Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Рационализм Декарта.

Читайте также:
  1. А) рационализм
  2. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  3. Антитеза сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии
  4. Билет 12. Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского
  5. Билет 12. Сенсуализм и рационализм.
  6. Вопрос 14.Эмпиризм, рационализм философии Нового времени
  7. Вопрос 18. Врождённые идеи в эмпиризме и рационализме.
  8. Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
  9. Вопрос 19. Формирование философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как ее основные направления.
  10. Вопрос 30. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм.

Декарт. Работа «Первоначала философии» (1644 год)
Декарт заявлял о необходимости создания новой философии.
Задачи этой философии: вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой мы могли бы стать как бы господами и владетелями природы.
Полагал, что подлинная система научного знания ещё не выстроена, потому что философы не смогли найти первоначала научного знания.

Поиск первоначал важен.
Все истины соединены друг с другом подобно тому, как связаны между собой длинные цепи геометров. Эта идея единства научного знания находит своё выражение в знаменитом сравнении, к которому прибегает Декарт в предисловии к своей работе: «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём основным: медицине, механике и этике.

Для первоначал существует два требования (два критерия):
1) они должны быть ясны и самоочевидны
2) познание всего остального должно зависеть от них

Декарт призывает в своих исследованиях руководствоваться правилами метода. Он необходим, иначе исследования будут бессистемны, и на истину учёные будут наталкиваться лишь случайно.
В современных университетах используется логика Аристотеля, то есть формальная логика, но она позволяет сообщать другие уже известное. С другой стороны, она позволяет псевдоучёным бестолково рассуждать о том, чего не знаешь.
В целом Декарт критичен по отношению к схоластикам, как и Бэкон.

 

Рационалистический метод познания
Ни одну вещь в своей сущности мы не постигаем посредством чувств, но только посредством разума.
У разума есть два пути постижения истины:
1) интуиция (понятие ясного и внимательного ума)
Речь идёт именно об интеллектуальной интуиции, не чувственной и не мистической.
2) дедукция
Она предполагает последовательность, чего никогда нет в интуиции.
Истинное знание может быть ясно усмотрено или достоверно выведено.
Сам познавательный процесс представляет из себя непрерывную цепь интуиции и дедукции. Это два наиболее верных пути, ведущих к истине, сверх которых ум не должен допускать ничего.

Почему именно разум?
Доказательства, согласно которому чувства не постигают сущности вещей:
1) сторонники эмпиризма считают истинный максимум. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Но это положение ошибочно, поскольку идеи Бога и идеи души никогда в чувствах не было.
2) воск, извлечённый и пчелиных сот, кажется твёрдым, белым, сладким, но если подвергнуть воск нагреванию, все его качества изменятся. С точки зрения чувств, воск в твёрдом и расплавленном состоянии – разные объекты, и только с помощью разума мы понимаем, что это одна и та же вещь.

Пункты правила, которое Декарт предлагает для поиска истины:
1) принимать за истину только постигнутое с очевидностью, то есть ясно и отчётливо
2) делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, сколько необходимо для лучшего их преодоления.
3) придерживаться определённого порядка исследования: начинать с простых вещей и постепенно двигаться к более сложным
4) составлять перечни столь общие и обзоры столь полные, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Метафизика (корни всякого научного знания)
Декарт заявляет, что для разыскания истины необходимо хотя бы раз в жизни усомниться на всех вещах, насколько они возможны.
Аргументы (основания):
1) так как мы были детьми, прежде чем стать взрослыми, то многие опрометчивые суждения, усвоенные в детстве, уводят наш разум от истины: предрассудки детства
2) заблуждения чувств.
По опыту мы знаем, что чувства нас часто обманывают. Неосмотрительно полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз.
3) ссылка на сновидения.

Во сне многие вещи кажутся реальными. Пробудившись же, мы понимаем, что они нигде, кроме ума, не существуют.

 

4) мы слышали о существовании всемогущего Бога и можем предположить, что он нас сотворил вечно заблуждающимися. Если предположить, что Бог существует, и он добр, и, следовательно, не может нас обманывать, остаётся ещё одна возможность: вовсе не Бог, а некий злокозненный гений нас обманывает (некий дух, постоянно вводящий нас в заблуждение).

Декарт подчёркивает, что сомневаться надо не ради сомнения, а для того, чтобы, отбросив зыбучие наносы и пески, достичь твёрдой почвы.
Радикальное сомнение преодолевается Декартом: «Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит. В то время, пока оно мыслит».
Заключение «Я мыслю, следовательно, существую» есть первое и вернейшее среди всех заключений, представляющихся тому, кто методически располагает свои мысли.

Доказательство существования души.
Если существует мышление (свойство), должен быть и некоторый носитель этого свойства или вещь, ведь небытие свойствами не обладает. Поскольку мы полагаем, что именно мышление есть главная характеристика человека, стоит заключить, что носитель мышления – человеческая душа – есть вещь мыслящая, то есть духовная субстанция.

Доказательство существования Бога
Находя в себе идею Бога, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем её.
Всякая идея должна иметь свой прообраз: либо внешний, либо внутренний.
В качестве аксиомы: «Более совершенное не может быть следствием менее совершенного»
Идея Бога – идея всесовершенного существа.
Мы знаем, что нам присущи весьма многие несовершенства, а значит, что идея Бога не может иметь внутреннего прообраза. Ей может соответствовать лишь один, внешний прообраз.
Почему только один? «Признаки совершенства – простота и единообразие». Поэтому идея всесовершенного существа отвечает только один прообраз: это и есть Бог.

Анализ атрибутов Бога
С помощью разума мы можем установить то, что Бог вечен, всеведущ, всемогущ, он – источник всякого блага и истины, творец всех вещей. Он не может быть обманщиком. Более того, именно Бог сообщил человеку способность познания, именуемую естественным светом (речь идёт о разуме).
Если человек правильно пользуется разумом, то, в соответствии с правилами метода, он всегда достигнет истины. До сих пор, пока мы опираемся на ясные и точные идеи, соблюдая дедукцию, мы в заблуждение впасть не сможем.

Доказательство существования материального мира
Доказательство исходит из анализа данных сознания. В нашем уме мы находим разные восприятия, многие из которых от нашей воли не зависят. Следовательно, должна существовать внешняя причина для этих принудительных восприятий. Поскольку Бог не обманщик, и, с другой стороны, у нас есть ясная и отчётливая идея материи, мы должны заключить, что эта материи как раз и выступает причиной принудительных восприятий.

 

Таким образом, в рамках метафизики Декарта, мы сталкиваемся с тремя субстанциями:
1) материально сотворённая
2) мыслящая (душа)
3) несотворенная (Бог)
Дуализм Декарта относится к материально сотворённому миру.

О морали
Декарт установил правила, которым надо следовать:
1) «Моим первым правилом было повиноваться законам и обычаям своей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости Божией, я был воспитан с детства»
2) «Быть последовательным в своих поступках»
Если уж приняли какой-то принцип за истинный, необходимо его придерживаться
3) «Побеждать скорее себя, чем судьбу»
Пытаться не мир переделать, а меня своё отношение к миру.
Древние мудрецы знали, что в полной власти человека есть только его мысли.
Правильное отношение позволяет совершать правильные поступки.
4) Самым возвышенным занятием человека выступает совершенствование интеллекта.
Не существует истин, столь отдалённых, чтобы их нельзя было достичь, и столь сокровенных, чтобы их нельзя было раскрыть.
Существует только одна истина о каждой вещи. И тот, кто нашёл её, знает об этой вещи всё, что о ней можно знать.

Декарт не стремился к социальному реформированию. «Почти всегда несовершенства общественных дел легче переносятся, чем их перемены».
«Я никоем образом не одобряю беспокойного и вздорного нрава тех, кто тщится измыслить какие-либо новые преобразования».




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав