Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экзистенциализм

Читайте также:
  1. Quot;Литературный экзистенциализм". Концепция человека у Ж.-П.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
  2. Анализ чел.сущ-я в фил.экзистенциализма.
  3. Возникновение, развитие и сущность экзистенциализма.
  4. Вопрос 11. Основные школы современной философии: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм.
  5. Вопрос 19. Религиозный экзистенциализм и социальная философия Н.А.Бердяева.
  6. Вопрос 24. Проблема человека в философии экзистенциализма.
  7. Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.
  8. Зан 1.2.6 Неклас Упр 4 Экзистенциализм
  9. Западноевропейская философия 20 века - экзистенциализм, феноменология ,герменевтика.
  10. Западноевропейский экзистенциализм: Сартр, Ясперс.

Экзистенция – способ бытия человека.

Впервые применил Серен Кьеркегор (1813–1855) датский теолог, философ, писатель.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – «существование») – философия существования – направление философии, возникшее в начале XX в. в России, после Первой мировой войны – в Германии, в период Второй мировой войны – во Франции. Идейные истоки – учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Одно из самых популярных философских течений в середине XX в. «Экзистенциальная философия – это выражение современности, ее затерянности, безысходности общего чувства времени: упадка, бессмысленности всего происходящего – философия радикальной конечности».

Экзистенциализм – философия человеческого существования.

Основные модусы (проявления) человеческого бытия – забота, страх, решимость, совесть. Человек видит экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях – в борьбе, страданиях, смерти. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире.

Суть экзистенциалистского подхода: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. В чем смысл жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченностью, страхом, сознанием приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Каждая личность – это некоторый поток переживаний мироощущения, своего собственного бытия. Именно он называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

1) человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полной возможности выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;

2) человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой», – говорил Жан Поль Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Различают экзистенциализм: религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Религиозный – единение с Богом. Реальный человек вынужден жить в обществе, подчиняться его законам. Это – не подлинное существование.

Экзистенциализм оказал влияние на литературу и искусство.

 

 

Бытие

1. Определение понятия бытия.

2. Проблема субстанции.

3. Основные формы бытия.

4. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

 

1. Определение понятия бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблемы бытия называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего, что есть во вселенной, но и выяснение природой истинно сущего бытия. Термин «бытие» употребляется в философии с 17 в. В переводе с греческого «онтос» - сущее, «логос» - учение. В это понятие входит и материальное и духовное, и природа, и общество – все мироздание.

 

2. Проблема бытия в истории философии.

Проблема бытия в истории философии была сформулирована в античной философии на первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить основы первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля.

После милетцев проблема бытия в более абстрактной форме была поставлена элеатами (Парменидом). Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно, не возникает и не уничтожается.

Средневековые философы считали, что истинным бытием является Бог, мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек есть образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.

Философы эпохи Возрождения считали, что бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия, как тождественного природе и Богу. В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествляет Бога, природу, субстанцию.

 

3. Проблема субстанции.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек стоит перед проблемой: можно ли утверждать, что, не смотря на все многообразие, существует ли какое – либо единство, некая основа, объединяющая все виды бытия и если существует, то что оно собой представляет. Решение этой проблемы породило философские учения – плюрализм, дуализм, а категорией, выражающей ее суть является субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция означает первооснову всего сущего; то, посредством чего существует все многообразие вещей. Она является причиной самой себя.

монизм- дуализм - плюрализм СУБСТАНЦИЯ

Материалистическая - Идеалистическая (Гераклит) (Рене Декарт) (Платон)

 

 

4. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

Основные свойства бытия:

- движение

- пространство и время

- системность

- самоорганизация

- сознание.

Движение-это всеобщее, универсальное свойство бытия.

Движение – это всякое изменение вообще. Оно никогда не останавливается. У него никогда не бывает ни отпуска, ни пауз, но вечно и бесконечно, непрерывно.

Существует ли в мире покой? Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет. Всякий покой, равновесие относительны и являются определенным состоянием равновесия. Движение есть способ существования материи. Существует 2 типа движения:

1. С сохранением качества

2. С изменением качества

1)падение солнечных лучей на поверхность камня есть движение луча, но нет качественных измненений.2) О2+1 атом О =О3. Здесь изменение качества-вместо кислорода получаем озон.

Кроме типов движения различают формы движения. Классификацию форм движения дал Ф. Энгельс.

1. механическая (пространственное перемещение);

2. физическая (звук, гравитация, теплота);

3. химическая (превращение атомов и молекул);

4. биологическая (обмен веществ живых организмов);

5. социальная (общественное мышление).

Высшие формы мышления нельзя редуцировать – свести к высшим. В последнее время с учетом развития науки полагают также включать такие формы движения: геологическую и планетарную. Также рассматривается вопрос компьютерной форме движения. Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем. Они существуют объективно и независимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материя не существует без пространства и времени, так же, как и не существуют пространство и время без материи.

Пространство - форма бытия, материя которой выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояния.

Пространство и время нашего мира имеет 4 измерения:3 из них характеризуют пространство, а 1-время.

Общие свойства пространства и времени:

- бесконечность

- всеобщность

Частные свойства пространства:

- трехмерность

- протяженность

- неразрывная связь со временем

 

Частные характеристики времени:

- одномерность

- необратимость

- асимметричность

- единство прерывность и непрерывности.

На протяжении развития философии и естествознания сформировались 2 противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время:

1. Субстанциональная

2. Реляционная

 

Согласно субстанциональной концепции время и пространство являются отдельной реальностью, не зависящей друг от друга. Несколько позже Гегель указал, что субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механическую картину мира и соответствовала уровню развития науки 18 в. Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция. Так Лейбниц считал, что пространство и время это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания изменяются и пространственно-временные характеристики. Первая же идея о пространстве, как реляционное, связана с именем Аристотеля. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Теория относительности, открытая в середине 20 в. А. Энштейном и Эвклидовой геометрией Лобачевского подтвердила правильность реляционной теории – пространство и время неразрывно связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Энштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство уменьшится, время замедлится.

 

Синергетика возникла как одна из концепций физики во второй половине 20 в. Основоположники: Ганс Хакен, И. Пригожин.

Синергетика от греч. сл. означает в переводе на русский – сотрудничество, содействие.

Системность – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих целостность и единство.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

По характеру связи между элементами все системы делятся на суммативные и целостные. В суммативных системах связь между элементами выражена слабо, качество такого образования равно сумме качеств составляющих его элементов. Примером суммативной системы является куча песка. В целостных системах четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот. Примером целостной системы является живой организм или общество. Под действием определенных факторов суммативные системы могут преобразовываться в целые и наоборот. Одним из факторов преобразования суммации в целостность является гравитационные взаимодействия, а фактором превращения целостности в суммацию может стать энтропия. Помимо типологии систем в зависимости от характера связи между элементами различают системы по типу и взаимодействию с окружающей средой. Это открытые и закрытые системы. В закрытых системах не происходит обмена с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию, максимальной степенью которых является неупорядоченность и хаос. Открытые системы обмениваются энергией. В таких системах могут возникать упорядоченные структуры. Основной характеристикой процессов в замкнутых системах является равновесность, в открытых – неравновесность и нелинейность.

Синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы – они являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Материи присущи случайные колебания и отклонения (флуктуации). В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации. В этой точке изменяется роль внешних влияний. Даже малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым воздействиям. Материя приобретает новое состояние, так называемую диссипативную структуру, которая отличается неустойчивостью и дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1.Диссипативная структура укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды) – затем развивается по динамическому типу.

2.Диссипативная структура распадается и гибнет (либо в результате внутренней слабости, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии).

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав