Читайте также:
|
|
Конисский Григорий (Георгий) Осипович родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине, Черниговской губернии. Умер 13 февраля 1795 года и погребен в Спасской церкви г. Могилева. Обучался в Киево - Могилянской Академии, был назначен в 1745 году преподавателем красноречия, а затем философии. Ранее в августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. С 1747 года - профессор богословия и философии и префект академии. С 1 августа 1751 года - архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года - ректор Академии.
20 августа 1755 года был возведен в ранг епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации Екатерины II. С 14 декабря 1772 года (после 1-го раздела Польши и присоединения белорусских земель к России) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя преп. Иосифа. В 1783 году возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.
Георгий Конисский был разносторонним и богато одаренным человеком. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Им были написаны и лирические стихи, и драма- моралите "Воскресение мертвых", и даже курс философии. Философский трактат "Философия, состоящая их четырех частей и соответственно четырем способностям включающая логику, метафизику, физику и этику" был написан на латинском языке и содержал обзор философского наследия Аристотеля, Декарта, Спинозы. Г.Конисский демонстрирует в своем трактате убежденность в том, что люди от природы способны познавать окружающий мир, помогает им в этом изучение естествознания, в том числе теория Коперника. По мнению Г.Конисского, познание связано с возбуждением, которое связывает орган чувства и мозг: возбуждение передается по нервам с помощью анимальных духов. Интересна этика Г.Конисского, в ней заметны гуманистические и светские черты. Конисский считал, что человеку нужно искать в этой смертной жизни то, что является наивысшим благом, а не ждать его том свете.
В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию. Тем самым он стремился повысить общий образовательный уровень православного духовенства.
Настоящая известность пришла к нему в связи с его правозащитной деятельностью. В 1762 году он от имени всех диссидентов Речи Посполитой обратился к Синоду (съезду епископов РП) с жалобой на религиозные притеснения диссидентов. Позже, в 1765 году, Г.Конисский выступил перед королем С.Понятовским с речью в защиту прав диссидентов. "Мы полностью убеждены в том, что ты верховной властью своей, всемилостиво прикажешь вернуть нам нашу первоначальную свободу". Эта речь принесла Конисскому европейскую известность. Она была переведена с латинского языка на английский, французский, немецкий язык. Для того, чтобы доказать законность своих требований, Конисский изучил множество исторических документов и юридических актов. На основе изученных материалов Конисский написал работу "Права и свободы диссидентов христианского вероисповедания Королевства польского и Великого княжества Литовского…" В этой работе в хронологическом порядке были собраны и прокомментированы все законодательные акты, которые свидетельствовали о равенстве прав диссидентов и католиков в Речи Посполитой, а также факты дискриминации населения страны по религиозному признаку. Сейм 1768 года решил эту проблему, а Конисский был назначен членом смешанного суда для решения спорных вопросов между диссидентами и католиками. После 1772 года часть белорусских земель отошла в состав российской империи. Г.Конисский в своих сочинениях 70- 90х годов критикует феодальную эксплуатацию, крепостное право, деятельность государственных органов и судов. Конисский цитировал слова из 118 псалма псалтыря: "Буду говорить об откровениях перед царями и не постыжусь".
Занятый мыслью о приближении смертного часа, Георгий Конисский составил духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком на должна была быть помещена на его гробнице.
Вот эта надпись:
Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седьмисотый пятый девяностый.
Духовное, философское, политическое наследие Г.Конисского чрезвычайно значимо для современной эпохи. Г.Конисский- первый в нашей истории правозащитник, совместивший черты и религиозного деятеля, и просветителя одновременно. В 1835 году в Санкт- Петербурге впервые были изданы 2 тома сочинений Конисского. А.С.Пушкин писал, что политические предложения Конисского имеют большую ценность, а сам Конисский один "из самых достопамятных мужей минувшего столетия". Работы Г.Конисского до сих пор являются образцом политико- религиозной толерантности, плюрализма и высокой правовой культуры.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |