Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет №11.

1.Соотношение веры и разума в средневековой философии. Полемика реализма и номинализма. Средний век- 5-15 век. Основные направления - патристика (христианская теология и философия) и схоластика (официальна философия католической церкви в эпоху средневековья).
Особенности средневековой философии:
1.) Взаимосвязь философии с религией. Основана на принципах монотеизма и откровения. Философия могла развиваться только в церковных школах.
2.) Первопричина мира - Бог. Он является создателем природы и человека.теоцентризм.
3.) Антропология. Ч-к создан Богом и подобен ему, но природа человека двойственна: душа - божественное и тело - греховное, внушенное дьяволом. Для преодоления греховности нужна постоянная поддержка религии.
4.) Специфическая теория познания (Гносеология). Признание того, что истиной может быть не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая.
Таким образом, онтология теоцентрична, антропология дуалистична, гносеология иррациональна.

ПАТРИСТИКА. Аврелий Августин. 1.) Бог - источник бытия.
2.) Душа не содержит ничего материального, но она мыслит, запоминает. Превосходство души над телом требует, чтобы челочек заботился о душе, подавляя чувственные наслаждения.
3.) Сущность познания - априорность. Творец всех идей и понятий - Бог. Истину о Боге не может познать разум, только вера.
4.) Социальная философия. Имущественное неравенство определено Богом, менять это смысла нет. Все люди равны перед Богом.
СХОЛАСТИКА. Фома Аквинский. 1.) БЫТИЕ - актуальное состояние веществ (актуальность - форма). Аквинский уделяет внимание доказательству бытия Бога. Выражение "Бог существует" не является очевидным, оно должно быть обоснованным. + Бог - первотолчок движения.
+ Мир - совокупность причин и следствий, первопричина - Бог.
+ Бог - творец первого основного закона.
+ Мир - пирамида, каждая следующая ступень более совершенна. Высшее совершенство - Бог.
+ Бог - источник целесообразности мира.
2.) Учение о гармонии веры и разума. +У веры и разума один предмет-Бог и созданный им мир.
+Сходство не означает равенства. Различие: вера принимает истину о существовании Творца, а разум всё ставит под сомнения и ищет доказательства.
+Вера выше разума.
3.) Соотношение универсальных понятий и понятий конкретных.
+ Номиналисты (Росцеллин, Оккам) - истинны конкретные понятия, отражающие единичные вещи, а общее существует только в уме человека.
+ Реалисты (Аквинский, Скот) - наиболее общие понятия первичны, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от общих (общие порождены Богом).
4.) Об обществе и государстве. Главная цель государства - содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость.

2.Понятие закона. Закон и сущность. Классификация законов. Закон(З) – категория, отображающая существующие, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями мира. Ч-к не может создавать или уничтожать законы, они могут только познавать и пользоваться ими. Признаки З: объективность (их действию подвержены все явления данной области независимо от сознания); существенность (выражает главное в явлениях. Сущность раскрывает взаимосвязи, которые носят углубленный характер, а закон выступает как отношение между сущностями, не исчерпывает ее всю, а раскрывает одну из ее сторон); Всеобщность; устойчивость (определяет неизменные свойства связей); повторяемость (в каком-то классе постоянно повторяется всеобщая связь в пространственно-временном отношении) Типы З: По степени общности выражения бытийного мира: Частные (специфические связи отдельных объектов ); Общие (связи, присущие совокупностям объектов: естественный отбор, закон сохранения энергии); Всеобщие (действуют во всех сферах бытия и изучаются философией): 1. Переход качества в количество (механизм развития), 2. Противоречия (источник, причину развития); 3. Отрицания отрицания (преемственность между ступенями развития)«зерно – тезис, колос – антитезис, колос – отрицание отрицания» - Гегель. По отношении всеобщей связи и обусловленности (детерминация): Динамические (управляют индивидуальным объектом, позволяют установить однозначную связь его состояний (законы механики); Вероятностно-статические (управляют поведением больших совокупностей объектов и предсказывают их свойства.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав