Читайте также:
|
|
Цель практических занятий по курсу русской литературы XVIII в. - закрепить и углубить знания, полученные при прослушивании лекционного курса, обратив внимание студентов на ключевые произведения ведущих писателей ХVIII в.: M.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Н.M. Карамзина, представляющих основные направления этой эпохи (классицизм, «просветительский реализм», сентиментализм), дать примеры целостного анализа доминирующих жанров изучаемого периода.
Основная задача практических занятий - раскрыть художественные особенности наиболее значительных в идейно-художественном отношении произведений ведущих писателей эпохи, соединив историко-литературный подход с изучением особенностей поэтики их произведений. На занятиях представляется целесообразным рассматривать такие вопросы, как творческая история анализируемых произведений, своеобразие основных жанров литературы классицизма и сентиментализма (сатира, ода, трагедия, комедия, сентиментальная повесть и пр.), историко-литературный контекст, в котором они бытовали, их общественная значимость и воздействие на общественно-политическую, культурную и литературную жизнь эпохи. Эти проблемы необходимо соотнести с вопросами художественного метода и стиля писателей, композиции, сюжетного построения и языка.
К анализу на практических занятиях привлечены только программные произведения ведущих писателей, поэтов, драматургов и публицистов XVIII в., знание которых может пригодиться студентам в их будущей практической деятельности в школе.
При составлении вопросов для практических занятий использовано учебное пособие Л.А. Ольшевской и С.Н. Травникова «Литература Древней Руси и XVIII века» (М., «Новая школа», 1996).
Занятие 1. А.Д. Кантемир-сатирик
Вопросы
1. Дать определение жанра сатиры. История жанра в мировой литературе (по «Краткой литературной энциклопедии», «Литературному энциклопедическому словарю»).
2. Причины обращения Кантемира к жанру сатиры. Критика общественных пороков и пропаганда петровский преобразований. Принципы типизации.
3. Проблема типологии сатир А.Д. Кантемира. Место и значение «Сатиры I» в творческом наследии писателя.
4. Композиция первой сатиры Кантемира. Что лежит в основе композиционного деления текста? Почему вступление имеет двухчастное строение? Как связаны отдельные фрагменты в основной части сатиры? Кольцевая композиция сатиры и ее роль в раскрытии идейного замысла автора.
5. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» А.Д. Кантемира. Почему произведение имеет двойное название? Почему в качестве адресата сатиры выступает «ум»? Роль «ума» - адресата и оппонента автора.
6. Значение социальных и моральных критериев в создании образной системы первой сатиры. Скрытая антитеза как ведущий прием построения образной системы произведения. Почему одни герои сатиры имеют имена и произносят монологи, а другие нет? Место автора в образной структуре произведения. Роль авторского комментария.
7. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира: саморазоблачение героя, гиперболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики. Проблема литературной «маски».
8. Особенности сатиры Кантемира. Автоирония. Дидактическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |