалекте.Впоследствии эта песня была переведена на литературный немецкий язык Иоганном Гердером и включена в его сборник "Народные песни" (1778).

Центром поэтической жизни Германии XVII в. несколько позже стал Лейпциг, где поэзия развивалась в основном в студенческой среде. Ярким представителем ляйпцигського кружка был Пауль Флеминг (1609-1640). Сам он всегда считал себя последователем М. Опица. Но его лирика имеет значительно большую оригинальность и художественную силу, чем творчество старшего поэта. Тема любви составляет содержание большинства его стихотворений и сонетов. Но наряду с этим Пауль Флеминг расширяет тематические рамки сонета, наполняя его глубоким философским смыслом. Таков сонет "К самому себе". В стихотворении "Размышления о времени" поэт обращается к философской темы бытия, которая была очень популярной в поэзии немецкого барокко.

Во времени живя, мы времени не знаем.

Тем самым мы себя самих не понимаем...

Весьма различны времена по временам:

То нéчто, то ничтó - они подобны нам.

Изжив себя вконец, рождает время время.

Так продолжается и человечье племя.

Большое место в лирике П. Флеминга занимает тема войны.В "Новогодней оде 1633" поэт нарисовал страшную картину опустошения родного края:

Наши села сожжены,

Наши рати сражены.

Наши души гложет страх.

Города разбиты в прах.

Искренним чувством любви к родине наполнен сонет "В Германию", который заканчивается строками:

И в поисках пути, в далекой стороне,

Я смутно сознаю: я дома - ты во мне...

Наиболее полным и художественно самым совершенным воплощением немецкой барочной поэзии было творчество Андриас Грифиуса (1616-1664).

Наряду с высокими жанрами (ода, поэма, сонет) в немецкой поэзии XVII в. развивалась и эпиграмма. В историю немецкой литературы силезский поэт Фридрих фон Лога (1604-1655) вошел именно как выдающийся мастер этого лаконичного, сатирически острого жанра.

В 1638 г. Лога выпустил сборник "Двести рифмованных немецких выражений". А за год до смерти, в 1654 г. он издал под псевдонимом Соломон фон голая (анаграмма его настоящей фамилии) "Три тысячи немецких эпиграмм".Образцами для Лога послужили римские сатирики Марциал и Ювенал.

Лога удалось создать настоящую национальную и по содержанию, и по форме немецкий эпиграмму.

Поэт подвергает сатирическому осмеянию все сферы общественной и частной жизни. Одна из главных его тем - тема войны, которая происходила на его глазах, ее материальные и моральные последствия.

В большой группе эпиграмм поэт ставит социальные и моральные вопросы. Он разоблачает привычки, пороки людей, их фальшь, лицемерие.

Лога обращается и к вопросу о потере национальной гордости, о слепое подражание иностранцам в одежде, манерах, речи. Встречаются в эпиграммах и меткие зарисовки нравов - о супружеской неверности, пристрастии к вину, рабское подражание моде и т.п..

Большая часть эпиграмм - короткое стихотворение, двустишие или четверостишие. Эпиграммы Лога написаны простым, понятным языком, свободным от орнаментальности и изысканности. При жизни поэта его эпиграммы не пользовались широкой популярностью.

Слава к Лога пришла через века. В 1759 г. Лессинг издал избранные эпиграммы Лога, в которых увидел настроения и темы, созвучные века Просвещения.


Лекция № 4-5. Просвещение как СУТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ

П Л А Н
1. Общая характеристика эпохи Просвещения.
2. Комплекс идей просветителей и его воплощение в литературных произведениях
3. Деятельность энциклопедистов.


Просвещение - это идейно-эстетическое движение, важный этап развития европейской идеологии и культуры (в частности - литературы) конца XVII - начала XIX века.

Следовательно, понятие "просвещение" имеет два значения (1. 'Эпоха' 2. 'Идейно-эстетическое движение'), поэтому его нельзя ставить в один ряд со, скажем, понятиями "романтизм" или "реализм", ведь в сутки Просвещения в литературе сосуществовали классицизм, реализм, сентиментализм и другие направления. В этом случае понятие "просвещение" имеет хронологическое наполнение: эпоха, эпоха (как, скажем, понятие "эпоха Средневековья").

Но понятие "эпоха Средневековья" или "эпоха античности" имеют исключительно хронологическое наполнения и не характеризуют какой единства или хотя бы однонаправленности в идейно-эстетическом смысле.Скажем, в пределах Средневековья сосуществовали как клерикальные (жития, исповеди, проповеди и др.)., Так и антиклерикальные (лирика вагантов) литературные явления, но все они объединяются понятием "средневековая литература".

А вот о понятии "просветительская литература" этого не скажешь. Так, в начале XVIII века (т.е. в указанных выше хронологических рамках эпохи Просвещения) возникает целая литература рококо (т.н. "легкая" или салонная поэзия, гривуазни сказка и повесть т.п.), которая по самому своему духу противостоит философически-общественной пафосу Просвещения, и потому ее (литературу рококо) просветительской литературой не считают. Итак, всю литературу эпохи античности или Средневековья можно назвать античной (средневековой) литературой, но не всю литературу эпохи Просвещения называют литературой просветительской.

Уже сам корень слова "просвещение" (от "свет") указывает на магистральное направление деятельности его представителей - развеивать тьму незнания и невежества, просвещать, воспитывать человека и человечество, вооружать их научными знаниями, делать умнее, "философичнишимы". Недаром выдающиеся писатели того времени часто были одновременно и выдающимися философами.
Эпоху Просвещения порой сравнивают с эпохой Возрождения. В XVII в. были созданы предпосылки для возникновения нового взгляда на человека, на его место в общественной жизни. В результате социальных потрясений, упадка королевской власти, уменьшение роли церкви, появления прослойки богатых буржуа, усиление позиций среднего класса, который начал теснить феодальную аристократию, в XVIII в. возник идейное движение Просвещения, который сформировал новый гуманистический идеал человека. Главной целью этого движения было стремление изменить, воспитать личность на принципах разума и справедливости. Просветители признали внесословной ценность человека, его способность изменить жизнь к лучшему и на началах разума создать новое общество.

Свои идеи просветители воплощали в художественных произведениях и публицистике. Большое значение в этот период приобретают журнальные жанры: очерки, памфлеты, трактаты-размышления, ведь они были доступны для широкого круга читателей и в них четко позиция автора относительно того или иного явления в общественной жизни.В художественных произведениях изображается современная действительность, на первый план как в литературе, так и в реальной жизни получается представитель среднего класса, обычный человек, который благодаря своим умственным способностям, благодаря действенному характеру достигает общественного признания.

Началом эпохи Просвещения считается появление работы английского философа Джона Локка "Опыт о человеческом разуме" (1691). Особенно революционной в то время была такая мысль из этой работы: "Вера не может иметь силу авторитета перед ясными и очевидными предписаниям разума''.

Поэтому закономерно второе название эпохи Просвещения - время Разума (в самом широком смысле этого слова), и именно поэтому слово "разум" стало ключевым уже в самих названиях как научных, прежде всего - философских (упомянутая работа англичанина Дж. Локка;''Новые опыты очеловеческий разум "(1710) немца Г. Лейбница," Об уме "(1758) француза К. Гельвеция," Критика чистого разума "(1781)," Критика практического разума "(1788) немца И. Канта и др.), так и художественных (например, "Горе от ума" россиянина А. Грибоедова) произведений европейских просветителей. Даже система жанров литературы той эпохи отразила это внимание писателей к науке, философии: именно тогда особого расцвета приобрела философская повесть (именно так определяют жанр, например, Вольтерова "Простака ").

Итак, преобладающим пафосом, духом и основой идеологии Просвещения была безгранична и искренняя вера в преобразующую и всепобеждающую силу человеческого разума и просвещения, в неизбежность наступления т. н."Царства разума". Именно в этой вере коренится и доминирующее хотя и не единственный) настроение той эпохи - оптимизм, радостное мировосприятие.!!!!!!!

Конечно, это не значит, что все просветители были этакими беззаботными мечтателями, людьми, так сказать, в розовых очках. Как раз наоборот: умные, как правило блестяще образованные просветители очень хорошо видели недостатки и изъяны реальной жизни.

Так, когда философы-просветители Шефтсбери, Лейбниц и др.. заявили о том, что реальный мир устроен самым оптимальным образом, то есть продолжили философскую концепцию оптимизма (кстати, слова "оптимизм" и "оптимальный" являются одно коренными, они происходят от латинского "optimus" - 'лучший'), которая возникла еще в античные времена (Аристотель, Эпикур), то с ним вступил в полемику просветитель-таки - Вольтер.

И, вопреки всему, просветители верили в разум человека, в возможность справедливого, рационального устройства общества и, по большому счету, именно поэтому стали бессмертными в благодарной памяти человечества.

Совсем не то настроение царило, скажем, в модерновом искусстве, большинство представителей которого громко заявила, что человек в этом мире - одинокая насекомое (ср. сюжет рассказа Ф. Кафки "Превращение"), а человеческая жизнь несовершенное и вообще абсурдно. Даже жанровая система литературы модернизма отразила это мировоззрение: драма абсурда, театр абсурда. Но разве этого не видели и просветители? Прекрасно видели. Но суть дела не в том, чтобы "открывать" самоочевидные вещи и становиться в авгуривську позу усталого комментатора абсурдного жизни, а в постановке извечного вопроса: а что дальше? Ну хорошо, жизнь является абсурдным, а дальше-то что?

Поэтому нельзя не согласиться с известным французским литературоведом и писателем Андре Моруа: "Современные писатели заявили, что наш мир абсурден. Но все, что можно было бы сказать по этому поводу, уже сказано, и очень умно, Вольтером..., и было бы лучше вместо того, чтобы возмущаться окружающим миром, найти в себе мужество действовать ";. Просветители в себе это мужество нашли, это и было (и тут все равно, это были часто полуголодные, плохо одетые радикалы вроде Дидро и Руссо, или люди умеренные и привыкшие к роскоши, типа Вольтера2) их, так сказать, теоретической и жизненной философией.

Не удивительно, что наличие в художественных произведениях философских идей и целых их комплексов является характерной чертой, своеобразной "визитной карточкой" литературы Просвещения.

2. Комплекс идей просветителей и его воплощение в литературных произведениях

Если началом идеологии просветительства считается появление упомянутой работы Дж. Локка. где одним из ключевых является конфликт разума и веры, то принципиально важным представляется вопрос об отношении к религии самих просветителей. Часто приходится слышать об атеизме просветителей, хотя последовательным атеистом вряд кого из них можно назвать. Необходимо четко различать понятия: атеизм - отрицание самой идеи Бога как такового, и антиклерикализм - критика религиозной догмы, церкви, клира. Просветители были прежде антиклерикалов (скажем, Вольтера католическая церковь не простила и ранее).

Своеобразное примирение своей идеологии с религией (как это мир, созданный божественным промыслом, может быть таким несовершенным, какой он есть) просветители нашли в деизме - учении о том, что Бог есть, и вселенная создан именно Ним. Но, дав первотолчок, Он перестал вмешиваться в дела людей, и с тех пор человечество живет по божественными законами, не всегда зная об этом. (Так же когда герой одной из комедий Мольера заявлял, что всю жизнь говорил прозой, не зная о том, что разговаривает именно прозой.) А, мол, ученые, которые открывают законы природы, делают не что иное, как открывают божественные законы, недостижимые рядовому уму. Именно поэтому выдающегося ученого Исаака Ньютона называли тогда "гениальным интерпретатором божественного промысла".Итак, открыв закон всемирного тяготения, Ньютон открыл один из божественных, к тому времени - скрытых от людей, божественных законов. Таким образом была найдена, пусть временная и неустойчивая, но все же равновесие между верой и разумом.

Едва ли не важнейшей в век Просвещения была почти аксиоматическая сейчас, но революционная тогда идея равенства всех людей от рождения. Одной из ее ипостасей было провозглашение равенства религиозной. Так, герой философской повести Вольтера "Простак" Гурон в

Кастилии встречается с янсенистом (религиозным оппонентом господствующего во Франции католицизма) Гордоном, который изображен с большой симпатией, а вот иезуит, отец Ту-а-Ту (Здесь-и-Там, то есть "и вашим, и нашим", "к услугам всех ") является откровенно сатирическим образом (см. Ш).

Значительно более продуктивной в литературе была идея социального равенства, воплощенная, в частности, в комедии француза Пьера Огюстена Карона де Бомарше "Женитьба Фигаро", главный герой которой, плебей Фигаро, заявляет, что, если бы аристократы применили к себе те требования, которые они выдвигают относительно своих слуг, то он не уверен, что хотя бы половина господ была бы достойна стать слугами. Зрители комедий Бомарше (конечно, преимущественно аристократы) были возмущены таким монологом, а исследователи творчества гениального французского комедиографа переводят тогдашнюю фразу о том, что Великая французская революция началась не при штурме Кастилии, а во время премьеры трилогии о Фигаро.

Чрезвычайно продуктивной и важной была идея национального равенства. Так, в народной драме Фридриха Шиллера "Вильгельм Телль" изображена национально-освободительная борьба швейцарцев против австрийского ига. По убеждению просветителя Шиллера, швейцарцы имели право выбирать, жить им в составе империи, или выделиться из ее состава, ибо они имели одинаковые с австрийцами права на свободу и национальное самоопределение.

Весьма актуальной для того времени была также идея расового равенства. Например, в романе англичанина Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" с большой симпатией изображены туземца Пятницу, и это в то время, когда процветала работорговля, и тысячи "робинзонов" ловили, пытали, убивали и продавали в рабство миллионы "пятниц".

Именно эпоха Просвещения разоблачила систему рабовладения. Конечно, индивидуальный и коллективный (вспомним хотя бы восстание Спартака в рабовладельческом Риме) сопротивление рабству возник одновременно с самим рабством, но именно просветители поставили вопрос о философском отрицание рабства, права на владение человека человеком как противоестественном состоянии человеческих отношений. Для сравнения: выдающийся философ античности Платон рассматривал раба как живой средство производства: мотыга, плуг (неживые средства производства), рабы (живые средства производства).

Так, в романе английского писателя-сентименталиста Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие Францией и Италией" эту идею подано очень ярко: "... Рядись как угодно, рабство, а все же. - Сказал я, - ты - горькая микстура! И воттого, что тысячи людей всех времен принуждены ни были испить тебя, горечи в тебя не v6aeu.nocb. А тебя, триждысладостная и благодатная богиня, обратился я к свободе, - все поклоняются публично или тайно: приятно вкусить тебя, и ты останешься желанно пока не изменится сама Природа, - никакие грязные слова не запятнают белоснежной твоей мантии, и никакая химическая сила не обратит твоего скипетр в железо, - поселянин, которому ты улыбаешься, когда он ест черствый хлеб, с тобой счастливей, чем его король, из дворцов которого ты изгнан... "".

Приведенная цитата иллюстрирует тот факт, что, одновременно с осуждением рабства, просветители прославили свободу как естественное состояние, естественное право каждого человека. Неслучайно, скажем, народная драма Ф. Шиллера "Вильгельм Телль" заканчивается трехкратным повтором слова "свобода" (см. раздел V).

Для просветителей одной из центральных была оппозиция "природа" (как правило, со знаком "плюс") - "цивилизация (часто со знаком" минус ")". Конечно, значение слова "природа" в этом контексте отнюдь не ограничивалось понятием вроде " зеленые насаждения ". Это скорее первоначальный, не испорченный цивилизацией состояние человека и человечества '. Большинство просветителей считали, что по природе, от рождения, человек хороший, а портит его общество, которое устроено глупо: нерационально, то есть, опять-таки, противоестественно.Этот идеал человека, не испорченной цивилизацией, получил название, которое тогда же стала термином, одним из центральных понятий Просвещения - "естественная человек".

Поэтому, хотя первым в мировой литературе образом естественной человека считается дикарь Пятница из романа Дефо "Робинзон Крузо", понятие "естественная человек" вовсе не ограничивается значением человек, выросший на природе, не подверглась влиянию цивилизации (хотя может включать и это значение).

Так, Руссо абсолютизировал роль природы в развитии человечества, слишком радикально отвергал позитивные моменты влияния цивилизации, за что немедленно был высмеян Вольтером, который довел его мысль до абсурда: мол, если цивилизация - это исключительно плохо, то что вы предлагаете взамен, господин Руссо, неужели вы призываете человечество вернуться назад, "на четвереньки", ведь малейшее влияние цивилизации - это пещерный период в истории человечества?

В частности, в философской повести "Простак" Вольтер полемизирует с Руссо именно в этом вопросе. "Естественная человек" Гурон попадает в Бастилию. где сидит в камере с высокообразованным янсенистом Гордоном. Это время "цивилизованный" ученый старикан и "естественной" дикарь-юноша проводят в научных дискуссиях, результат - взаимное совершенствование. Это один из конкретных случаев воплощения в художественном произведении концептуального интенции просветителей - стремление примирить "природу" и "цивилизацию" (общество).

С одной стороны. Гордон признает преимущества естественной человека (и это совпадает со взглядами Руссо): "Он (Гурон. - Ю.К.) записал много мыслей, которые ужаснули старого Гордона." Как! - Говорил тот сам себе,-п пятьдесят лет потратил я на свое обучение и теперь боюсь, что не смогу догнать природный разум верный этой почти дикой ребенка. Я дрожу, укрепив старательно свои предрассудки; он же слушал только простой природы ".

С другой стороны, Гурон признал благотворную роль наук в своем совершенствовании (ведь до Бастилии он был образом или не комическим, а после дискуссий с Гордоном стал драматическим или даже трагическим, и сам факт такого "перевоплощения" уже есть полемикой Вольтера с Руссо, ибо подчеркивает положительные моменты влияния цивилизации на человека): ".. Меня прельщает поверить в перевоплощение, - говорил он (Гурон. -Ю.К.), я сам из животного превратился в человека.


Смежной упомянутой есть важная оппозиция Просвещения "естественное право" - "общественный договор". Впервые мысль о "общественное соглашение, договор" высказал уже упомянутый Джон Локк в трактатах "О правлении" (1690).Впоследствии это учение Локка было использовано в работе "Об общественной соглашение" (1762) Ж.Ж. Руссо и в идеях Великой французской революции 1789 года.

Просветители прекрасно понимали, что "жить в обществе и быть независимым от общества невозможно", что Иногда индивиду (который находится в "естественном состоянии") надо ограничить свои права и свободы ради блага большинства членов общества, а "справедливость и соблюдение законов является принципами, с которыми соглашается большинство людей ".

Именно на оппозиции "естественное право" - "общественный договор" сыграл Вольтер в своей повести "Простак", посылая Гурон "жениться" на панне Сент-Ив. Как всегда блистательно остроумный, он придумал антоним понятию "естественное право" -''естественное разбой ":" Простак защищался, ссылаясь на естественное право, которое он в совершенстве знал; аббат хотел доказать, что преимущество должно иметь право гражданское, и что если бы междулюдей не было сделок, естественное право почти всегда превращалось 6 на природную разбой ".

Мотив соглашения, договора имел и другие толкования. Так, если Человек Разумный живет среди таких же умных людей, то что мешает им о чем-то договориться между собой и устроить жизнь справедливо, по совести, чтобы человечество было счастливым?

Следующей ключевой идеей Просвещения была идея просвещенного монарха. Просветители не только пропагандировали возможности человеческого разума, но и на деле применяли их. их рационалистические построения были удивительно логичными и прагматичными.

По магистральное направление, главное средство совершенствования человечества просветители избрали культурно-просветительскую деятельность. Следовательно логично возникал вопрос: а кого, собственно, наиболее целесообразно просвечивать? Ведь дойти до каждого человека очень трудно, почти невозможно. Вольтер, например, наотрез отказался просвечивать простых людей, называя народ "быдлом, которому нужен кнут и корм". Тогда кого же надо было просвечивать?

Следовательно просветители пришли к идее просвещенного монарха: оптимально начинать просвещение народа с просвещения монарха (короля, царя, шаха и т.д.). Тот, в свою очередь, начнет просвечивать своих министров, те - своим подчиненным и так далее, и, наконец, они просветят всю свою страну, ведь власть в их руках.

К тому же идея просвещенного монарха своеобразно совпала с традиционной мечтой широких кругов народа о добром монарха, и это стало одной из причин ее живучести.

Иногда тогдашние монархи действительно способствовали наук (например, Петр I "европеизував" Россию не в последнюю науку именно посредством внедрения и государственной поддержки науки). А иногда просветители делали венценосным лицам комплимент, надеясь таким образом подсказать им нужное отношение к науке.

Идея просвещенного монарха для просветителей была столь привлекательной, что влияла не только на их творчество (образ просвещенного монарха является, например, в свифтовом "Путешествий Гулливера", это король страны великанов), но и на само их жизни Да, часто звучали насмешки в адрес Вольтера за то, что он стал придворным историографом Людовика XV, вроде "позволив себя приручить", или что верил в то, о чем писала в письмах к нему российская императрица, "просвещенная монархиня" Екатерина II.

Сомневаюсь, что Вольтер верил всем. Но это и не так важно, потому как это сопоставим вещи: упрекать французу за доверчивость в вопросе, русские крестьяне действительно''ели курочку еженедельно, а в некоторых губерниях уже переходили на индейку ", не считая главного: благодаря воплощению идей Просвещения менее чем за полвека Московия с провинциальной страны превратилась в мировую державу. Вот что привлекало внимание французских просветителей к далекой северной страны (ведь старикашка Дидро тоже уехал в Россию, и это тоже не случайно). Короче говоря, они считали Россию своеобразным "экспериментальной площадкой" (причем - успешным!) для апробации и воплощения своих идей.

Но стремление просвещать людей, конечно, не ограничивалось исключительно венценосной особы.Конечно, были размышления и о том, как воспитывать широкие народные массы. И самым оптимальным, эффективным средством просвещения, воспитания людей просветители считали литературу.

Видимо, не в последнюю очередь потому выдающиеся философы-просветители одновременно часто бывали и известными писателями. Да, эта эпоха дала такие имена, как Д. Дефо, Дж.Свифта, Г. Филдинг, С. Ричардсон, Л. Стерн, Р. Бернс (Великобритания); Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, П. О. Бомарше (Франция); Г. Э. Лессинг, И. К. Ф. Шиллер, Гете (Германия); К. Гольдони (Италия); Б. Франклин (США); Д. Фонвизин, А. Радищев, А. Грибоедов (Российская империя) и многие другие.


3. Деятельность энциклопедистов

В наше время энциклопедистами называют людей, которые отличаются разносторонними знаниями (в отличие от узко профильных специалистов). Это понятие происходит от древнегреческих слов "enkyklois" и "paideia" и дословно означает 'обучение по всем кругом знаний'.

А в век Просвещения слово "энциклопедисты" мало звуженише и, так сказать. конкретнее значение.Энциклопедистами называли просветителей (философов, писателей, политиков), принимавших участие в издании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (далее - Энциклопедия), издававшийся, несмотря на многочисленные препятствия, на протяжении 1751-1780 годов (т.е. более четверть века!).

Главными идеологами и исполнителями этого грандиозного проекта были основатель и главный редактор Дени Дидро и его первый помощник Д'Аламбер. Они объединили вокруг Энциклопедии выдающихся ученых и писателей того времени (преимущественно антиклерикально и антифеодально настроенных). Монтескье, Вольтера, Руссо, Гельвеция, Гольбаха и др..

Изданию предшествовали "Предварительные размышления", написанные Дидро и Д'Аламбером, где была создана самая к тому времени классификация отраслей знаний, наук. "Предварительные размышления" стали апофеозом науки, призывом к объективному исследованию природы и общества, флагом светского, нерелигиозного отношения к реальному миру ".

Всего было выдано 35 (!) Томов, где были материалы, посвященные самым разным отраслям знаний: истории, математике, философии, литературоведению и др.. И вот что еще интересно: ремесла ли не впервые в истории человечества были поставлены в один ряд с науками и искусствами, о чем свидетельствует уже само название издания (ранее они соотносились антитетично: науки и искусства - это "высокое", а ремесла - это " низкое ").

Издание было делом непростым. Прежде всего, выход каждого тома вызвал яростное сопротивление почти всесильных тогда святош (которые все больше больше избавлялись монополии на знания) и чиновников (слишком много общепринятых на то время понятий в Энциклопедии была пересмотрена, в частности, целесообразность власти феодалов, которая до того многими воспринимался как Богом данная, вечная и пожизненная, была подвергнута сомнению). Причем, непримиримые до того враги - католики и янсенисты - выступили против Энциклопедии единым фронтом (так временно перестают грызться между собой собаки при приближении общего врага - волка). Не удивительно, что время от времени издания запрещалось.1752 - запрет Королевской советом первых двух томов за то, что там было "много положений, направленных на уничтожение королевской власти, укрепления духа независимости и бунтарства и своими темными и двусмысленными высказываниями заложить основы заблуждений, порчи нравов и безверия". 1757 - повторная запрет издания (с большим трудом после запрета 1752 энциклопедисты добились разрешения на продолжение издания), на уже правительством, да еще и запрет продажи тех семи томов, в то время вышли. И следующий, восьмой, том увидел свет лишь через восемь лет! Поистине, через тернии - к звездам.

Кроме того, не было единства и в лагере самих энциклопедистов. Особенно ярко различия в их взглядах оказались после выхода упомянутого уже седьмого тома, где была статья д'Аламбера "Женева", по которой ее автор в конце концов вышел из состава редколлегии. Еще бы, ведь против него выступили не только церковники (католики обиделись на слишком позитивно оценочный описание скромного образа жизни протестантских женевских святош, что было резким контрастом роскоши, которыми окружили себя католическое французское духовенство), но и сами энциклопедисты. Так, уже знаменитый к тому времени Жан Жак Руссо поссорился с Дидро и отказался от дальнейшего сотрудничества с энциклопедистами через ту же статью.Правда, его возмутили не комплименты протестантам, а предложение Д'Аламбера открыть в Женеве театр, что, по мнению Руссо, могло негативно повлиять на нравственность женевцев. Итак Д'Аламбер навсегда вышел из состава издателей энциклопедии, а Дидро мужественно продолжил дело один.

К тому же издание Энциклопедии было делом чрезвычайно сложным с чисто материальной точки зрения. Дидро часто закладывал для этого дела свои личные деньги. Ходили даже слухи, что у него от плохого питания, обусловленного постоянным недостатком денег, умирали дети. По крайней мере, из постоянных лишений, по большому счету, его в конце концов освободил только неординарный шаг российской императрицы Екатерины II: она купила личную библиотеку француза, оставив ее ему в пожизненное пользование, и книги были вывезены в Россию только после смерти философа. Но, к чести Дидро, который был и отцом идеи, и главным ее исполнителем, он довел дело до завершения.

Издание Энциклопедии стало выдающимся явлением в интеллектуально-идеологическом, духовной жизни не только Франции, но и всего мира.

Главные направления просветительской литературы: реализм, классицизм, сентиментализм. Литература рококо.Возникновение новых литературных жанров

Как уже отмечалось выше, просвещение является идеологическим движением, сказавшийся на различных литературных направлениях.

Прежде, заметное место в литературной жизни того времени все еще занимал классицизм. Его эстетика и поэтика влияли на литературу всей Европы. Правда, классицистические произведения часто наполнялись просветительским содержанием. Образно говоря, в старые мехи залили новое вино (но мехи часто не рвались). Так, древнегреческий сюжет об Эдипе в одноименной классицистической трагедии Вольтера получает о радости и наслаждения жизни. В частности, на формирование литературы рококо ощутимое влияние (своим фантастическим элементом, экзотикой и эротизмом) произвели сказки восточной сборника "Тысяча и одна ночь", которая именно тогда (1707-1717) была переведена французом Галаном.

Чрезвычайно плодотворно работали также писатели-реалисты, особенно в жанре романа. Отцом просветительского реалистического романа считается англичанин Даниэль Дефо (автор "Робинзона",''Молль Флендерс "и многочисленных других произведений). Много нового внес к этому жанру также Генри Филдинг и многие другие писатели.

Именно в те времена возник сентиментализм - литературный и художественный направление, в произведениях которого доминировали чувства ("сантименты", отсюда и название).Сентименталисты провозглашали культ естественного чувства, природы, часто - патриархальной идеализации. Это направление быстро распространился по всей Европе.

Самые представители сентиментализма в европейских национальных литературах: С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смолетт (поздние произведения), Ж. Ж. Руссо, Штюрмер, Н. Карамзин, Г. Квитки-основ 'яненкотаин.

Тогда же сначала во Франции, а впоследствии во всей Европе распространяется литература рококо, в которой в легком, игривом стиле изображались утехи и наслаждения жизни. В частности, на формирование литературы рококо ощутимое влияние (своим фантастическим элементом, экзотикой и эротизмом) произвели сказки восточной сборника "Тысяча и одна ночь", которая именно тогда (1707-1717) была переведена французом Галаном.

Возникают и / или приобретают расцвета новые литературные жанры (жанровые разновидности) - философская повесть и роман воспитания.

 

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав