Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Брахманы и шраманы

Читайте также:
  1. БРАХМАНЫ

Возникновение первых государств, которые объединили различные племена с их местными традициями, появление новых каст (джати), ослабление родоплеменных отношений — все это в немалой степени способствовало возникновению до­селе неизвестного самоощущения человека как некой ин­дивидуальности. Появившаяся отстраненность от уз кровного родства, возможность выбирать между освя­щенным традицией строго регламентированным ритуалом, заучиванием жертвенных формул, логическим усвоением знаний и самостоятельным духовным поиском вызвали-своего рода «переоценку ценностей».

Оттесняя «племенную мораль», на первый план все больше выдвигаются нормы и установки «индивидуальной морали». Последствия различных мероприятий, ведущих к объединению в единый государственный организм раз­дробленных племенных конфедераций, ломка и гибель племенных институтов по-разному осмысливались свиде­телями этих событий. Наряду с профессиональными жре­цами, часто идеологами государственной власти, появля­ется группа духовных учителей, которая не была наслед­ственной, а рекрутировалась из различных' слоев обще­ства. Они были известны как шраманы (буквально: со­вершающие усилие) — аскеты-проповедники, хотя «орто­доксальные» источники пренебрежительно называли их «паривраджаками», т. е. бродягами.

Широкое распространение различных форм аскетизма было одной из важных черт рассматриваемой эпохи. Это явление отражало не только характер и направление ду­ховных поисков, но и определенную социальную позицию тех, кто порвал с миром. В период значительных полити­ческих и социальных сдвигов, менявших освященный традицией стереотип поведения и порождавших ощущение тщетности и непрочности социальной жизни, шел поиск более стабильных психологических основ существования прежде всего в сфере эзотерической духовности — в ней стремились обрести не только чувство самодостаточности для каждого индивида, но и ощущение причастности к универсуму в целом. Хотя это стремление было присуще всем без исключения аскетам, шраманский аскетизм, не­смотря на внешнее сходство с брахманским, был во мно­гом принципиально иным.

Согласно учению брахманизма, аскетизм является од­ной из стадий жизни (ашрамов), предначертанной для «дважды рожденных»,— ашрамы «ванастха» — пребывание в лесу (часто группами) и «саньяси»— полное одино­чество аскета (предпочтительно в горах). Аскетизм счи­тался в брахманизме законным, если «дважды рожден­ный» уже прошел период ученичества (брахмачарья) и прожил полноценную жизнь в качестве члена общества, главы семейства — ашрам домохозяина «грихастха». Брахманизм строго запрещал женщинам покидать свою

семью.

Подобных варновых, возрастных, половых и прочих ограничений шраманство не знало. Шраманом мог стать каждый — от правителя, уставшего от бремени государ­ственных дел, до слуги, бежавшего от жестокости хозяина. Шраманы никогда не имели единой централизованной организации. Они бродили поодиночке или собирались вокруг учителей, которые создавали сангхи — религиоз­ные общины. Древние сангхи были основаны на некоторых принципах племенной общинной организации (инициация, общественная собственность, выборная власть). Этот своего рода субститут «первобытной демократии» высту­пал как некая альтернатива классовому (варновому) устройству общества, хотя шраманы не имели социальной программы, с уважением относились к собственности ми­рян и не стремились нарушить какие-либо социальные

устои.

Главным объектом критики со стороны шраманов было всевластие жрецов, отстаивавших необходимость слож­нейших ритуальных церемоний, освященных ведами. Однако сомнения в авторитете ведической традиции вы­ражались не только в отрицании «обрядовой рутины». Зерно подобных сомнений содержала также и попытка рационального осмысления «священных основоположе­ний» ведийской религии.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав