Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Американский романтизм. Его своеобразие; связь с историческими событиями в стране. Общая характеристика творчества Ф. Купера.

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  3. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  4. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  5. I. Общая дерматовенерология
  6. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  7. I. Этиологическая характеристика
  8. II ОЗНАМЕНОВАТЕЛЬНОЕ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА
  9. II. Взаимосвязь стоматологической патологии и эндокринные заболевания.
  10. II. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.

Автор и рассказчик в романах В.Скотта. Рассмотрите на примере одного или нескольких романов.

2. Американская поэзия XIX века. У.Уитмен «Листья травы».

Американская литература, североамериканская литература, литература США — литература, написанная на территории США и бывших колоний. Получила широкое развитие и самобытное значение со второй половины XIX в.; предыдущая её история сводится преимущественно к богословским произведениям и церковным гимнам, а также, несколько позже, к историческим и политическим трудам.

Третий период охватывает всю североамериканскую литературу XIX века. Подготовительной эпохой была первая четверть века, когда вырабатывался прозаический стиль. «Sketch-book» Вашингтона Ирвинга (1820) положила начало полуфилософской, полупублицистической литературе то юмористических, то поучительно-моралистических очерков. Здесь особенно ярко отразились национальные черты американцев — их практичность, утилитарная мораль и наивный жизнерадостный юмор, сильно отличающийся от саркастического, угрюмого юмора англичан. Третий период охватывает всю североамериканскую литературу XIX века. Подготовительной эпохой была первая четверть века, когда вырабатывался прозаический стиль. «Sketch-book» Вашингтона Ирвинга (1820) положила начало полуфилософской, полупублицистической литературе то юмористических, то поучительно-моралистических очерков. Здесь особенно ярко отразились национальные черты американцев — их практичность, утилитарная мораль и наивный жизнерадостный юмор, сильно отличающийся от саркастического, угрюмого юмора англичан.

Американский романтизм. Его своеобразие; связь с историческими событиями в стране. Общая характеристика творчества Ф. Купера.

Американский романтизм развивался в первой половине XIX века. Он явился откликом на события, связанные с американской революцией 70-х годов XVIII века и французской революцией 1789—1794 годов.

В истории страны первая половина XIX века — это период становления молодой буржуазной республики — Соединенных Штатов Америки, одержавшей победу в войне за независимость. Победа эта была завоевана благодаря героическим усилиям народных масс, однако воспользовались ею в своих интересах крупные землевладельцы и промышленники. В связи с тем, что в результате американской буржуазной революции не были разрешены важнейшие вопросы в жизни страны — вопросы о земле и о рабстве, они продолжали оставаться в центре внимания американского общества на всем протяжении XIX века.

американский романтизм достигает в период 20—30-х годов XIX века. Видное место в литературе тех лет занимают Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг. Творчество этих писателей отразило характерные особенности американского романтизма на раннем этапе его развития. Ирвинг и Купер в начальный период своего творчества были вдохновлены идеями американской революции и борьбы за независимость. Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Купер одним из первых в американской литературе XIX века выступил с резкой критикой капиталистической Америки. В своих романах он создал широкую панораму жизни страны, в ярких художественных образах отразил процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе. В мировой литературе его имя по праву стоит рядом с именем Вальтера Скотта. Однако романы Купера «совершенно самобытны и, кроме высокого художественного достоинства, не имеют ничего общего с романами Вальтера Скотта, хотя, впрочем, и были их результатом в смысле исторической последовательности развития новейшей литературы».

По своему характеру творчество Купера отличается от творчества романтика Э. По, современником которого он был. Демократические симпатии Купера, его гуманизм не имеют ничего общего с присущим Э. По пессимизмом и неверием в человека. Выступая с критикой американского буржуазного общества, раскрывая его враждебность простому человеку, Купер прославляет смелость и мужество, стойкость и благородство простых людей.

Демократизм Купера подчеркивал в своих высказываниях о нем В. Г. Белинский.

Высоко ценили Купера такие выдающиеся писатели, как Бальзак, Ж. Санд, Теккерей.

4. Американский трансцендентализм и литература. С середины 30-х годов XIX в. важную роль в духовной жизни США и развитии национальной культуры начинает играть литературно-философское течение — трансцендентализм. Трансцендентальный клуб впервые собрался в сентябре 1863 г. в столице штата Массачусетс Бостоне, неофициальной интеллектуальной столице северо-восточного региона США — Новой Англии. Однако вскоре члены клуба один за другим стали переселяться в небольшой городок Конкорд неподалеку от Бостона. В ядро Трансцендентального клуба с самого начала входили Р.У. Эмерсон, Дж. Рипли, М. Фуллер, Т. Паркер, Э. Олкотг, а в 1840 г. к ним присоединился Г.Д. Торо. Название клуба связано с философией «трансцендентального идеализма» великого немецкого мыслителя И. Канта. Возникло оно, как это нередко бывает, случайно: брошенное в насмешку над «заумными» писаниями Эмерсона и его товарищей каким-то газетчиком, оно пришлось как нельзя более к месту, вполне устроив и самих членов клуба. Этот термин выражал очень важную для них идею: свет истины приходит к человеку именно «трансцендентное, т. е. помимо опыта, путем интуиции и откровения. В Трансцендентальном клубе не было жесткого организационного объединения: встречались друзья, размышляли, спорили. Но интеллектуальный потенциал членов клуба был настолько высок, что их идеи получают все более широкое распространение и резонанс. С 1840 по 1844 г. клуб издавал собственный журнал «Дайэл», первым редактором которого была Маргарет Фуллер, а с 1842 г.— Ралф Уолдо Эмерсон. Лекции Эмерсона собирали многочисленную аудиторию по всей стране. Именно он стал лидером нового течения, которое положило начало американской философской мысли и оказало заметное влияние на формирование национального характера и самосознания. Трансценденталисты отвергают принцип «tabula rasa» («чистой доски») Д. Локка и роль эмпирического опыта. Из современных европейских философских теорий наибольшее значение для выработки представлений трансценденталистов о мире и путях познания имели идеи Шеллинга, Фихте и Якоби. При этом немецкие философские концепции воспринимались в США через посредничество их английских интерпретаторов, в первую очередь, Колриджа и Карлейля. Американские трансценденталисты увидели и взяли в европейских философских системах то, что отвечало их собственному мироощущению и взглядам, сложившимся под воздействием национальных религиозно-этических направлений и социальной действительности Америки XIX в. К первым относится прежде всего унитарианство, новоанглийское либеральное религиозное течение, выступившее против теократического догматизма официальной церкви и репрессивной морали ортодоксального пуританства. Унитарианцы выдвинули новое, свободное и гуманистическое представление о духовной природе человека и его месте в мире. Однако трансцендентализм сохраняет внутреннюю связь и с общей религиозно-философской традицией новоанглийского пуританства, которой он обязан особым вниманием к этической проблематике, нравственным дидактизмом и символизмом мироощущения. В философские построения трансценденталистов вошли и элементы восточных учений, особенно Древней Индии. Отношение членов Трансцендентального клуба к собственной стране на первый взгляд противоречиво. Утверждения о великом предназначении Америки сочетаются с суровой критикой многих сторон общественной жизни США. Величие территории — от океана до океана и от снегов до тропиков — уже само по себе служит залогом грядущего величия и должно сделать Америку, как выразился Эмерсон, «домом человека». Эта вера трансценденталистов — отзвук не столь давних событий Американской революции и отражение надежды на претворение в жизнь ее высоких идеалов. Однако реальность социально-экономического и духовного развития нации вызывает у трансценденталистов разочарование и протест. По словам Эмерсона, существующая система—это система войны, конкуренции и несправедливо приобретенных преимуществ. Трансценденталисты предупреждают об опасностях, которые угрожают молодой американской демократии: неуемной жажде обогащения любой ценой, уничтожении природы, углубляющемся социальном неравенстве, общественной коррупции и несправедливости. Для позиции трансценденталистов характерно единство слова и поступка. Показательно, например, обращение Эмерсона с открытым письмом к президенту США М. Ван Бюрену с протестом против насильственного переселения с исконных земель индейского племени чироков. Спасение общества от разложения и упадка большинство трансценденталистов связывает с социальной доктриной «фермы» — возвращением к природе, земледельческим трудом, сознательным ограничением потребностей. Порокам социального развития Америки они противопоставляют свой романтический идеал — нравственно-философскую утопию, построенную на принципах свободы личности, любви и дружбы, гармонии природы и человека. Эти идеи трансцендентализма легли в основу нескольких социальных экспериментов в США в XIX в. В 1841 г. группа членов «Трансцендентального клуба» и близких к ним литераторов (среди них был, в частности, Н. Готорн) под руководством Дж. Рипли организовали на началах фурьеризма коммуну Брук Фарм. Члены коммуны пытались на практике осуществить принципы трудовой кооперации, сочетания умственного и физического труда, опрощения и полного взаимного доверия. Коммуна Брук Фарм просуществовала до 1847 г. Однако главной целью трансценденталистов было все же не социальное реформаторство, а обновление и духовное самосовершенствование отдельной личности. Не случайно Эмерсон не вошел в число участников Брук Фарм. По его мнению, важнее научить человека самостоятельно мыслить и здраво рассуждать, чем пытаться исправить отдельную деталь общественной системы. Еще один эксперимент носил индивидуальный характер. В 1845 г. Г.Д. Торо поселился в лесу на берегу озера Уолден и прожил здесь в одиночестве два года, два месяца и два дня. Смысл его эксперимента — в попытке практически доказать возможность духовной и экономической свободы человека от власти несправедливой и порочной общественной системы. В большей или меньшей степени взглядам всех трансценденталистов присущ акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур. Этот романтический индивидуализм запечатлен в ярком афоризме М. Фуллер: «Не человек для общества, а общество для человека», других многочисленных высказываниях Эмерсона, Торо и других членов клуба. Для трансценденталистской модели мироздания характерен устойчивый и принципиальный оптимизм. Эмерсон и его последователи исходят из того, что во Вселенной царят законы всеобщей гармонии, которые не допускают распада и хаоса ни в природе, ни в человеческой душе. Поэтому, согласно трансцендентализму, абсолютной нормой является добро, а зло — лишь временное отклонение от этой нормы: «...игральные кости Бога всегда ложатся правильно... всякая добродетель вознаграждается, всякое зло карается — неотвратимо и неизбежно». Оптимистическая уверенность трансценденталистов в том, что «все к лучшему», вызвала полемику со стороны оппонентов трансцендентализма (им был, например, Э.А. По), а также ряда крупных писателей, близких к трансцендентализму, но не разделявших их концепции гармоничного мироустройства (Н. Готорн, Г. Мелвилл). Этическая направленность трансцендентализма закономерно вела его членов к прогрессивной позиции в наиболее остром споре своего времени — борьбе против рабства. Принимая в ней участие и словом и делом, они выказали подлинное гражданское мужество и в 1850 г., когда был принят позорный закон о возвращении беглых рабов их владельцам, и в 1859 г., когда было подавлено восстание Джона Брауна. Идеи трансцендентализма оказали огромное влияние на развитие американской литературы. Нет ни одного значительного писателя-современника, который так или иначе не принял бы участие в «диалоге» с Эмерсоном, Торо, Фуллер и ее друзьями.

5. Богатство художественной формы поэмы Байрона «Дон Жуан».

6. Венгерский романтизм. Ш. Петефи – поэт, революционный демократ. Фольклорные мотивы в поэме «Витязь Янош».

7. Г. Флобер и русская литература (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).

8. Г.У. Лонгфелло – создатель национального американского эпоса («Песнь о Гайавате»).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 146 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав