Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

VI век до н.э.

Философские школы Древнего Китая

Вопрос. Даосизм.

VI век до н.э.

1) Даосизм

Основатель: Лао-цзы
текст: Дао дэ цзин

 

Дао:
1) первоначало, источник происхождения всех вещей
«Дао - … корень неба и земли, мать всех вещей»
«Оно туманно и неопределённо. Дао бестелесно, а в применении неисчерпаемо»

«Превращение бестелесного, невидимого Дао бесконечно и вечно. Вечно и безымянно»
«Я не знаю, чьё оно порождение»

Невидимо, потому что невоспринимаемо чувствами, непознаваемо рациональными средствами.

 

Процесс возникновения Дао:

«Дао рождает единое, единое рождает два начала (инь и ян), два начала рождают третье (мельчайшая частица ци). Все существа носят в себе инь и янь, наполнены Ци и образуют гармонию.

 

2) как мировой закон
«Оно одиноко стоит и не изменяется, повсюду действует и не имеет преград».
«Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао. Дао следует самому себе».
«Д» - конкретное проявление Дао в вещах и поведении человека.

Учение даосизма о познании.
1) низшее знание (обыденное, то, что имеют все люди)
2) высшее знание (о Дао). Доступно только мудрецам. Истинное познание Дао может нести только мистический, интуитивный характер. Нельзя получить извне (рационально или словами). Возможно обрести только внутри себя.
Невыразимое: «Знающие не говорят. Говорящие не знают» (о природе Дао).

 

Характеристика Дао в словах Лао-цзы: отбрасывание того, что Дао не свойственно.
«Не выходя за ворота, можно знать о делах Поднебесной. Не выглядывая в окно, можно видеть естественное Дао».
«Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь».
«Совершенно мудрый не ищет знаний, но познаёт всё. Не выставляет себя напоказ, но всем известен. Не действует, но добивается успеха».

«По себе можно познать других, по одному царству можно познать другие, по одной стране можно познать Вселенную».
Условие всего этого: достижение истинного знания, избавление от страстей.
«Только свободный от страстей видит истинное Дао».
Текст Дао – своеобразный толчок человека по направлению к постижению Дао.


Социально-политические взгляды: управление страной на основе недеяния (то есть следованию естественному порядку вещей, следование Дао).
Управление на этой основе предполагает, что «лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Ещё хуже те правители, кого народ боится. Хуже всех те правители, которых народ презирает».

«Совершенно мудрый, управляя страной, делает сердца простолюдинов пустыми, а их желудки – полными» (пустота = отсутствие знаний).
Даосы – противники всеобщего образования.
Управление страной при помощи знаний приводит страну к несчастью.
Управление без применения их приводит страну к счастью.

 

Следует: нужно сделать государства малыми, а населения редкими. Даже если имеется множество орудий, не следует их употреблять.
Нужно вернуться к тем временам, когда люди плели узелки вместо письма. Тогда государства будут смотреть друг на друга издали.

Социальное реформирование:

Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. Войско – орудие несчастья.
Даосы осуждают накопление материальных благ.

«Нет больше опасности, чем стремление приобретение богатства».

«Драгоценные вещи заставляют людей совершать преступления».

«Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками, и хлебохранилища совершенно пусты. Всё это называется разбоем и бахвальством. Всё это является нарушением естественного Дао».

«Следование недеянию всегда приносит спокойствие».

 

Черты древнекитайской философии:

1) ориентирована на политическую проблематику (проблема управления государством).

Основной предмет – человек в его социальном измерении.

2) Слабая связь философии с естествознанием, так как они изучались изолированно друг от друга.

3) Небольшое место уделено размышлениям о природе человеческого сознания.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав