Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Перирдизация русской литературы первой трети 19 в.

Читайте также:
  1. A) Европейское направление внешней политики России в первой половине XIX в.
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  4. III. ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ
  5. Xнутренняя политика царизма в первой четверти XIX в. Попытки реформирования политической системы (М.М.Сперанский и Н.Н. Новосильцев).
  6. А78. В XVI в. в развитии русской культуры преобладали
  7. Акты третичного права
  8. Акушерка первой патологии (регистратор)
  9. Алгоритм первой помощи пациентам с гастродуоденальным кровотечением.
  10. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)

Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением литературного процесса XVIII столетия. На рубеже веков, в 1790-1810-х годах, возник сложнейший кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед. Временные границы рассматриваемой эпохи установить нетрудно: 1790-ые годы (публикация “Писем русского путешественника” Н.М.Карамзина, издание им “Московского журнала”) — 1830-ые годы (смерть А.С.Пушкина в 1837 году, а затем смерть М.Ю.Лермонтова в 1841 г. и тогда же завершение работы Гоголя над первым томом “Мёртвых душ”). Гораздо труднее дать периодизацию эпохи. Вузовские учебники недавно утверждали, что весь XIX век русской литературы делится на три периода (дворянский, революционно-демократический, пролетарский) или, в другой версии, на два (романтизм и реализм). При таком взгляде первые три десятилетия XIX века оказывались единым периодом, что противоречит фактам: от “Элегии” Андрея Тургенева и “Сельского кладбища” Жуковского до “Капитанской дочки” Пушкина русская литература существенно изменилась. Периодизация зависит от того, как историк литературы понимает основное содержание эпохи: борьба классиков и романтиков? архаистов и новаторов? предромантизма, романтизма и зарождающегося реализма? В литературоведении до сих пор нет единого мнения по этому вопросу, поэтому периодизация может предлагаться на правах гипотезы. Конец 1790-х — 1800-ые гг. Карамзинский период. “Вестник Европы” Карамзина. Литературная деятельность М.Н.Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов (“поэтической бессмыслицы”, “галиматьи”, фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 1810-ые гг. Становление романтизма. “Вестник Европы” под редакцией В.А.Жуковского и М.Т.Каченовского. Противостояние “Беседы…” и “Арзамаса”. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. “Психологический романтизм” В.А.Жуковского, “мечтательный романтизм” К.Н.Батюшкова. 1820-1830-ые гг. Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. “Гражданский романтизм” декабристов. А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. Предлагаемую периодизацию не следует рассматривать как окончательное решение проблемы, так как в ней не нашлось отдельного места таким событиям как война 1812 года и декабрьское восстание 1825 года, которые были важнейшими вехами в русской жизни, породившими новые мощные творческие импульсы.

3. Романтизм: происхождение, художественные принципы, герой Романтизм - это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно (и это очень важно), романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме. Причем критика бездуховности задана романтическому искусству изначально, вытекает из самой сути романтического отношения к общественной жизни. Конечно, не у всех писателей и не во всех жанрах она проявляется с должной широтой и интенсивностью. Но критический пафос налицо не только в драмах Лермонтова или в «светских повестях» В. Одоевского, он ощутим также в элегиях Жуковского, раскрывающих скорби и печали духовно богатой личности в условиях крепостнической России. Романтическое миропонимание в силу своей дуалистичности (разомкнутость «духа» и «матери») обусловливает изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности одна из характерных черт романтического типа творчества и, следовательно, стиля. Духовное и материальное в творчестве романтиков резко противопоставлены друг другу. Положительный романтический герой обычно рисуется как существо одинокое, кроме того, обреченное на страдание в современном ему обществе (Гяур, Корсар у Байрона, Чернец у Козлова, Войнаровский у Рылеева, Мцыри у Лермонтова и другие). В изображении безобразного романтики достигают часто такой бытовой конкретности, что трудно отличить их творчество от реалистического. На основе романтического миропонимания возможно создание не только отдельных образов, но и целых произведений, реалистических по типу творчества. Романтизм беспощаден к тем, кто, борясь за собственное возвышение, помышляя об обогащении или томясь жаждой наслаждений, преступает во имя этого всеобщие нравственные законы, попирает общечеловеческие ценности (гуманность, свободолюбие и другие). В романтической литературе немало образов героев, зараженных индивидуализмом (Манфред, Лара у Байрона, Печорин, Демон у Лермонтова и другие), но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром простых людей. Раскрывая трагизм человека - индивидуалиста, романтизм показал сущность подлинной героики, проявляющей себя в беззаветном служении идеалам человечества. Личность в романтической эстетике ценна не сама по себе. Ее ценность возрастает по мере возрастания той пользы, которую она приносит народу. Утверждение в романтизме человека состоит прежде всего в освобождении его от индивидуализма, от пагубных воздействий частнособственнической психологии. В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Романтизм раскрыл несовместимость всего подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его большое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, ибо осознает, что для достижения цели необходима борьба. Этапы. Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав