Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Кризис феодализма и Реформация как основа развития гуманистической философии. Понятие автономной философии. 3 страница

Читайте также:
  1. CSS. История развития
  2. I. Общие основания прекращения трудового договора
  3. I. Основания соборности
  4. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  5. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  6. I. Понятие социального института.
  7. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  8. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  9. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  10. II. Понятие обобщенной зоны радиовидимости

 

О взглядах самого Пифагора, личности, безусловно, легендарной, можно достоверно сказать лишь следующее. Во-первых, "число владеет вещами", в том числе нравственными: "Справедливость есть число, помноженное само на себя". Во-вторых, "душа есть гармония", а гармония – то числовое соотношение; душа, по Пифагору, бессмертна и может переселятся, то есть у Пифагора была идея дуализма души и тела. В-третьих, положив в основу космоса число, Пифагор наделил это старое число новым смыслом – Число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, которая лишь познаваема, – таким образом, Число – это упорядоченное числом мироздание.

 

О вкладе Пифагора в развитии науки, прежде всего математики, известно всем со школьной скамьи; охарактеризуем Пифагора-астронома. В астрономии Пифагору приписывается косого положение Зодиака, определения продолжительности "великого года" – интервала между моментами, когда планеты занимают друг относительно друга тоже самое положение; Пифагор – геоцентрист: планеты, двигались вокруг Земли по эфиру, производя монотонные звуки разной высоты, а совместно и звуки образуют гармоническую мелодию, "слышать" которую, правда, мог только сам Пифагор.

 

ДЕМОКРИТ

 

Последним и наиболее совершенным творением, которое дала древнегреческая философия природы, был атомизм. В античности он был основным проявлением материалистического взгляда на мир. Традиционное возникновение античного атомизма связывают с именем Демокрита. Демокрит, кроме того, исследовал и природу Микрокосмоса, продолжая иметь в виду подобие последнего и Макрокосма. Поэтому несмотря на то, что Демокрит не намного старше Сократа, и то, что его круг интересов несколько шире традиционной "досократической" проблематики (например, его попытки объяснить сновидения, его теории цвета и зрения не имеют прямых аналогов в раннее греческой философии), Демокрит – все-таки досократик. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как "примирение" взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы и пустота, в которой атомы движутся и "сцепляясь" друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы – неизменны. "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости", – учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм: отождествив причинность и необходимость (в действительности причинность лежит в основе необходимости, но не сводится к ней; у случайных же явлений есть причины), они сделали вывод об этом; одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное и то, что нам кажется случайным, перестанет казаться таковым, как только мы раскроим его причину. Таким образом, фатализм не оставляет места случайности.

 

Человека Демокрит определял как "животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость". Человеческая душа – это совокупность атомов; необходимое условие жизни дыхание, которое атомизм принимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна: выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него "вырывается", но при вдохе атомы души возвращаются обратно в тело. выдох же без вдоха и есть смерть: покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе, а никакого "загробного" мира существования души согласно атомизму нет и быть не может.

 

Демокрит различает два вида существования: то, что существует "в действительности", и то что существует "в общем мнении". К первому виду существования Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют "чувственных" качеств. Чувственные же качества и представляют собой то, что существует "в общем мнении" – цветовые, вкусовые и т.п. качества. Однако подчеркивая, что чувственная качественность возникает не только в мнении, но в общем мнении, Демокрит считает эту качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Отношение чувственных качеств к атомам однозначно и в этом смысле истинно, но тем не менее Демокрит различал познание "темное" (посредством чувства называет этот вид познания "незаконнорожденным") и "истинное" (посредством мысли, "законнорожденное" познание), то есть Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Однако, Демокрит не противопоставляет "темное" познание "истинному", говоря о том, что такое размышление должно опираться на эмпирические наблюдения. Вместе с тем Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: "Действительность – в пучине"; поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец: "Мудрец – мера всех существующих вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей".

 

Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. Философская концепция Демокрита может быть отнесена к относительно зрелым формам философствования, уже освободившимся от превалирующего влияния социоантропоморфизма, эта концепция задала рамки материалистической традиции европейской философии. В целом эпоха досократиков – ранняя греческая философия – чрезвычайно важный этап во всей европейской культуре. В лоне становящегося системно-рационалистического мировоззрения получили мощный импульс развития не только абстрактное мышление "само по себе", но и многие науки – физика, астрономия и механика, многие отрасли математики, начало химии, психологии, теории музыки и архитектуры.

Глоссарий

Натурфилософия (нал. naturphilosophie - от лат. natura - природа) – философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Античный (лат. antiquus древний) – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

В античной философии

В период натурфилософии и в более поздние периоды античные философы предполагали, что в основе многообразия вещей лежит какой-либо один первоэлемент.

Фалес выделял воду, самую «бесформенную» материю в качестве первостихии.

Анаксимандр положил в основу мироздания апейрон(беспредельное или неопределённое), «никакую» саму по себе, но порождающую четыре стихии и целый мир определённых вещей.

Анаксимен определил воздух — основой всего сущего.

Аристотель предположил, что первоэлементами являются 5 стихий: воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция). Каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:

Тепло + сухость = Огонь

Тепло + влажность = Воздух

Холод + влажность = Вода

Холод + сухость = Земля.

Пятый же элемент эфир — начало движения.

Стоики рассматривали первоэлементом огонь, который они отождествляли с внутренним я человека.

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.

11. Философия Сократа. Метод майевтики.

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

 

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска[1] и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл[1]. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).

Философские взгляды Сократа

 

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Несмотря на то, что его взгляды во многом не разделяли другие представители софизма, все же Сократа можно считать основоположником философии софизма, так как именно его представления наиболее полно отражали суть данного учения.

 

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

 

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм)[3].

 

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Сократический метод

 

 

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

 

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

 

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Также он отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

 

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

 

Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

 

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.

МАЙЕВТИКА

или мэевтика (греч.), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а — 151 d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости, он не может учить чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Античность

 

Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

11. Идеалистическая линия в философии Древней Греции. Учение Платона об идеях. Представление о справедливости и праве в учении Платона.

Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой

попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. -

досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа:

Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской

демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

(Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века н.э. -

Римская философия.

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит

рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например,

художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те

представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась

греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные

поэтические мифы. Эти существа в основном можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-

небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец,

герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной.

Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос- жизненное начало, любовь. Гея-

Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли

Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов.

Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой следующим образом.

Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных явлений и особенно грома и молнии. Посейдон был

властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений. Аид, или Плутон, был

владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших.

Супруга ЗевсаГера считалась покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,

наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг).

С возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон,

становятся покровителями государств.. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого

числа новых городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был

популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни человека

и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным

многочисленными божественными существами.

О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей

слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником

человеческого рода в первые времена его существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и

принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к скале, где орел

каждый день терзал его печень, пока его не освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины).

Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды

у греков были связаны с общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в

жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами

сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков

действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но

неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной

непосредственности. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время

малоазийской Ионии.

Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей

зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547

гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.).

Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой

создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте

состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде.

Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.

Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать

физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид,

измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.

Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей

является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее

в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их

взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из

апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой

схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра,

парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все

многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые

подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в

борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители

рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его

первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После

установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй

половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический

союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность

вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности

природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и

нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия

милетской школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил

крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершения

искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он

резко обрушивался на "чернь". С победой рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел

показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой цели.

Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из

которой все возникает, это- огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг

в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира

как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим

словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон". Известно приписываемое Гераклиту изречение:

"Панта рей"- все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое

единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг

друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был,

есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.

Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг.

до н.э.) и его ученики. Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в

Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода. В своих песнях он выступал против антропоморфного

политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик

и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.

Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым

религиозно-философским мировоззрением.

V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему

оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства,

происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические

теории и публицистика.

В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг.

до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность

пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того

как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова

возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает

академию.

До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были

изложены в форме диалога.

Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь

идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других

идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом

конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как

вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не

соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя 150

трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем)

" Метафизика " 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.

" Физика ", " О небе ", " Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты.

" Политика ", " Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии.

" Органон " Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную

предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его

основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень

между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются

соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы.

По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа

всякого явления некая причина.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав