Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Эмпиризм – Френсис Бэкон «Новый органон» 1620 год.

Читайте также:
  1. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  2. Альтернативы развития западных стран в 20-30-е гг.: «новый курс» Ф. Рузвельта, фашизм в Германии и Италии
  3. Английские философы Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббс о роли философии в познании природы, общества и человека.
  4. Английский эмпиризм
  5. Английский эмпиризм Нового времени (Бэккон, Гоббс, Локк)
  6. Бэкон как представитель материализма.
  7. Возникновение и формирование философии Нового времени. Английский эмпиризм.
  8. Вопрос 14.Эмпиризм, рационализм философии Нового времени
  9. Вопрос 18. Врождённые идеи в эмпиризме и рационализме.
  10. Вопрос 19. Формирование философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как ее основные направления.

Старый или первый органон – логическое название для произведений Аристотеля.

Важнейшая задача человека (по Бэкону) – достижение власти над природой.

«Над природой не властвуют, если ей не подчиняются» (для господства над природой необходимо её познать).

Бэкон констатирует неудовлетворённое состояние современных ему наук, призывает к великому восстановлению наук, говорит о необходимости нового применения разума к вещам.

«Все, что до сих пор открыто науками, лежит почти у самой поверхности обычных понятий». Отсутствие успехов Бэкон связывает с отсутствием научного метода (этот истинный метод познания природы – индукция).

«Есть четыре вида призраков или идолов, которые осаждают умы людей – призраки рода, пещеры, рынка, театра».

 

«Призраки рода находят основания в самой природе человек, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера всех вещей».

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою собственную природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

В чем состоит это искривление? Ум человека стремится установить параллели, соответствия и подобия, которых в мире нет. В то время как все существующие вещи в мире единичны, люди стремятся отыскать общие сущности.

«Человеческий разум – не холодный свет, его питают воля и чувство, а это порождает желательное каждому в науке. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает».

 

Призраки пещеры – это заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, имеется своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы. Возникают от воспитания, бесед с другими, чтение книг и авторитетов, перед какими кто преклоняется.

«Одни умы склонны к почитанию древностей, другие – напротив, предпочитают все новое. Нелегко найти средний путь, определить то, что правильно установлено древними, и не отбросить открытий, сделанных новыми авторами».

«Открытие новых вещей должно искать от света природы, а не от мглы древности».

«Истину следует искать не в удачливости какого-либо времени, которое непостоянно, а в свете опыта природы, который вечен».

Призраки рынка находят основания в сообществе людей.

«Люди объединяются речью, слова же устанавливаются сообразно разумению толпы, поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

(толпы)

Призраки рынка (по Бэкону) двух типов:

1) имена несуществующих вещей (судьба, первый двигатель, элемент огня)

2) имена существующих вещей, но неясные, плохо отвлеченные (влажность и густота).

Призраки театра являются созданиями философов. «Они вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем призраками театра, ибо считаем, что, сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».

Призраки театра (по Бэкону) трех типов (корень заблуждений ложной философии троякий):

1) софистика

Софистика (подразумевается учение Аристотеля и род его схоластических последователей):

С точки зрения Бэкона эта философия оторвана от опыта. В этом ключе нужно понимать фразу Бэкона: «В его (Аристотеля) физике нет ничего кроме звучания диалектических слов».

 

2) эмпирика

Эмпирика (подразумевается алхимия) (Бэкон сам был алхимиком, но коллег считал людьми недалекими):

Эмпирика основывается на смутности и узости немногих опытов

 

3) суеверие

Суеверие (подразумевает соединение философии с теологией). Основатель суеверия (по Бэкону) – Пифагор.

«Тоньше и опаснее изложено это [суеверие] у Платона»: “Из безрассудного смешения божественного и человеческого возникает не только фантастическая философия, но и еретическая религия”.

 

 

Прогрессу наук препятствовало также то, что «на протяжении целых столетий лучшие умы человечества посвящали свои силы теологии, в то время как естественная философия, эта мать всех наук, недостойным образом была низведена до положения служанки».

 

«Важнейшая задача человечества даже не была поставлена».

 

 

«Прогрессу наук должна была способствовать применения истинной индукции (движение от частного к общему)».

«Прежняя индукция была детской вещью, сводилась к простому перечислению примеров».

«И должна опираться на составление таблиц:

1) таблица присутствия (наличия определенного явления – сколько чел на паре)

2) таблица отсутствия (отсутствие явления)

3) таблица степеней (фиксация интенсивности явления)

 

Важнейшая – таблица отсутствия.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. О философии судить нужно по плодам, и считать суетной ту, которая бесплодна, особенно если вместо плодов винограда и оливы она приносит шипы и чертополох в спорах и препирательствах».

 

(Бэкон поясняет суть метода индукции):

«Два пути существовали и могут существовать для отыскания истины. Оба пути начинаются с ощущений и частностей, но различие их неизмеримо. Один сразу устанавливает некие общности, отвлеченные и бесполезные. Другой постепенно поднимается к тому, что более близко природе».

 

Первый путь Бэкон называет «предвосхищением природы». «Такого рода познание поспешно и незрело, но этим путем и пользуются ныне».

Предвосхищение природы состоит в движение к общим аксиомам, а затем к средним.

 

Истинный же путь (те индукции) состоит в непрерывном движении от ощущений к средним аксиомам и только потом - к высшим.

Этот второй путь – «истолкование природы» (путь истинной индукции)

 

В большинстве советских учебников Бэкон – сторонник материализма (так отвечать на экзамене в аспирантуру).

 

В новом органоне: «Школа Демокрита лучше, чем другие, проникла в природу» (кроме атомов и пустоты ничего не существует – можно принять за материализм)

 

Бэкон: «Мудрость греков была ораторская и расточалась в спорах. Они были скоры на болтовню, но не могли создавать (те подлинные науки не существовали, дававшие реальные результаты)».

 

Большинство западных авторов считают, что Бэкон не стремился к разработке познания бытия, а ограничился проблемами методологии научного познания.

Подтверждение в «новом органоне» Бэкон: «Мы не предлагаем никакой всеобщей и цельной теории, ибо кажется, еще не пришло для этого время».

«Мы не думаем, чтобы для счастья людей многое значило, какие у кого отвлеченные мнения о природе и началах вещей. Мы не заботимся о таких умозрительных и бесполезных вещах.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав