Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Разделение Философии и общества

Читайте также:
  1. A. акционерного общества
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. I. Общие проблемы философии науки.
  4. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  5. IV. ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  6. N3 Функции философии
  7. V. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА
  8. VI. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ XX В. КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  9. А) Деятельность Московского археологического общества (МАО). Создание Московского археологического общества.
  10. А) Совокупность людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью на пользу общества, единством интересов, единой организацией и взаимной ответственностью каждого

Манси «Философия и общество - это и есть различные системы, причем фил- это мыслительное конструирование бытия, так как общество- это есть совокупность соц. отношений, возникающих в определенных границах.

1) Общество не узнает себя в философии. Оно представляет фил, как такую, которая представляет утопии совместного существования

2) Фил и общество взаимоотражаются. Смысл общества и смысл философии находится одно в другом. Тогда общество задыхается, а философия растворяется.

3) Философия исчезает, то есть объявляется конец философии. Она достигла совершенства, то есть она завершилась или совершилась, тогда нет смысла о чем-либо говорить. Конец философии объявляется в постмодернистских интерпретациях.

 

5. Философия как философствование

 

Если фил определяется через это, то мы обращаемся не к самой фил, а к чему-то другому(Мировоззрению, науке, идеологии). Здесь возникает парадокс, смысл которого в том, что смысл философии определяется через не философию. Философия= нефилософия, следовательно надо обратиться к др. определению Философия есть философия. Это тождественный способ определения. Хайдеггер говорит, что нужно обратиться к тому, что такое «Есть».

1) Есть- значит существует=>Философия существует =>Бытие фил.2

2) Есть-это настоящее время. Фил сущ-т во времени. Бытие фил. во времени.

3) Философия есть философия. Это обращение фил к самой себе. Обращение подразумевает диалог. Диалог – это вопрошание. Фил себя спрашивает- фил есть?. Если да, тогда в философии все совершилось, все смыслы представлены, тогда нет смысла о чем-либо говорить. Если нет, то философ выстраивает ответ и присоединяет к фил новое знание. Каждый фил-ф выстаивает собств определение философии. Так как каждый раз происходит вопрошание и расширение фил. знания.

Философия по Хайдеггеру есть диалог философии самой с собой по поводу собственного бытия или существования. Философия рассуждает о бытии =>Она рассуждает обо всем, что в нем представлено, однако, фил, рассматривает это представленное, как сов-ть категории или понятий.Фил может рассматривать общество как категорию,выстраивая определенный концепции понимания того, что есть общество. Философия работает только с категориями или понятиями ->Она не рассматривает вещи в смысле их мат. положения.

Для чего нам необходимы теоретические понятия? Все концепции представляют для научного пространства и других пространств общ. точку зрения, придерживаясь которой, ученые выстраивают свои исследования.

Типы философии=>Фил. концепции=> различ Точки зрения=>Позиции, которые занимают разл. Ученые=>картина мира, методологические основания

 

6.Язык философии. Категории метафора, метонимия. Концепт. Конструкт. Дискурс.

 

Фил. знание представлено текстами. Тексты - это совокупность знаков имеющих смысл (язык). Получ-ся, что философия имеет свой язык. Язык прижде всего сов-ть слов и категорий.

Категория - общее универсальное понятие, которое отражает суть самой философии.

Метафора - перенесение смысла, подразумевает не прямой смысл слов, а тот смысл, который возникает в словосочетании.

Дискурс- сов-ть текстовой и речевой деят-ти в определенном пространстве.

Фил. дискурс-сов-ть всех фил. текстов или текстов, которые повествуют фил метафорами или категориями.

Фил. текст определяется образом структурирования.

Структуры текста задают логические законы. Результатом исп-я категорий, выстроенных по логическим законам, является философский принцип.

Принцип-такое основание фил. истины которое оказывается базовым и аксиоматическим для конкр. философа.

Когда мы обращаемся к смыслу фил текстов, то возникает вопрос: что для фил текста имеет приоритет? Значение или смысл?

Поскольку мы говорим, что язык состоит из совокупности слов, то мы имеем в виду, что каждое слово имеет опр. значение. Однако, во всех языках все слова оказываются многозначными.

Смысл оказывается определяющим. Он задает значение всех слов и выражений.

Т.О. фил тексты прежде всего направлены на смыслоположение того, о чем они повествует.

Совр. фил-я-это дискурсивное пространство, как пространство текста, полагающее смысл всего того, что существует или бытействует.

Метонимия - это сближение, сопоставление тех понятий по смежности. Когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий.

Концепт - содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения.

Конструкт - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат.

 

7. Структура философского знания.

 

1. О «бытии» -онтология, раздел фил. знания повествующий о бытии в целом.

2. 0 «познании» -гносеология. \эпитемология. Раздел фил знания, который проблематизирует само знание, способы знания или познания, актуализирует вопросы истины. Рассуждает о возможности/невозможности познания мира и ч-ка, ориентировано на фил науки.

3. О «методе»- методология. Раздел фил зания,который разворачивает разные способы познания мира,яв-я определяющим для постоения любой фил истины, поскольку методология предполагает основные лог законы построения фил рассуждения, отражающие мыслит конструкцию.

Основные разделы фил знания:

Теор. Фил. раскрывается в метафизике. Это совокупность теор. Фил. представлений, которые ориентируются на фил-ю.

Практ фил-я – неосновные разделы фил. знания:

1. Этика-мораль

2. Эстетика-искусство

3. Аксиология- ценности

4. Соц. фил-я –об-во

5. Полит фил-я –политика

6. Отраслевые философии - фил экономики, математики и т д. Направлены на исследование проблем конкрет наук.

Все разделы фил знания ориентированы на исследование конкр. фил. категорий.

Неосновные разделы фил знания как бы не рассматривают саму фил, поэтому их называют пограничными для фил знания. Т.о. фил знание структурировано на основании выделения осн. и неосн. категорий.

 

8.Метафизика как основа представления о бытие

 

Бытие фил есть бесконечный ее диалог с самой собой по поводу смысла или сущ-ти собст бытия.

Метафизика-раздел, трактующий об основаниях самой фил, поэтому метафизика – теор. фил.

Марксизм обращаясь к метафизике представляет ее как метод старой класс фил, который повествует о том, что основания мира неизменны.

Марксизм->неизменное основание-> «материя»

Метафизика здесь материализм. Это такой способ, который говорит о возможности разных оснований, представлений бытия.

Середина 20 в. Хайдеггер говорит о том, что необходимо вернуться к исследованиям метафизики. В аспектах ее представления в рамках герменевтики. Метафизика- учение об основании бытия.

Онтология - раздел фил. знания о бытии.

Метафизика явл-ся теор. основой онтологии.

Мета (за пределами-> cлово->порядок)- физика(природа->вещь).=> порядок вещей=вещь.(Это все что сущ-ет в природе +все что создано человеком).

Природа - такое целое, которое связывает все, т.е. мир в единое =>природа явл-ся порядком => порядок вещей.

Мета - подразумевает нахождение за пределами природы.

Слово (логос)- выражает язык который структурирует мышление.

Метафизика открывает возможность постигать через слово т.е. через язык и мышление постигать множество смыслов.

Каждое слово яв-я многозначным. Кроме того, каждый текст задает смысловые оттенки слова=>слово в целом, т.е. понятие слова это есть выражение смысла.

Для определения бытия по Хайдеггеру необходимо уединение, т.е. когда фил остается наедине с собой. Фил самообращается, т.е. обращается к самой себе с вопросом: я есть? Это предельный вопрос, т.е. он находится на пределе сущ-я.

Вопрос открывает встречу с небытием. Встреча с небытием подразумевает встречу со смертью, встреча со смертью есть одиночество.

Возникает посредством вопросов трансценденция фил-и.

Ответ на вопрос возвращает фил к самой себе.

Т.О. бытие самообращается для собст определения. Определение бытия всегда неопределенно,т.е. определение каждый раз выстраивается на новом основании. Эта проблема неопределенности разрешается в субъективизме. S тот,кто познает, обнаруживает себя присутствующим на границе он обнаруживает себя при сути бытия.

Каждый ф-ф задает вопрос находясь как бы на разных точках границ фил знания. Эти точки, точки зрения, т.е. та позиция из которой он смотрит на все бытие и исходя из которой выстраивает свое представление о бытии.

Множество точек зрения= множество фил систем

Через точку ф-фа или S бытие самоопределяется.S не нужна ни какая др точка зрения, кроме своей собственной->ф-ф отрицает авторитеты, что позволяет ему свободно мыслить. Это свободомыслие S\ф-фа одновременно означает и свободу ф-и.

 

9. Определения бытия

 

Впервые категорию бытие фил ввел Парменид. «Бытие есть, а небытия нет и быть не может».

Одновременно с утверждением возникает проблема, что же действительно сущ-ет. Существование->действительно->по истине ->вещь.

Каждая вещь обладает существованием. Для ф-фа возникает вопрос,обладает ли она действит. существованием.

Любая вещь уничтожима или смертна. В каждый момент своего существования она приближается к концу.-> каждую минуту существования уменьшается, а не существование прибывает-> у нас есть бытие и небытие,т.е. в каждый момент существования конечные вещи, силы ее бытия уменьшаются, получается скорей не существует, чем существует.

Вместе со смертью небытие оказывается бесконечным. Значит время бытия значит меньше, чем бесконечность небытия, иначе вещь скорее обладает небытием. Возникает временный или бренный мир, мир вечного бытия.

Он оказывается ограниченным или иллюзорным.

Сущ-е вещей это недействительное сущ-е.

Возможно ли действит бытие, которое оказывается бесконечным и вечным? такое бытие находят за пределами вечного мира. В мире невидимом и вечном

Т.О. все бытие делится на недействительное видимое-это вещи и действительное невидимое-это мышление.

Бытие: невидимое/видимое=неявленное/явленное=мир причин/мир следствий=мир сущности/мир существования=бытие сущности/бытие существования=бытие мышления/бытие вещей

Невиденным и неявным бытием яв-я мышление,которое как бы скрывает в себе все то,что за тем становится видимым и явленным->мышление оказывается миром причин или сущностью; мир вещей оказывается следствием или миром существования.Т.О. бытие структурировано как бытие сущ-ти и бытие существования.

Возникает вопрос: в чем причина существования сущности?

Сущность(мышление) как причина существования определяет к существованию, то что существует.

Бытие существуя определяется как бытие понятий или бытие мышления и как бытие вещей. Т.О. мы говорим,о нескольких видах бытия:

1. Бытие мышления

2. Бытие вещей.

Каким образом связаны эти 2 бытия?

Бытие вещей есть бытие конкр. предметов, обладающих плотностью или вещностью. Понятие мыслимо проницаемо, оно бестелесное, но может порождать телесное и вещное. Следовательно, м/у ними сущ-ет связь.

«есть связь»_>бытие связи

Поскольку связь сущ-ет можно говорить о бытие связи. Наряду с двумя видами бытия есть бытие связи.

Свойство быть «бытие» подразумевает целостность(единство),т.о. возникает единство бытия, т.е. бытие как целое подразумевает бытие понятий, Бытие вещей, бытие связи.

 

10. Способы построения единства бытия

 

Единство возможно на одном из трех оснований.

1)Структурирование бытия на основе вещи. Вещь, она конечная и определенна, следовательно, структурирование бытия на основе вещи, подразумевает объективация бытия. Здесь бытие видимо, явно, то есть существует.

Каким образом из временного ограниченного бытия можно вывести вечное и бесконечное, бытие понятий или бытие сущности. Это невозможно. Частным случаем такого единства является отождествлением бытия с материей - это материализм.

Проблема материализма: Каким образом материя из себя самой производит нетто нематериальное, т.е бытие понятий. Материя оказывается немыслящей->она не способна к производству понятия->Материя совершенно не выразима, значит материя не может существовать как собств материя свое сущности.

2) Структурирования бытия на основе понятия. Бытие понятия явл-ся вечным и бесконечным, самодостаточным и целым ->оно не нуждается в бытие вещей. Мыслимое самообоснование бытия- это субъективное бытие. Субъект мыслит-> бытие оказывается субъективным. Проблема. Нет необходимости существования вещей, однако вещи существуют.

3) Структурирование бытия на основе связи. Связь лежит между субъектом или объектом или понятием или вещью. Она устанавливает сходство или различие концов взаимодействия, т.о сама связь никогда не понимается, поэтому построит единство бытия невозможно.

Структурирование бытия сохраняющее его целостность. Построение целостного бытия возможно, когда субъект и объект оказываются тождественными, т.е осуществляется тождество понятие и вещи. Построение единства бытия возникает на основе ……….Шеленга. Бытие-это целое, способное к самоопределению, оно определяется как субъективное и объективное.

Это решение позволяет существовать фил, как целостному значению, в котором нет распадения на натур.фил. т.е учения о вещах и гносеологию, т.е учения о понятиях. Т. о этот переход позволяет рассуждать о смыслах различных фил. систем, сохраняя при этом целостность их бытия.

Философия толкует только о понятиях->бытие философии –это бытие понятий.

Натур. Философия- природа, бытие природы, представленное в естественных знаниях.

Категория бытия познается как бытие понятий и бытие вещей.

 

11. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

 

1)"Человек"/Животное

"Внешнее" предъявление= действию->Человек = животное->индивид (в Социальномом)->in-divido(не разделаю): человек рассматривается в своей неразделенности от животной сущности. Биосоцальное существо->инстинкт(то, что приравнивает человека и животное)-> он анализируется рамках психологии->появляется рационалистское направление(Бергсон)->Психоанализ(Фрейд,Юнг, Локан,Жижек). Т.о. Рассмотрение человека как животного, т.е биосоциальное существо приводит к психологизации философии.

2)"Человек"/Животное.

Индивидуальность-это характеристика человека, которая позволяет отличать одного человека от другого." Индивидуальность"->Мышление(благодаря которому человек меняет себя, так как он считает нужным. Это продиктовано осознанием самого себя. Мышление - это то, чего нет у человека.)

Человек способен творчески созидать такое новое, чего не существует и не существовало в природе(абстрактно-теоретической системе)

"Личность" ->"Личина"(маска)->это человек, который надевает маски, проигрывает определенные соц.роли в опред.соц. обстоятельствах.

Соц. роль-(совокупность правил, ценностей традиций и обычаев, которые существуют в социуме или общ. группе в которой живет данный человек->передача соц.ролей происходит с помощью социализации>Передача и усвоение ПонятияЦенностиНормыТрадицииОбычаи. Эти правила установлены идеологической системой-> полит партией->политика->пол.философия.

Таким образом, когда человек рассматривается как личность, происходит политизации философских представлений и человеке. Поскольку политика направлена на манипулирование человека и масс, постольку она обращается к психологии и самоанализу, тогда в пол.дискурсе основной категорией для предъявления человека будет индивид.
Понятие личность существует только в повседневном опыте.

 

12. Структурирование бытия в концепции З. Фрейда: Бессознательное и ее формы

 

Фрейд выстраивает попытку того, что такое человек с точки зрения психического внутреннего состояния человека, которое проявляется внешне в поведении и деятельности. Психоаналитическая концепция является типом философствования, одним из вариантом объяснения, что такое человек. Фрейд изучал истерическое поведение, и сделал вывод, что се психические заболевания продиктованы полом человека. Эта гипотеза оказалась предпосылкой того, что сексуальность является основой всех псих расстройств. Она отсылает к одному из основных инстинктов. Фрейд пытается построить концепцию человека, основывась на учении об инстинктах. Выделается инстинкт самосохранения, однако, сексуальный инстинкт является более сильным. Т. О. в основе существования соц. человека лежит запрет на свободное проявление различных способов инстинктивного существования.

Фрейд предположил что у человека существует бессознательное. т.е неконтролируемое поведение

Проявление бессознательного:

1) Сфера, где рациональное поведение человека заведомо невозможно(СОН, во сне проявляется нерациональная логика поведения. Она выражается в образах, которые не возможным в дневной жизни)->Появляется новая логика поведения. Фрейд приходит к выводу: логика сна, образов- бессознательная. Языком выражения является язык сновидения. Бессознательное способно проговариваться в ситуациях, которые подавляются в повседневной жизни

2) Ситуации сниженного уровня контроля: Ситуация высокой степени усталости. Человек снижает самоконтроль и совершает ошибки в письме и речи.

3) Ситуации, связанные с эмоциональным напряжением: Контроль сознанием снижается с помощью гипноза и психотропных средств, т. о. новая структура личности: психодинамическая структура личности

 

13. Структурирование бытия в концепции З. Фрейда: психодинамическая структура личности; рассмотрение человека через историю формирования его психики.

 

"Сверх-я" - внешний мир, цензура,запреты.

"Я"- это сознание. рациональное мышление.

"Оно"- бессознательно(либидо)инстинктивное

Психодинамика личности показывает движение из бессознательного уровня психики в сознательное. Граница между уровнями- это порог- граница между сознательным и бессознательным.

Движение между из сознания в бессознательное- это вытеснение.Человек вытесняет нежелательное для данного социума,это происходит благодаря наличию цензуры.

Бессознательное- это природная, психическая энергия, уровень которой у каждого человека индивидуальный. Основой бессознательного является инстинкт, от которого человек, как биологическое существо не свободен. Чем выше уровень бессознательного, тем выше жизнеспособность человека.

Бессознательное воздействует на сознание через границу. Из бессознательного в сознание проникают те образы, которые проходят цензуру, либо взламывают социальный контроль. Ели движение из бессознательного в сознание осуществляется под контролем цензуры, то это сублимация. Если без контроля цензуры, то личность уничтожается. Т.О. цензура не позволяет бессознательному проникнуть в сознание и разрушить логику соц. поведения- это сов-ть запретов и табу. Табу или запрет распространяется на различные формы ассоциального поведения-> запреты выражают развитие социальности. Социальность= культура=запрет.

Сознание или "Я" может полностью контролировать все, все инстинкты. Инстинкт самосохранения подавляется сознанием. Сексуальный инстинкт контролируется аспектами. Т.О знание человека, его рациональное мышление, играют доминирующую роль в поведении человека.

Однако исследования Фрейда продолжил Юнг, который говорил, что существует общее для всех людей бессознательное. Юнг попытался показать, что бессознательное всегда присутствует в психике человека. Юнг->Коллективное бессознательное->архетип- это повторяющиеся образы коллективного бессознательного. Таким образом концепция Фрейда повлияла на психологическое объяснение существования социального. Поскольку соц= культурное, постольку Фрейд выделяет 3 этапа развития культуры.

1) Само осуществление человеческой культуры. Она возможна, когда проявляется запрет на каннибализм. Он выразился в появлении похоронного обряда. Это проявление культуры.

2) Запрет на инцест позволил на более культурный уровень развития, как следствие более позднее появление семьи

3)Запрет на убийство, только после того, как он станет всеобщим или будет норма поведения, человечество перейдет на новый уровень развития

Фрейд инстинктивное бессознательное поведение определяет как внутренний источник существования человека и социума. Психодинамическая структура личности становится основанием для объяснения существования человека, прежде всего, как индивида. Концепция Фрейда ставит равенство между человеком и животным, подвергает сомнению сознательное мыслительное действие человека, как основу его существования. Сущность человека = животное.

 

14. Понятие «человек» в период античности

 

15. Человек как «раб Божий» в средневековой схоластике

 

16. Человек как «венец Божественного творения» в русской философской культуре (Соловьев, Беляев)

 

Человек как «венец Божественного творения» в русской религиозной философии (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев).

В русской религиозной философии 19-20 в. происходит обоснование концепции человека как венца божественного творения.

В.С. Соловьев: грех раскалывает единства мира и как трещина проходит через все человеческое существование. Вернуть единство, если люди объединятся в одной идее христианства и станут богочеловечеством, тогда каждый человек станет богочеловеком, возникнет единая церковь – София, в которой все души объединятся в единую. Результатом будет обретение человеком бессмертия.

Н. Бердяев. Концепция «8 день творения». Бог сотворил мир за 7 дней, и сотворение осуществляется благодаря творческой деят-ти человека. Благодаря ей мир преобразуется, а сам человек в состоянии творчества достигает таких высот и становится богочеловеком. Т.о. творчество – единый способ высшего божественного состояния. Русская философия – религиозная философия.

 

17. Титанизм и гуманизм как способы анализа человека в эпоху возрождения. Представление о «насилии» в человеческой природе

 

Христианские представления о человеке дополняются представлением о единой совершенной природе человека, здесь он должен пониматься только для самого себя.

В титанизме образ человека преувеличивается, каждый объявляется гением/титаном => человек должен жить на пределе своих возможностей, т.к. лишен слабостей (Л. Да Винчи, М. Буамаротти).

Идея гуманизма появляется в 15 в. и представляет человеческое существование в самодостаточности. Потребности тела необходимы, как и потребности души. Тело слабое, это не значит, что оно греховное. В меру сил он должен прожить жизнь достойно. Суть гуманизма: необходимо избегать причинение насилия себе и другим.

Благодаря этим двум направлениям возникает утопия. «утопии» Т.Мор, Т.Кампанелла. Они описывают идеальное устройство общества и гос. отношений, где каждый чел-к находит свое положение в меру своих способностей. 3 типа людей: правители, ремесленники, военные. Эти утопические представления пытаются показать людям возможность совершенствования их реальной жизни. Но это только «утопии».

Политический реализм М.Макиавелли. чел-к состоит из доброго и злого, но второго всегда больше. Поэтому любой правитель должен опираться и в себе на ненависти и свои отношения выстраивать т.о. Если насилие оказывается нестерпимым как со стороны тирана, так и со стороны народа, лидеров масс по отношению к ним оправдано крайнее насилие (убийство)

 

18. Представление «человека» как «механизма» и как «субъекта» в эпоху Нового времени и период Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо).

 

В 17 в. мир стал пониматься как механическое целое. Все его части соединены по закону механики => человек тоже механизм, все действия которого определены внешними стимулами.

Р.Декарт: чел-к – механизм, движение которого обусловлено движением крови, открытие нервной системы (шишковид.железа). Чел-к рассматривается как субъект. Впервые в рамках познания чел-к стал как фигура познающая.

Б.Спиноза: чел-к – это тело, существующее среди других тел. Все тела сложные, т.е. сложены из других тел или частей. Чел-к – самое сложное тело, поэтому чел-к связан с другими частями вселенной и может их познавать. Недостаточностью являются страсти или аффекты. Они появляются из телесного несовершенства (преграда для человеческого познания).

Т.Гоббс: чел-к – живое сущ-во, которое подчиняется законам природы. Основным законом существования живых орг-мов является закон выживания (война всех против всех). Там каждый человек человеку волк, т.о. вся его жизнь – война.

Д.Аламбер: чел-к – механизм, он разбирается на части, но должен питаться.

Ж.-Ж. Руссо: чел-к – естественный организм, существование которого вполне согласуется с законами природы. Человеческая жизнь должна следовать естественным законам, естественной нравственности. Естественный закон – право каждого человека на жизнь. Им обладает каждый чел-к вне зависимости своего происхождения. Если нравственность – правила, которые позволяют человеку свободно осуществлять естеств. желания, => то что естественно, то небезобразно. Естественное воспитание – воспитание естественными следствиями из поступков, не предполагает наказания.

 

19. Исчерпание проблемы рассмотрения категории «человек» в морально-этических концепциях: И. Кант, Ф. Ницше.

 

Э. Кант в начале 19 в. высказывает теорию категорического императива, обязательное к выполнению требования. Это требование гласит – поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Свобода индивида не должна выходить в противоречие с требованиями общества или с моральным законодательством. Один человек для другого не может быть средством достижения цели.

Человеческое существование должно подчиняться внутреннему законодательству самой человеческой природы и внешнему законодательству, выраженному категорическим императивом.

Человек должен руководствоваться внешними понятиями, то есть категорическим императивом.

Ф. Ницше. Человек – состояние мировой воли – общее категорическое желание, выраженное требованием: я хочу жить

«я» «желающее» - реализуется как «воля к жизни»

«я» «командующее» - реализуется как «воля к власти»

Объединение этих двух волений реализуется в воле к воле – это только желание.

В человеке доминирует что-то одно. Воля к жизни – живет, подчиняясь. Воля к власти – лидер, выживет в любой ситуации.

«Воля к воле» - состояние я, которое может реализовать любое желание => «сверх воля», кто ей обладает оказывается сверх человеком.

Желание жить сверх человеком ни чем не ограничено, поэтому вы становитесь бессмертным.

Человек в своих стремлениях должен ориентироваться на достижение сверх воли. Препятствием является Бог.

Ницше рассматривает 2 категории: «Бог» и «человек»

Если значение категории Бог, которое всегда используется как «господин», тогда человек - «раб»

Отношение между господином и рабом

Существование рабов задает существование господина, то есть только если есть те, кто обозначает себя в качестве рабов => тогда появляется тот, кто обозначает себя господином => раб или человек сам определяет, кто является его господином или богом.

Понимание мышления по поводу ситуации позволяет рассмотреть не изнутри, а с точки зрения наблюдателя.

Если человек отказывается быть рабом, сохраняет свое мышление => отказывается в существование господину или богу. Таким образом понятие Бог исчерпывает свое значение как господин.

Определяющее существования, мышление, ценности для человека оказывается сам человек.

Это дает переворот в философии и науке

Таким образом, Кант и Ницше выстраивают новые представления о человеческом, которое объявляет человека мыслящим и определяют человека от животного. Человек не животное.

 

20. Варианты соотношения сущности и существования

 

1) Сущность человека и его существование различаются

2) Сущность и существования тождественны

1)а. Представлено религиозно так как в религии существование оно отделено от души тоже сущности. Душа трансцендентна к человеческому существованию. Возникает неразрешенная проблема, человек не свободен

б. Натура центрическая. Сущность человека сводится к сущности животной сущности, то есть человек оказывается разумным животным. Сущность обнаруживается за пределами рационального или центрального. Обнаруживается в природе.

в. Социальный вариант, представлен в концепции К. Маркса.

2) в религиозном и атеистическом экзистенциализме

 

21. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречия.

 

В Марксизме сущность человека определяется из человеческого существования которая имеет биологическую и социальную сторону, человек как биологическое существо является высшим органическим существом который обладает высокоразвитым мозгом. Развитие мозга определяет способности человека, осуществляет различные виды деятельности. Таким образом мозг позволяет выполнять сложные психические функции, то есть отражать действительность в сложных образах.

Если нет социума, то все функции человеческого организма не могут реализовать потенциал сознания. Только в обществе благодаря совместной деятельности человек способен мыслить и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом биологическая природа человека вполне реализуется и развивается в социальных условиях, как бы дополняясь новыми социальными функциями. По Марксу сущность человека определяется уровнем развития общественных отношений. Соответственно развитие общественных отношения приводит к развитию человеческой сущности. Однако уровень развития общества определяется уровнем производственных отношений то есть отношений собственно на средства производства.

Таким образом не реализуется принцип общественной справедливости, поэтому человеческая сущность станет полным тогда когда будет построено человеческое общество на принципах социальной справедливости.

Основной проблемой Марксизма является проблема соединения сущности и существование человека. Разрыв между сущностью и существованием называется отсутствием. Преодоление разрыва возможно только способом социальных изменений.

 

 

22. Проблема существования человека в религиозном экзистенциализме.

 

Тождество сущности и существования выступает преодолением существования первой сущности, то есть бога, то есть бог как сущностное сущность существования существует бесконечно вечно. Бесконечное не определяется, существования бога определяется и бог начинает проявлять себя в различных состояниях мира, если бы не было мира, то не было бы возможности богу проявить сущность существования. Человек оказывается элементом, посредствам которого бог обнаруживает в себе духовную сущность. Таким образом верующим отношением, проявляющим сущность божественного существования является отношение между богом и человеком то есть отчаяние по словам Кьеркегора, так как человек вступает в отношение с богом, то есть с бесконечностью и малость, проявление конечности – страх перед ничто (страх смерти) – человек в отчаянии отворачивается от бога. Результат – человек замыкается в собственном эгоизме. Замыкание внутри себя приводит к полному отделению божественной сущности. Человеческая духовность гибнет. Единственное, что может спасти человека – упоение на божественную волю.

Проблема решается через принятие смерти в обнаружение в ней духовности божественной сущности.

 

23. Проблема существования человека в атеистическом экзистенциализме

 

Сущность существования человека полностью реализуется в жизни. В концепции Сартра человек существую обнаруживает собственную сущность в своих жизненных поступках, следовательно поступок это и есть основная форма существования человеческой сущности. Тождество сущности и существования показывает что человек совершает поступок без какой либо заранее заложенного смысла. Поступок не имеет цели и совершается бессознательно. Если бы человек прежде чем поступить предварительно выявил сущность будущего поступка, тогда у него не было бы необходимости совершать этот поступок. Поскольку человек живет, постольку он и совершает поступки, следовательно поступок необходим, как состояние человеческой жизни. Существует бессознательно. Мы не существуем по причине чего-либо. Мы существуем просто потому, что уже существуем. Только после совершения поступка человек ищет оправдания этому поступку. Всякое оправдание исходит из чувства вины – экзистенциальное чувство. Причинами этого чувства является интуитивные ощущения – неполное существование человека. Человек ощущает неполную реализацию свое человеческой сущности – вина перед самим собой. Главный порок человеческой сущности неискренность с самим собой. Человек обманывает себя, оправдываясь перед собственной совестью. Совесть утверждает будь человеком, следовательно человеческая сущность должна осуществляться в каждый момент существования. Сущность человеческого существования осуществляется как человеческое, значит они принадлежат человечеству. Следовательно, совершая поступок, человек несет ответственность не только пред самим собой, но и перед всем человечеством. То в какой мере, в каком человек реализует себе человеческую сущность, он дает реализовать через себя всему человечеству. Чувство экзистенциальной вины снимается в том случае, когда человек выбирает себе человеческое в процессе существования. Возможность выбора создает свободу стать тем или иным, однако эта свобода обязательно предполагает ответственность человека за сделанный выбор. Таким образом, существование человека реализуется в процессе свободного выбора человеческой сущности. За этот выбор человек имеет ответственность перед самим собой и перед всем человечеством в целом.

 

24. Проблемы смысла жизни и ее решение в экзистенциализме.

 

Проблема смысла жизни выражается вопросом: существует ли смысл жизни. Если нет то смысла рассуждать нет. Если да, тогда «в чем» смысл жизни. Ответ предполагает «в этом». Тогда смысл жизни ограничивается «этостью». Если смысл жизни это точка на прямой жизни, то это само по себе бессмысленно. Экзистенциалисты говорят, что смысл жизни заключается в самой жизни в каждый момент своего существования. Мы выбираем жить, в этом и есть смысл

 

25. Мышление как сущность существования индивидуального бытия «Я» в концепции Хайдеггера.

 

Индивидуальное бытие человеческого «я» определяется как бытие к смерти. Поскольку «я» находится между жизнью и смертью. При этом жизнь отождествляется с бытием, а смерть с небытием. С одной стороны смерть утрачивает антологический статус, так как является отрицанием бытия, следовательно отрицанием смысла сущности. С другой стороны смерть представляет собой абсолютную границу индивидуального бытия «я» поскольку смерть становится последним со-бытием. Выход из парадоксальной ситуации заключается в том, что необходимо включить смерть в структуру бытия индивидуального «я», значит здесь придается антопологический статус смерти. Хайдеггер определяет индивидуальное бытие поэтому как бытие к смерти. Я находится между жизнью и смертью при этом смерть является безусловным значением. Мы знаем о смерти только то, что она есть. Смерть есть – это ее определенность. Однако определенность обнаруживает неопределенность индивидуального бытия или существование. В своей устремленности бытие к смерти человек выходит к пределу собственного существования и обращается к собственной сущности этому акту Хайдеггер дает название экзистирование. Экзистировать – находится за пределами собственного существования то есть за пределами того что он знает. Человек Обнаруживает сущность собственного существования в отличие от того, что о нем думают другие и чем они кажутся самому себе, только тогда когда он ставит вопрос: я существую? То есть нахожусь на границе своей жизни. Ставить вопрос – значит мыслить. «Я» объективирует сущность собственного существования в акте мышления. Таким образом индивидуальное бытия «я» или сущностью существования является мышление. Процесс мышления – процесс вопрошания о смысле моего существования перед лицом смерти.

 

26. Гносеология как раздел философского знания. Основные вопросы гносеологии.

 

Гносеология – это теория познания или раздел философии, в котором изучается природа познания, возможности познания, выявление уровня достоверности и истинности познания. Гносеология охватывает все формы познания, то есть художественные, научные, повседневные и другие. Считается, что необходимо выделить отдельный раздел в теории познания, который занимается только научным познанием. Этот раздел называется эпистемология – это раздел философского знания, который рассматривает возможности и способы существования научного знания. Основные вопросы эпистемологии:1)Возможность познания мира человека.2)Соотношение чувственного и логического познания.3)Проблемы истины и ее критериев.4) Методы и формы научного познания.

 

27. Неокантианцы и проблемы классификации научного познания.

 

Представители неокантианство: Дильней, Вильдельбанд, Риккерт. Дильней рассматривает познание и пишет работу «Введение в науки». Он делить науку на: науки о природе и на науки о духе. Науки о природе пользуются методом объяснения. Он выбирает потому что эти науки имеют дело с объективным опытом и связаны с конкретной деятельностью рассудка. Науки о духе используют методом понимания, так как происходит постижение духовных ценностей. Объектом оказывается духовная жизнь человека. Негативным последствием такого деления стала нехватка представления научного знания с помощью философского теоретического языка. Здесь использовался психологический язык. В. Вильдельбнад говорит, что проблема в методе, который выбирает Дильней. Вильдельбанд говорит, что все науки должны делиться на: номотетические (законоустановленные) отсылка к наукам о природе, идеографические (использование метода описания особенного). Однако Вильдельбанд возвратился к делению наук на основе метода Дильнея. Г. Риккерту удалось свести противоположность двух типов наук к противоположности двух методов. Классификация Риккерта стала основой для классификации современных наук. 1) Науки о природе, которые использовали генерализационный метод(Он предполагал нахождение общего в разнородных объектах и приведение этого общеко к законам) 2) науки о культуре (исторические науки) которые используют метод индивидуализации. Задача метода представить факты культуры в их единственности и неповторимости. Таким образом, науки о природе являются естественными науками, науки о культуре являются социально-гуманитарными науками.

 

28. Проблема познаваемости мира в античности и эпоху возрождения.

 

 

29. Агностические представления Д. Юма и И. Канта

 

Агностицизм тип Юма, который говорит, что существует 2 вида восприятий: 1)Впечатление 2) идеи-образы. Идеи – слабые представления, которые появляются в процессе мышления и рассуждения, идеи существуют как элементы памяти и конструкты воображения. Идеи, которые сохраняют первые впечатления отношения относятся к памяти. Идеи, которые утратили впечатление относятся к знанию. В результате появляется проблема субъекта. Потому что должны существовать впечатления самого себя, однако я никогда не могу поймать собственное я, я всегда уже обнаруживаю только впечатление себя, следовательно мое я весьма сомнительно, можно с уверенностью говорить только о существовании перцепции. Перцепция – восприятие с помощью органов чувств. Таким образом «я» никогда не воспринимается поэтому мы не имеем никакой идеи о нем, следовательно мы не можем знать существует «я» или нет; во-вторых, ничего не существует кроме совокупности впечатления. Иначе говоря, солипсизм(представление о том что познание существует только исключительно в восприятии)

И. Кант. Существует тип вещей которые находятся за пределами нашего сознания поэтому существует демос. Этот мир, мир вещей в себе. Мы догадываемся о наличии вещей в себе посредствам эмпирического сознания, поэтому можно говорить мри вещей в себе существует для нас только с помощью чувств, результатом этих чувств будет мир вещей для нас. Судить о вещи в себе мы можем только по средствам вещей для нас, однако вещь в себе и вещь для нас не совпадают, так как объект и мысль об объекте, это не одно и то же. Таким образом, поскольку вещь в себе не дана нам непосредственно, но только как вещь для нас то нам не дано знать о мере совпадения или не совпадения того как вещь существует сама по себе независимо от нас. Что если вещи не даны нам непосредственно, а только через чувства то мы не можем судить о точности или не точности добытых знаний с помощью органов чувств. Мы имеем дело с тем что у нас есть. То есть чувственными данными, которые всегда оказываются предположительно ложными. Явленность вещей в себе посредствам вещей у нас получило у Канта явленное выражение, он называет это феноменом. Феномен это и есть явление. Таким образом, Кант развивает мышление о вещах в себе или феноменах которые сути являются вещами для нас. Вещь в себе принципиально непознаваема. Поэтому агностицизм Канта состоит в том что ни ощущения, ни суждения, ни понятия не дают нам теоритические знания о вещах в себе. Таким образом, следовательно, показывает субъективность всех знаний, которые существуют у человека. Субъективность включает как чувственный, так и рациональный уровень познания.

 

30. Эмпиризм Ф. Бэкона.

 

Ф. Бэкон является родоначальником отдельного направления в теории познания, которое формируется в новое время (эмпиризм). Истинные знание возможно получить только с помощью индукции, то есть рассуждения от частного к общему, где под частным понимается совокупность фактов, полученных опытным путем, знания, полученные опытным путем всегда чувственные данные. Совокупность этих данных способствует получению объективного или истинного знания, однако опыт проводится в отношении только нескольких предметов, а полученные выводы распространяются на всю совокупность существующих предметов. Проблема заключается в том, что предмет может меняться, кроме того этот предмет всегда оказывается индивидуальным, поэтому на него невозможно отразить возникшее общее преставление, полученное с помощью опытов. Этот процесс получения знания с помощью опыта оказывается необходимым для того, чтобы возникла классификация, следовательно, структура и упрощение всего, что происходит. Все знания по Бэкону объективно существуют, то есть представлены в виде обобщенных данных. Субъект оказывается тем, что необходимо исключить, поскольку ему свойственны лишь заблуждения. Заблуждения = «идолы». 1) идолы пещеры – суть следующая, человек оценивает окружающий мир исходя из своих внутренних представлений и переживаний. 2) Идолы рода – предполагают, что человек заблуждается, потому что у определенных наций сложилась совокупное представление, и человек как представитель этой нации не может самостоятельно избавиться от этих представлений. Особенно это свойственно, когда складывается представления одной нации о другой. 3) идолы театра - это возникает потому, что человек воспринимает все, что ему говорят и все, что он увидит как действительно существующее. На самом деле все, что происходит и все, что говорится, задано ситуацией и обстоятельствами. Таким образом, заблуждение должны быть исключены из пространства знаний. Это возможно только тогда, когда субъект или познающий находится за пределами или трансцендентно пространству знаний.

 

31. Чувственный способ познания (Дж. Локк, Дж. Беркли)

 

Дж. Локк обосновывает принцип сенсуализма, согласно которому все знания происходят из чувствительного восприятия внешнего мира. Локк пытается последовательно доказать, что единственным источником нашего знания являются идеи, которые возникают посредствам опыта. Идеи делятся на 2 типа: Ощущения и рефлексия. Рефлексия – способность человеческого мышления осознавать свое собственное содержание. Присутствуют как идеи первичных качеств, те качества, действительно принадлежащие предметам, они также состоят из идей вторичных качеств, которые как нам кажется, принадлежат вещам. Таким образом, Локк утверждает, что первичные качества находятся фактически в телах, вторичные качества существуют только в восприятиях.

Ф. Беркли. Субъективны как первичные, так и вторичные качества. Любые представления формируются в рамках примера «о тепле и холоде», когда одна рука холодная другая горячая, опустить две руки в теплую воду, для рук будет одна и та же вода, холодная и горячая. Это подтверждает то, что все ощущения субъективные. Эти рассуждения доказывают одно, что получения знания с помощью чувств всегда оказываются предположительно существующими. Для того чтобы возникла возможность говорить о каких либо ощущениях в восприятиях и представлениях необходима мыслительная деятельность. Результаты которые будут представлены, которые мы произносим и которые будут основанием для познавательной деятельности.

 

32. Рационалистический уровень познания: общая характеристика

 

Рациональное познание – это такой уровень познания, представители которого обособляют абстрактное мышление от чувственно-рационального и рассматривают результат чувственного отражения как те, которые не только составляют само познание, сколько вводят в заблуждение. Рационализм возникает в 17 в. В эпоху нового времени. Связывают с именем Р. Декарта, который установил соотношение между механистическим-математическим представлением и миром, который понимается как человек и общество. Бытие, как человека, так и мира подчинено механистическим законам существования. Аламбер пишет работу «человек-машина». Соединяются представления о том, что мир возможно познать или выучить только законами науки (закон математики). Все представители нового времени еще не могли объяснить все явления природы с помощью механистических законов, возникает проблема поиска того основания, того разумного основания, которое определяет все происходящее в мире, как бы задает все явления природы. Таким разумным основанием определяется Бог. Бог оказывается первоосновой всего что существует. Основа, которая является субстанцией. Субстанция – это есть то, что для своего существования не требует ничего кроме самого себя. В системе Декарта есть 2 субстанции: 1) мышление 2) Бог который связывает мир в единое целое, субстанция, благодаря которой существует мир вещей. Возникает проблема в системе Декарта. Бог оказывается причиной вещного мира. Мышление продуцирует мир понятий, связь между ними оказывается не разрешимой в системе Декарта. Спиноза говорит о том, что субстанция=бог, это единственная субстанция. Бог эквивалентен природе. Человек это часть природы, поэтому человек и его мышление это часть бога. Лейбниц говорит о том, что невозможно говорить, что существует одна субстанция. Мир состоит из бесконечного множества субстанций. Каждая субстанция есть монада – это не просто субстанция, это отдельный мир который выражен и представлен собственным языком в сосуществовании монад, это есть существование в борьбе за главенство той или иной интерпретации мира. Монада объясняет мир, следовательно, монада это интерпретация этого мига. Появляется проблема понимания монад. Одна монада может усвоить другую монаду, если некоторая монада будет занимать властвующую позицию. Властный язык это то что принимается другими монадами лишь внешне. Внутренне монада сохраняет себя только благодаря тома, что сохраняет свой собственный язык, свою интерпретацию. Таким образом, субстанция позволяет говорить о том, что познание есть процесс, который задан Богом, и который осуществляется с помощью рациональных способностей, которое есть выражение божественного присутствия в человеке.

 

33. Рационалистическое обоснование познания в представлениях Р. Декарта

 

Декарт пытается построить исинное знание. Поскольку есть исинное знание, значит, есть знание вероятностное. Если истина это безусловное знание, то вероятностное это, то в котором я сомневаюсь. Для того чтобы установить что нечто является истинным необходимо установить то в чем я сомневаюсь, сомнение необходимо только лишь для того чтобы убедиться в наличие несомненности. Существования "я" это то несомненное с чего нужно начать рассуждение. «Я» существую - это, безусловно, истина, которая подвергается сомнению. Поскольку возникает сомнение, в какой либо истине есть не сомнительно доказательство существование сомневающегося постольку мы можем говорить, что я точно сомневаюсь, следовательно, я существую. Мое существование есть процесс сомнения, само же сомнение есть процесс познания или мышления, следовательно, «я» мыслю. Сомнение как мышление переводи тезис Декарта в ego cogito ergo sum, «я» мыслю, следовательно, «я» существую. Таким образом, начиная с Декарта положение «я» мыслю оказывается абсолютно достоверной аксиомой. На основе которой можно построить любое достоверное знание. Достоверное знание открывается только в рациональном способе познание. Причем любое знание человека является достоверно для него. Это положение Декарта открыло возможность говорить, что тот кто мыслит, является субъектом, у Декарта что мыслящий «я» это и есть субъект. Субъект всегда определяется по отношению к объекту. Поэтому объектом является существование которое совпадает с мышление.

 

34. Рациональный уровень познания: рассудок, разум, интуиция.

 

Рацио = «разум» или рассудок. Кант обращается к этой проблеме и говорит что всякий процесс познания начинается с чувственного переживания, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок это способность составлять суждение. Это такое суждение, которое можно обозначить как формальное мышление. Рассудок оперирует в период сложившегося знания, данными опытом он упорядочивает все данные, в соответствии с установленными правилами. Рассудок это способность последовательно размышлять, четко классифицировать и систематизировать. Представляет собой здравый смысл. Здравый смысл = формальное мышление. Разум – это такая философская категория, которая выражает высший уровень рационального познания. На этом уровне мышление постигается сущность вещей. В отличие от рассудка разум заключает в себе возможность постижения «новых» понятий. Интуиция включает в себя все действия, которые возникают спонтанно независимо от точки рассуждения. Рациональная интуиции представлена и выражена 1) с помощью того что в мыслительное сознательное пространство вмешивается бессознательная сфера тогда, нужно учитывать то что это чувственное познание, которое нам не открывает всю рациональность 2) под интуицией понимается некая способность «взгляд» в суть вещей так, что эти вещи открываются, в данном случает познание опирается на непосредственность. Непосредственность это такое знание которое получается путем не логических доказательств. Интеллектуальная интуиция это сочетания бессознательных механизмов которые возникаю когда перед человеком стоит не разрешенная проблема о которой он думает логически рассуждая большое количество времени.

 

35. Соотношение субъекта и объекта в пространстве знания.

Все пространство познания структурировано и осуществляется благодаря познавательному отношению возникающему между субъекту и объекту. Субъект и объект взаимодействуют друг с другом и существуют все эти 2 состояния только в пространстве знания. В этом познавательном отношении возникает вопрос: Оно осуществляется со стороны субъекта? Или оно осуществляется со стороны объекта? Или осуществляется между (выражается между)? В зависимости от того приоритет какой из сторон отдаётся, происходит элиминация (исключение) субъекта или объекта. В результате субъект и объект могу быть заданы как отдельно существующие реальности, как независимые друг от друга. В естественно научном знание осуществляется объективация. Природа является объектом исследования. Объект не зависит от субъекта. Метод исследования полагается в соответствии с объектом, следовательно, это метод объективации (объективный метод). Таким образом, объективность это независимость от субъекта, на месте субъекта в естественно научном познании ставится объективный метод благодаря которому можно производить объект знания. Метод понимается как инструмент способный предъявлять или изменять характеристики объект. Таким образом, метод приводится к возможности измерения. Измеряются количественные характеристики объекта. Сущность или качество объекта оказывается закрытыми, не измеряемыми. Таким образом, измерение есть объект-объектное отношение. Таким образом, в естественно научном познании субъект заменяется на объект в познавательном отношении. Это есть объект субъекта познания. Объект это часть природы осуществляется взаимосвязь двух природных систем. Осуществляется по типу отражения. Такое понимание содержания складывается в марксизме, человек оказывается мозгом, который способен с помощью нервных окончаний воспоминать и воспроизводить объект. Объекты не способны к мышлению, поэтому пространство познания лишено мышления, оно оказывается без-мысленным то есть бессмысленным. Истина оказывается воспроизведением отражения, но смысла в этой точке, то есть присутствие субъекта нет. Таким образом, естественно научное познание вроде как должно воспроизводить истину, но такая истина бессмысленная. В социально-гуманитарном познании предметом исследования оказывается субъект. На место объекта исследования тоже становится субъект. Здесь возникают Субъект-субъектные отношения, возникает возможность субъективного познания. Субъект сам из себя извлекает некое значение, он не имеет никакого отношения к внешнему миру. Возникает вопрос об истинности этого знания. Истинным является такое знание, которое соответствует объекту. Но в пространстве социально-гуманитарного знания отсутствует объект, значит, не может быть и истины, поэтому субъективность расценивается как не истинность. Здесь происходит поворот к проблеме рассмотрения основания знания.

 

36. Проблема понимания истины в философском знание

 

Познающий субъект всегда ограничен, если имеется ввиду познающий индивид или индивидуальный субъект, то его познавательность вариантности также ограничены, знания субъектов положено в сознание. Можно говорить, что познание есть сознание. Сознание также ограничено кик и познание. Ограниченные познания производят ограниченные истины. Ограниченная истина – это полуправда, то есть ложь. Основой истинного знания не может быть сознание ограничение индивидуального субъекта. Познание будет истинно только тогда, когда оно будет не ограниченным, то есть будет производить полную истину. Соответствовать такому истинному познанию будет соответствовать истинный субъект (Абсолютный субъект). Основанием истинного знания может быть абсолютный субъект, но он оказывается беспредельным, то есть запредельным, то есть он трансцендентный. Таким образов, основное истинное значение оказывается трансцендентный субъект, такой субъект оказывается за пределами мышления. Истина здесь тоже трансцендентна. Истина знание сущности, поскольку сущность за пределами, следовательно запредельна и бессмысленная.

 

37. Смыслоположение бытия знания в концепции М. Хайдеггера

 

Истина рассматривается как открытость субъекта миру, а мира субъекту. Истина понимается как существование круга присутствие. Этот круг присутствия предполагает наличие образов и возможность выхода индивида за пределы повседневного опыта. Такую истину Хайдеггер назвал «алетея» то есть открытость. Открытость предполагает, что всякий познающий субъект присутствует в круге непотаенности, то есть бытие как присутствие. Предмет или вещь этого круга вещует. В круге субъект всегда самопредставлен или открыт ___, что это присутствие, то есть указывает на наличие сути того, кто представлен в круге. Обнаруживается смысл существования субъекта. Смысл предъявляет мышление, следовательно, круг присутствия предъявляет способ мышления субъекта.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фибриноген| Ценность зернобобовых и многолетних трав как предшественников.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.064 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав