Читайте также:
|
|
Классическое определение истины (Аристотель) (корреспондентская) — соответствие понятий вещам. Место истины в суждениях.
Сказать, что существующее не существует или что несуществующее существует, - значит высказать ложь, сказать же, что существующее существует, а несуществующее не существует, значит высказать истину (c) Аристотель
Если выразить это же на современном философском языке
Истинность предложения состоит в его согласии с реальностью (или в соответствии ей) (c) Тарский
Средние века: стала идти речь не о суждениях, а об интеллекте. veritus как соответствие ума вещи.
Была распространена авторитарная концепция истины - истинно то, что некий авторитет считает истиной. Например, рассуждение "Никаких пятен на Солнце нет, я дважды прочитал всего Аристотеля, там ничего такого не упоминается" было вполне типичным.
Теория истины как непротиворечивая система высказываний (кантианство, она же - теория когеренции). Нет необходимости выходить к вещам. Можно построить несколько непротиворечивых систем об одном и том же.
Теория очевидности, принимающая за “истину" понятие “известно в качестве истины"
Р. Декарта, который считал истинным то, что воспринимается ясно и отчётливо
Прагматическая теория истины: истина есть то, что может принести пользу.
Неклассическая концепция истины. Истина выводится из гносеологического контекста.
Хайдеггер: истина — несокрытость, непотаянность, то, благодаря чему существующее является из небытия на свет существования.
Маркс: единственный критерий истины - практика (более шире, чем верификация).
Диалектико-материалистическая: истина - процесс исторического уточнения.
Герменевтическая (искусство толкования): истина - понятность, то, что не уносится рекой времени.
Конвенциональная теория (Пуанкаре): истина - это результат соглашения. То есть система утверждений объявляется истинной, если она логически непротиворечива и, кроме того, проста в понимании и полезна на практике. Никаких других ограничений на выбор истинных высказываний нет.
Семантическая теория истины (Тарский) - здесь истина понимается так:
Предложение «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел
Понимать следует так:
Х истинно тогда и только тогда, когда р
Где p - предложение, а X - имя предложения. То есть, вводится метаязык над языком, в котором хотим определить понятие истинности (над объектным языком). Метаязык содержит в себе все предложения объектного языка, все имена предложений объектного языка и логические связки.
Оказывается, что не для всех объектных языков понятие истинности вообще может быть введено. Такое может получиться при выполнении двух условий:
· Объектный язык семантически замкнут (т. е. содержит в себе понятие истины, логические связки и имена всех своих предложений)
· Используются стандартные правила логики.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |