Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Удовольствия и страдания

Читайте также:
  1. А) причины страдания и путь избавления от него;
  2. Интеллект и его системные аспекты страдания. Виды олигофрении.
  3. Каково Ваше мнение сейчас, когда мы видим страдания многих людей, стоило ли начинать проект «Новороссия»?
  4. Понятие фрустрации. Понятие страдания в юридической практике ( в составе понятия морального вреда).
  5. Удовольствия

В то же время, вопреки Аристотелю, стоики считали, что ис­тинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «зо­лотую середину» между противоположными чувствами, но в ос­вобождении от страстей. Страсть, по Зенону, есть неразумное и несогласное с природой движение души или же избыточное по­буждение. Он выделял четыре основных вида страстей — жела­ние, страх, наслаждение, скорбь. Ключевые слова для стоиков: апатия — идеальное состояние души, не подверженной страс­тям, и автаркия — самостоятельность, независимость от чужого и умение довольствоваться своим.

Как и киники, стоики отрицали значение наслаждения, но главным для них была не естественная жизнь, а жизнь, отданная выполнению долга, как его понимал разум. Они считали, что надо не отворачиваться от мира, а принимать его таким, каков он есть. Главное правило практической морали стоиков — покорность судь­бе. Стоики были горды своей покорностью и этим отличались от христиан, которые проповедовали смирение. Над стоиками не стоял личный бог, пред которым необходимо смиряться, а было лишь безличное дыхание, к которому принадлежал и сам человек. От­сюда гордость и отсутствие жалости и сострадания к другому и к самим себе. Если же телесные страдания нарушают покой души, то

лучше добровольно уйти из жизни. Так и поступали стоики, начи­ная с Зенона. Стоическая непривязанность ни к чему, кроме доб­родетели, близка индийской философии, но не так радикальна.

Пожалуй, учение стоиков дошло до нас в наиболее точном виде. Это свидетельствует о том, что оно подходило к условиям жизни в различные периоды истории. Следовать ему трудно, но идеал остался в памяти человечества, как помним мы имена ге­роев (любимым персонажем стоиков был Геракл). Это модель по­ведения, когда потеряна власть над внешними обстоятельствами.

Для киников добродетель — в избегании наслаждений, для сто­иков — в стойком перенесении страданий. Эпикур считал, что надо понять, что страхи напрасны, и пересиливать боль необхо­димо духовными наслаждениями. Способ стоиков: закалить чело­века, заставить его смотреть опасностям в лицо. Мы ничего не можем сделать с внешними обстоятельствами, но внутренне все зависит от нас: и добродетель (у стоиков), и удовольствие (у Эпи­кура).

В эпоху гибели древнегреческого государства-полиса наиболее умные люди начали понимать неизбежность происходящего. Для философа было два пути: удалиться от общественных дел, как Эпикур (единственное благо по отношению к миру, говорил он, быть свободным от мира), или, наоборот, несмотря на неминуе­мое поражение, бороться, к чему были готовы стоики, утверж­давшие, что человек не может быть лишен добродетели в силу внешних причин и в любом случае должен сохранять ее. Если ки­ники демонстрировали стойкость по отношению к природным условиям жизни, то стоики делали то же по отношению к соци­альным условиям.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав