Читайте также:
|
|
1. Александрова Е.А. Формы конфликта и характер театральности трагедий классицизма (на материале А.П. Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1976. Вып. 2. С.17-27.
2. Михайлов А.В. Трагедия // Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987. С. 441.-442.
2. Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма // История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века / Отв. ред. Л.М.Лотман. Л., 1982. С.58-108.
3. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л.,1981. С.68-74.
4. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. М., 1988. С.112-142.
Занятие 4. «Недоросль» - первая русская общественно-политическая комедия
Вопросы
1. Комедия как жанр классицизма (определение, история комедии в странах Европы; комедия в России).
2. Проблема метода Д.И. Фонвизина и ее освещение в современном литературоведении. Полемика, связанная с определением главного конфликта комедии.
3. Новаторство Д.И. Фонвизина в жанре комедии. “Недоросль” как первый опыт русской социально-политической комедии. Многотемность пьесы, ее основной конфликт. Попытка индивидуализации действующих лиц, язык комедии. Внутрисословная дифференциация характеров. Разоблачение бесчеловечности помещиков-крепостников (обратить внимание на приём “зоологизации” в фамилиях героев). Элементы любовной, воспитательной, бытовой комедии, психологической драмы и трагедии в произведении. Как взаимодействуют различные жанровые образования в пьесе?
4. Особенности развития сюжета в пьесе. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. На какие сюжетные ходы распадаются любовная и воспитательная сюжетные линии? Кто из героев и каким образом движет эти сюжетные линии? Особенности анализа компонентов сюжета в драматическом произведении, содержащем несколько сюжетных линий. Функция сцен, не имеющих прямого отношения к развитию действия. Кульминация и развязка общественно-политической и любовной линий комедии. Какая из этих линий является ведущей? Интермедии, фарсовые сцены и их роль в комедии, в частности - в развитии сюжета.
5. Социальная обусловленность системы образов пьесы. На какие группы делятся действующие лица комедии и каковы принципы типологии героев (этический, социальный, сценический и др.)? Внесценические персонажи и их роль в комедии. Почему персонажи группируются по моральному принципу, функция “говорящих” фамилий. Прямолинейность характеров героев. Структура сюжета комедии.
6. Отзывы о комедии современников и литературных критиков XVIII-XIX вв.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |