Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Психология религии о природе религиозного феномена

Читайте также:
  1. Cилы в природе
  2. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  3. II Круговорот веществ в природе.
  4. OP 1211 Жалпы психология
  5. V Нахождение в природе и физиологическая роль алкинов
  6. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.
  7. Анализ некоторых типов религиозного опыта
  8. Анализ религии
  9. Аналитическая психология
  10. Аналитическая психология в интерпретации символических произведений.

Психология религии возникла в конце 19-го начале 20-го века (В.Вунт,

У.Джеймс, Т.Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании

религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека

во время совершения религиозных обрядов. В.Джеймс считал, что религия коренится

в эмоциональной сфере психики индивида, рассматривал религию как возможность

внутреннего роста, более интенсивной духовной жизни.

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной

психологии ведется в следующих направлениях: общая теория психологии

религии изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику

религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и

общества; дифференциальная психология религии рассматривает религиозное

сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической

эпохи; психология религиозных групп изучает социально-психологическую

структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок

и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; педагогическая

психология изучает принципы и особенности формирования религиозного и

атеистического мировозрения.

7. Каковы особенности религиозной веры?

Вера – это состояние души человека, позволяющее ему преодолеть жизненные

испытания, находить опору в жизненном бытии независимо от наличия реально

существующих позитивных факторов, часто в противовес доводам разума.

Предметом религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное,

по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту

сторону и нарушает естественный ход его развития. Р.Отто предлагал заменить

«сверхъестественное» на «священное» (из-за буддизма, индуизма, которые не

проводят четкой грани между естественным и сверхъестественным.)

8. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой

Сторон

Религиозное сознание имеет две стороны рациональную и эмоциональную.

Существует два подхода. Представители первого истолковывают религиозную

веру преимущественно как интеллектуальный феномен, делают акцент на

содержательном характере религиозных представлений, рассматривая религию

преимущественно как мифологическую систему. (Религиозные представления

первоначально выступают в наглядно-чувственных образах. Источником образного

материала служат природа, общество, сам человек. На базе этих образов

формируются мыслительные конструкции: понятия, суждения, умозаключения).

Представители второго подхода делают акцент на эмоционально-волевом

элементе. Религиозная вера – это прежде всего религиозные переживания,

религиозные чувства.

Вера (?) Преобладание эмоционально-волевой сферы над рациональной, над

доводами разума (?)

9. Религиозный культ: содержание и функции

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание

определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами.

Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания,

Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в

сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного

мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы

или отдельных индивидов. Культовая система – это прежде всего совокупность

определенных обрядов. Обряд – совокупность стереотипных действий,

устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности.

Религиозные обряды – сильное средство эмоционального воздействия, тщательно

продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением.

Культовое здание придодит человека в ситуацию, отличную от привычных, внимание

поэтому сосредотачивается на предметах, действиях, образах, знаках. Обряд носит

символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо

идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест –

символ христианской веры.), действия (крестное знамение.), мифы, предания

(библейское повествование о сотворении мира.).

10. Какие типы религиозных организаций вы знаете?

Первичным звеном религии как социального института является религиозная

группа, как правило объединяющая учителя – основателя религии – и его

учеников. Это связь личностная, не имеющая какого-либо официального

закрепления. (религиозные группы на ранних этапах возникали в виде тайных

обществ). Секта – религиозная организация, вступление в которую –

сознательно принимаемое решение, предполагающее активное участие членов секты в

ее деятельности. Несет ответственность за своих членов, исключает тех, кто не

выполняет обязательств. Церковь – обращена ко всем членам общества.

Немецкий же теолог Э.Трельч различал три типа религиозных организаций:

церковный, сектантский, мистический. Церковь принимает общество

таким как оно есть, демонстрируя социальный конформизм.Она тяготеет к

государственности. Секты стремятся не к спасению общества, а к жизни в

строгом соответствии с этическими установками их «бога», потому для них

характерно неприятие мира. Это религиозная оппозиция, которой свойственно

отчуждение от мира. Бог церкви благословляет существующее положение вещей, бог

секты – проклинает, осуждает. Мистики стоят от мира еще дальше и

стремятся к чувству единства с Богом.

А.А.Радугин выделяет еще один тип организации харизматический культ.

Подобен секте, но имеет особый процесс формирования. Создается на основе

объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя

сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств

(харизмы).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав