Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методология науки

Читайте также:
  1. I. Общие проблемы философии науки.
  2. III. Исторические этапы формирования современной науки
  3. IV. Развитие исторической науки в ХIХ веке
  4. Актуальные проблемы логопедагогики как науки.
  5. Атомизм демокрита, его значение для науки
  6. Билет 1 Предмет, задачи и методы дошкольной педагогики как науки.
  7. Билет 1. понятие и эволюция маркетинга как междисциплинарной науки в структуре управления предприятием.
  8. Билет 1. Предмет, функции истории. Методы. Источники ее изучения. Методология и теория исторической науки.
  9. Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
  10. БИЛЕТ 1… Специфика социологии как науки.

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Методология истории – главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук, изучающая в единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования.

Теории предмета и его методов родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, а теория метода – на вопрос, как ведётся изучения предмета.

Существуют специально-исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод и др.

Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы.

Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему?», и он связан с выяснением причин.

Одной из важной проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Историками разработано множество различных вариантов периодизаций. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов: божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже. Пифагор (VI в. до н.э.) представлял историю как круговое движение: от зарождения к расцвету и к гибели.

Вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий учёный Бруно Гильдебранд (1812-1878), который поделил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Отечественный учёный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века) и океанский (новое и новейшее время)

Карл Маркс (1818-1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал периодизацию, положив в её основу развитие способов производства или формационную концепцию: история представляется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).

В ХХ веке отечественные и западные мыслители рассматривали историю как круговорот локальных цивилизаций, проходящие одни и те же циклы. Крупнейшие представители этого подхода Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Выделяются три основных типа цивилизации: 1) Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относятся первобытное общество, для которого характерно адаптация человека к природе, повторение традиций и запрещение их нарушать, выраженное в табу. 2) Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженной частной собственности, наличие кастовых общин, сильная централизованная власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно. 3) Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стан с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж высоко результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие политических партий и гражданского общества. Все эти типы равны в истории.

Американский учёный Уолт Ростоу в 60-е гг. ХХ века разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество, период предпосылок или переходного общества, период «взлёта» или сдвига, период зрелости и эра высокого массового потребления. Ростоу считал, что выдвинул теорию истории альтернативную марксистской. В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – поиск путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В отечественной исторической науке наиболее известной является следующая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время.

Доиндустриальное общество
Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество
В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды — теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество
Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.
Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав