Читайте также:
|
|
Проведен анализ современных представлений об информации в различных областях науки и техники. Предложена общенаучная формулировка понятия "информация ", соответствующая достаточно широкой сфере информационных отношений в окружающем мире.
Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития, который можно назвать началом перехода от индустриального общества к информационному. В основе этого явления лежит информатизация, т. е. процесс создания и применения во всех сферах человеческой деятельности современных информационных средств и технологий. Важнейшим ресурсом общества становится информация [1]. Научным фундаментом процесса информатизации общества является новая научная дисциплина — информатика.
По определению, зафиксированному в энциклопедии [2]: "Информатика — отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности". Информатика находится в процессе своего становления и, как оказалось, еще не выработала единого определения предмета своего изучения — информации, чью "структуру и общие свойства" она изучает.
Ю. А. Шафрин в учебнике "Информационные технологии" сообщает школьникам: "Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Мы можем лишь утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником" [3]. Коллектив авторов, возглавляемый С. В. Симоновичем, в учебном пособии для средней школы отмечает: "Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией (он получает ее с помощью органов чувств), строгого научного определения, что же такое информация, не существует. В тех случаях, когда наука не может дать четкого определения какому-то предмету или явлению, люди пользуются понятиями. Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл" [4].
Итак, от имени науки школьникам сказано, что нет возможности разъяснить им, что же такое информация (что они будут изучать).
Обратимся к книгам для студентов. Другой коллектив авторов, также возглавляемый С. В. Симоновичем, в удачной, по отзывам специалистов, книге "Информатика. Базовый курс" [5] (предназначенной для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии, преподавателей всех специальностей, слушателей военных учебных заведений) дает следующее определение: "Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов". Такое определение при современных представлениях об окружающем нас мире вызывает только удивление, так как из него сразу же следует, что информация появляется только в человеческом обществе.
В учебнике "Информатика" для студентов технических и экономических специальностей вузов В. А. Острейковского [6] можно прочитать: "В широком смысле информация — это отражение реального мира; в узком смысле информация — это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования". Такое определение нельзя признать удачным, так как в широком смысле информация отождествляется с философской категорией "отражение", в узком смысле — сводится к докибернетическому пониманию информации, имевшему место до середины XX века.
В учебном пособии "Информатика" для студентов педагогических вузов [7] авторы уклонились от формального определения информации, подчеркнув, что понятие информации является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой информатики.
Автор учебника "Информатика" для студентов, обучающихся по естественно-научным направлениям, В. А. Каймин [8] сообщает читателям: "С содержательной точки зрения информация — это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения — набор знаков и сигналов". Затем приводится юридическое определение информации по действующему в России законодательству [23]. Данное сочетание определений можно признать наиболее удачным для читателя, хотя и содержит ряд недостатков, присущих, например, определению автора [6].
В учебнике "Правовая информатика и кибернетика", выпущенном под редакцией Н. С. Полевого для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов [9], говорится: "Под собственно информацией следует понимать данные, которые характеризуют объект познания, и могут быть выделены познающим субъектом в том или ином отображении познаваемого объекта". Из этого определения следует, что информация — явление субъективное, присущее только человеческому обществу. Это явно не соответствует действительности.
Таким образом, в рамках специализированной научной дисциплины информатики, по определению занимающейся прикладными проблемами информации в различных областях человеческой деятельности, понятия (определения) информации не сформировано.
Обратимся к общенаучным представлениям. Большая Российская Энциклопедия [10] дает такое современное определение информации: "общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики". С приведенным понятием нельзя согласиться, так как информация отождествляется с передачей (обменом) информации.
В связи с вышеизложенным встает вопрос: в чем причина такого положения вещей и можно ли сформулировать понятие информации?
Причину следует искать в том, что информатика развивалась сверхбыстрыми темпами только в последние 10—15 лет на основе всеобщей компьютеризации общества. Названный исторический период совпал в нашей стране с крушением социалистического строя, развалом Советского Союза, ломкой старых и построением новых общественных отношений. В результате отрицания всего социалистического было забыто или отвергнуто много позитивного.
Таким позитивным было широкое использование в частных науках философских (системных) методов познания. Философия изучает наиболее общие законы движения, развития природы, общества и мышления [11]. Особо важной для ученых всех областей знаний является методологическая функция философии для получения новых знаний об окружающем мире [12]. В современных учебниках по философии эта функция в значительной степени утрачена [13, 14].
Еще одно общее для всех стран мира обстоятельство отметил доктор философии 3. Рейдак в предисловии к книге Ф. Ханцеверова "Эниология" [15] — это имевшая место в XX веке сверхспециализация ученых, разобщившая людей, забывших, что они частица природы, что главное предназначение их — работать не для процветания науки, а для процветания человека. Такой подход определенное время обеспечивал прогресс человечества, но он себя исчерпал. Природа заставляет вернуться к пониманию важности философского знания об окружающем мире через экологические изменения (озоновые дыры, парниковый эффект, загрязненная окружающая среда), социальные потрясения (рост во всех странах преступности, моральное разложение и т. д.).
В связи с вышеизложенным попытаемся найти определение информации, обратившись к философии.
Философский энциклопедический словарь [16] дает такое толкование: "Информация: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)... Не существует одного общего определения этого понятия".
Продолжим рассмотрение этого вопроса, обратившись к фундаментальным работам, посвященным нахождению места и роли информации в окружающем мире. В философском коллективном труде [17] на 726 страницах обсуждаются различные стороны категории отражения, мнения многих ученых, но четкого определения, что такое информация, не дается. Отмечается, что "наука признала информацию видом объективного движения в природе, обществе и в самом человеческом организме". В другой большой монографии "Информация" [18] А. Д. Урсул, проанализировав и сопоставив более 300 работ отечественных и зарубежных авторов, назвал информацию количественной мерой отражения. В своих более поздних работах он называл информацию еще более широко — отраженное разнообразие.
В чем же проблема у философов? Философская наука сформировала две противостоящие концепции информации — атрибутивную и функциональную. Атрибутисты квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т. е. как атрибут материи. Функционалисты связывают информацию лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем. Некоторые сторонники такого подхода, очевидно, поверив в виртуальную реальность, утверждают: "Материя существует постольку, поскольку обеспечивает жизнеспособность информации: информация — это содержание, а материя — ее форма" [1].
Оба этих подхода не являются полными. Философы с позиций основного вопроса философии пытались по-разному обобщить знания об информации, полученные частными науками. Наиболее известные определения частных наук звучат так: информация — это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер [19]); информация — отрицание энтропии (Бриллюэн [20]); информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон [21]); информация — передача разнообразия (Эшби [22]); информация — оригинальность, новизна, мера сложности структур (Моль [23]); информация — вероятность выбора (Яглом [24]).
Все эти определения характеризуют отдельные стороны сложного явления. Общим является идея, зародившаяся с возникновением теории автоматического управления, развившейся в кибернетику. Идея состояла в том, что в системах различной физической природы и сложности циркулируют, запоминаются, преобразуются одинаковые потоки информации.
Рассмотрим определение информации, данное советским кибернетиком, академиком В. М. Глушковым еще в 1964 г.: "Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы" [25].
Определение дано с позиций материалистической диалектики и в значительной степени объединяет взгляды атрибутистов и функционалистов. Оно отвечает и предложению Р. Ф. Абдеева [26] различать информацию: 1) структурную, присущую объектам живой и неживой природы, естественного и искусственного происхождения; 2) оперативную (рабочую), циркулирующую между объектами материального мира.
На самом деле, информация в окружающем нас мире либо содержится в структуре качественно однородных предметов (как мера внутренних статических и динамических свойств), либо происходит обмен (прием и передача) частями (элементами) этой информации между предметами через неоднородности передающей среды. Две разновидности информации находятся в неразрывном единстве, связаны взаимной обусловленностью, но не тождественны. Совпадать могут только отдельные элементы. Это относительное разделение.
По некоторым своим свойствам предметы качественно разнообразны, по другим — едины и различаются только количественно. Пример в неживой природе: при комнатной температуре в твердом состоянии (в одном качестве) находятся многие металлы, керамика, стекло, различаясь количественными показателями твердости. По другому свойству — электропроводности, в одном качестве — проводников электрического тока — пребывают как жидкие вещества (растворы многих солей, металлическая ртуть), так и твердые — металлы, сплавы, различаясь количественными показателями электропроводности. Пример в живой природе: волки и зайцы по одному свойству качественно едины (млекопитающие), по другому свойству — качественно разнообразны (одни хищники, другие травоядные).
В человеческом обществе отмеченные явления еще более многосторонние. Однако закономерности те же. Коллектив работников фирмы или организации качественно однороден по признаку места работы, однако образует множество других однородных групп в иных сферах на основе дружеских, родственных, семейных, научных, религиозных и прочих интересов.
С общенаучных позиций структурную информацию внутри качественно однородных предметов (явлений, процессов) можно назвать внутренней, оперативную — информацией связи или меры в философии взаимодействия (см. рисунок). Информация может быть обнаружена, измерена, преобразована, принята и т. д., но это вторично.
Категория меры является общепринятой. Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета [12]. Мера неоднородности распределения материи и энергии — это мера количественных и качественных свойств предметов, мера изменений процессов — мера динамических свойств.
Понятие меры давно используется в точных науках с позиций метрологии — науки об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности. Мера в метрологии — средство измерения, предназначенное для воспроизведения физической величины заданного размера (т. е. устройство, воспроизводящее, вырабатывающее меру.) Наиболее точная, образцовая мера носит название эталона. Измерением называют совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства и позволяющих сопоставить с нею измеряемую величину [27].
Современные достижения науки и практики показали несостоятельность, искусственность, надуманность противопоставления законов функционирования социальных систем законам функционирования сложных технических систем. Жизнь подтверждает верность учения теоретиков кибернетики. Практическая деятельность человечества внесла коррективы в понимание термина "измерение" применительно к явлениям социальной сферы. Измерение свойств социальных явлений и процессов (экономических, правовых и др.) выполняет статистика [28]. Воспроизведение меры осуществляют не технические устройства, а фондовые и валютные биржи, законодательные и другие органы государства или общества. Результат воспроизведения — не физические величины, а экономические (индексы фондовых бирж, курсы валют), правовые (статьи ГК, УК), социальные (допустимый жизненный уровень населения, допустимый уровень безработицы) и политические (рейтинг, общественное мнение, вотум доверия). Функции измерительных устройств, сопоставляющих явления или процессы с мерой, выполняют, соответственно, экономисты, юристы, социологи и политики.
Таким образом, нет весомых аргументов, чтобы признать философское определение информации, сделанное акад. В. М. Глушковым, не адекватным современным представлениям об окружающем мире.
Переходя с языка философии на общенаучный, свойственный информатике, с учетом понятия информации в Законе [29], можно утверждать:
Информация — это мера количественных и качественных свойств любых объектов и процессов, явлений или событий в окружающем мире независимо от формы ее существования или представления.
Проведенный анализ позволяет заключить, что возможна общенаучная формулировка понятия "информация", соответствующая достаточно широкой сфере информационных отношений в окружающем мире. Кроме того, приведенная формулировка не противоречит определению информации в Законе, так как "мера количественных и качественных свойств любых объектов и процессов, явлений или событий" — это сведения о них.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
О современном духе насмешливости | | | О современном термине |