Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философская мысль второй половины 20 века ( дать краткую характеристику не менее 3-х направлений)

Читайте также:
  1. Алиментные обязательства второй очереди (иных членов семьи, кроме родителей, детей и супругов).
  2. Антидемократическое законодательство США после Второй Мировой войны
  3. Аррек с недоумением и злостью смотрел на Рику, на то, с каким наслаждением он принимает от этих двоих их сомнительное внимание и не менее сомнительную любовь.
  4. Б) Вклад советских ученых в развитие теории и практики археологии, исследования 2 половины XX века.
  5. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  6. Белорусская философская мысль эпохи Возрождения и реформации (Ф.Скорина, С. Будны, С.Полоцкий и др.)
  7. Бессознательное как философская проблема. Трактовка генезиса содержания и функций бессознательного в классическом психоанализе.
  8. Билет 10. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную во второй половине XVII века.
  9. Билет 11. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVII века.
  10. Билет 15. Философская картина мира.

Во второй половине XX века сходят с идеологической арены неогегельянство, неорационализм, неокантианство; значительные изменения происходят в философии жизни и философии психоанализа; претерпевают изменения позитивизм и экзистенциализм; появляются новые философские школы. Выдвигаются на первый план экзистенциальные, антропологические, сциентистские проблемы, которые отражают эпоху НТР. Вторая половина XX века сохраняет такие основные парадигмы философского мышления, как позитивизм, марксизм, философия религии, экзистенциализм. На их основе появляются новые философские школы и учения. Позитивизм существует как «критический рационализм» и «постпозитивизм» К. Поппера; философия науки (Т. Кун, И. Ла-катос, П. Файерабенд). Экзистенциализм усиливает внимание к ир-рациональному постижению бытия (М. Хайдеггер в 50-70-е гг); в нем появляются леворадикальные концепции взаимодействия че-ловека и общества (Ж.П. Сартр и Г. Маркузе в 60-е гг.); расширяет-ся философско-историческая проблематика (К. Ясперс в 60-е гг., Г. Марсель 50-70-е гг.); выдвигаются идеи связи экзистенциализ-ма с герменевтикой (О.Ф. Больнов. который разрабатывает кате-гории «доверие», «надежда», «благодарность», «терпение», «уте-шение», «мера жизни»). Марксизм XX века - это «ленинизм», «ста-линизм», «советский марксизм», марксизм социал-демо-кратический, современный творческий в постсоциалистическом и др. обществах, неомарксизм (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Ю. Хабермас) (См.: Философия /Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1996, с. 179-186).
Философия религии представлена неотомизмом, протестант-ской философией, философией православия, философией ис-лама. Распространены философские идеи буддизма, даосизма, йоги и др. В современной религиозной философии соединены классические взгляды (Августин и Ф. Аквинский) и неклассические, ориентированные на использование достижений науки и осмысление общественно-исторической практики (См.: Проблемы христиан-ской философии. М., 1994). В 50-70-е гг. широкую известность по-лучает французская школа структурализма (К. Леви-Строс, М. Фу-ко), занимающаяся исследованием культуры, цивилизаций и явле-ний, позволяющая их осмыслить на основе языка; мифов, религии и др. В 70-е гг. появляются постструктурализм как тип знания, связанный с уяснением связи структурализма с герменевтикой (Ж. Деррида, Ж. Делез). Постструктурализм стоит у истоков фи-лософского постмодернизма, который распространяется в 80-90-е гг. XX века. Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко утверждают, что мир не поддается изменениям, преобразованиям, потому что не помещается ни в какие схемы, структуры. Мир антисистематичен, а поэтому требуется и особая философия, особое мышление опери-рующее понятиями, исключающими всякие связи с субъектом. Для постмодернизма характерно обращение к «безличным потокам Же-лания», персональным «скоростям», «деконструкции» и т.п.
В современной философской мысли философская герменевтика получает всестороннее развитие: от разработки герменевтических методов (Г Гадамер) до применения их при рассмотрении полити-ки, права, религии (П. Рикер). Начиная с 60-х годов и до сегодняш-него дня идет интенсивное развитие антропологической филосо-фии, продолжающей традиции философии М. Шилера, А. Гелена, Г. Плеснера (последние двое активно работали в 60-70-е гг.).
Э. Фромм выдвинул идею «нового человека», пытаясь синтези-ровать идеи К. Маркса и 3. Фрейда. Книги Э. Фромма «Иметь или быть?», «Пути из Больного общества» свидетельствуют о том, что Фромм исследует все основные формы жизнедеятельности челове-ка. Современная философская мысль (90-е годы) в нашей стране обратилась к активной разработке антропологических проблем (B.C. Барулин, В.В. Ильин, Н.Н. Козлова,. А. Орлова, B.C. Степин, И.Т; Фролов, А.Я. Гуревич, А.А. Гусейнов и др.).

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

Экзистенциалиìзм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается

ПОСТПОЗИТИВИЗМ – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями К.Поппера, выраженными в его книге «Logik der Forschung» (1934), которая появилась в период, когда неопозитивизм имел преобладающее влияние, и сыграла едва ли не решающую роль в его критике. Сам Поппер заявлял, что он «убил логический позитивизм» (Popper К. Intellectual Autobiography. – В кн.: The Philosophy of Kari Popper. La Salle, 1974, p. 69). «Убийство», однако, направлялось благими намерениями: Поппер полагал, что ему удалось выполнить задачу, поставленную его оппонентами из Венского кружка: создать теорию научной рациональности, опирающуюся на эмпиризм и логику, которая позволила бы строго разделить науку и ненаучные формы мыслительной активности (см. Демаркации проблема). Судьба распорядилась иначе: критика позитивистской программы вызвала «цепную реакцию», приведшую в итоге к ревизии практически всех основных понятий философии науки, в первую очередь понятия «научной рациональности», к изменению самого образа науки и понимания ее роли в культуре. Постпозитивизм эволюционировал от альтернативных решений проблем, поставленных позитивистами, к признанию этих проблем неразрешимыми или бессмысленными и формированию новой проблемной сферы.

Прежде всего это относится к проблеме взаимоотношения между наукой и философией. Отталкиваясь от позитивистского лозунга «Наука – сама себе философия» и третирования «метафизики» как совокупности положений, не имеющих научного смысла, постпозитивизм вначале признал эвристическую ценность философской онтологии для науки (Поппер), затем нашел сходство между философскими дискуссиями и конкуренцией научных «парадигм» в «кризисные периоды» истории науки (Т.Кун), далее взял курс на «реабилитацию» метафизики, которая должна была осуществляться теми же аналитическими методами, с помощью которых неопозитивисты пытались ее дискредитировать (У.ван О.Куайн, У.Селларс, Дж.Смарт и др.), обнаружил, что защита «твердого ядра» научно-исследовательской программы от опровержений («негативная эвристика») в периоды, когда эта программа обеспечивает прирост эмпирического содержания, делает это «ядро» методологически неотличимым от метафизики (И.Лакатос), выяснил мифогенную и метафизическую «родословную» фундаментальных научных понятий – пространства, времени, причины, вероятности и др.) (К.Хюбнер), наконец, вообще признал «псевдопроблемой» поиск каких бы то ни было «демаркаций» между наукой, мифом или метафизикой (П.Фейерабенд).

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 138 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав