Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И СТРУКТУРА ФИЛОС ЗНАНИЯ

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. B. Предмет політичної економії
  3. Cвязь языкознания с другими науками
  4. Cпецифика русской религиозной философии
  5. D)& предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, административный арест
  6. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  7. I. Общие проблемы философии науки.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I. Пражский структурализм.
  10. I. Предмет этики

Специфика проблемного поля классической философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека.в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы. Проблема универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и мн­жественности, о формах и способах его бытия и др. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, - эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Указанные проблемы составляют предмет философии -целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.

структура философского знания

онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего;

гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

социальная философия - философия общества, учение о спе­цифике социума, его динамике и тенденциях развития.

Все разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

 

4 ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Функции философии принято разделять на мировоззренческие и методологические.

К м ировоззренчески м функциям относятся:

1)гуманистическая, которая состоит в том, что философия, не обещая человеку бессмертие, помогает ему в обретении смысла жизни;

2)социально-аксиологическая выражается в том, что философия создает представления о ценностях и формирует общественные идеалы;

3)культурно-воспитательная обеспечивает формирование гармонично-развитой личности;

4)объяснительно-информационная состоит в том, что философия обеспечивает разработку мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Среди методологических функций философии выделяют:

1)эвристическую, заключающуюся в содействии приросту научных знаний и создании предпосылок для научных открытий;

2)координирующую, состоящую в согласовании методов в процессе научных исследований;

3)интегрирующую, обеспечивающую устранение разграничительных рубежей между различными науками и укрепление их естественных связей;

4)логико-гносеологическую, состоящую в выработке философией собственного метода исследований.

Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обще-стве и культуре, сама участвует в них, выдвигая новые идеи и ка-тегориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризисов техно-генной культуры так важно выработать новые ценности и смыслы развития современной цивилизации, новое понимание целей человеческой деятельности.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль-туре конкретизируется в следующих основных функциях:

1мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор-мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

2методологической - выступает всеобщим методом мышле-ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру;

3оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце-нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

Во второй половине ХХ в. в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров, который осуществляется в различных областях человеческой культуры - в науке, искусстве, религии. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть философия, поскольку речь идет об изменениях в сфере глубинных оснований человеческого бытия, о новых идеалах и ценностях развития, которые призваны обеспечить стратегию выживания человечества и дальнейшего его самосовершенствования. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В рамках философского сознания также разрабатываются программы социальных изменений и трансформаций в аспекте их технологической эффективности и адекватных форм реализации. Рефлексивный, антидогматический характер философского знания обеспечивает внутренний динамизм культурной жизни. Благодаря философии общество получает способность дистанцироваться от наличной социально-исторической и культурной ситуации, рассматривать ее как бы «со стороны», объективно ее оценивать и осознанно к ней относиться. философия создает необходимые условия и предпосылки для разработки новых мировоззренческих ориентаций и программ жизнедеятельности общества. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, различные модели будущего, развития, что способствует увеличению степеней социальной свободы, устойчивость развития общества. Многие современные философы заявляют о конце эпохи философии и кризисе традиций академического философствования. Тотальная критика разума и принципов интеллектуализма породила экзотические проекты трансформации философии в формы художественно-литературной критики и различных типов «гибридных дискурсов». В этих условиях ей остается лишь удел ироничного воззрения на происходящее либо соблюдение принципов солидарности в обсуждении вечных философских вопросов. Во многом эти и подобные рассуждения адекватно воспроизводят специфику современной социокультурной ситуации и роль философии в ней. Однако это не означает, что крах надежд на объективистский и универсалистский стиль философствования, породивший феномен «отчаяния разума», должен привести к абсолютной дискредитации истины и реализма. Без них исчезают фундаментальные основания этноса культуры и цивилизации, возникает угроза хаоса и торжества иррацио­ализма. Такая перспектива делает весьма проблемным воплощение в истории принципов демократии и гуманизма. Поэтому философия должна зафиксировать и реализовать свои функции в развитии познания и жизнедеятельности современного общества

 

5. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Полная периодизация истории философии

Восточная философия

Античная философия

· Досократики

· Античная философская классика

· Эллинистическая философия

Средневековая философия (англ. Medieval philosophy)

· Патристика

· Восточный аристотелизм

· Схоластика

Философия Возрождения (англ. Renaissance philosophy)

Новоевропейская философия (англ. Modern philosophy)

Немецкая классическая философия

· Кантианство

· Гегельянство

Философия XIX века, Современная философия (англ. Contemporary philosophy)

· Позитивизм и Аналитическая философия

· Марксизм

· Философия жизни и Экзистенциализм.

Иррационалистическая философия XIX в.[2])

· Феноменология

· Герменевтика

· Постмодернизм

Ф-я возникла впевом тясячилетии до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, Корея, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие. Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э. одновременно в трёх очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.

В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.

В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен») (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособляются два главенствующих мировоззренческих направления — конфуцианство и даосизм. Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии.

Античная философия

философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Периодизация по смене основных проблем

Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Патристика — II—VII века,СхоластикаVII-XV,мистика

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан культ красоты. возросла ценность отдельного человека. Выше всего ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Этика и политическая философия обычно не рассматриваются. В конце восемнадцатого столетия Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

Немецкий идеализм или Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

критический идеализм Канта,(этика,философия)

субъективный идеализм Фихте,

абсолютный идеализм Гегеля(законы диалектики)

Философия XIX века включает различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение — позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философию отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философию жизни.

Марксизм Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Э кзистенциализм как философское направление ХХ века имеет предшественников: Кьеркегор и Ницше. В середине XIX века философия в Европе почти целиком занималась абстрактными метафизическими системами, а Кьеркегор был в поиске философии в духе Сократа, основанной на субъективизме, долге, вере, душевных переживаниях

Позитивизм Огюст Конт, единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Прагматиз м Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джемс в конце XIX века развивали философию прагматизма. Прагматизм базируется на практике в качестве критерия истины и смысловой значимости.

Трансцендентализм Трансцендентализм имеет корни в трансцендентности Канта и немецкой классической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Трансцендентализм утверждает приоритет индивидуальной интуиции над религиозными доктринами.

 

6. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индия: Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона (веды - «священное знание»), представленного богатейшим комплексом источников Веды структурировались:

1. Ригведа (XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).

2. Брахманы (Xв.до н.э.)/ брахман -это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует. а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности.

3. Упанишады (VIII-VIв.до н.э.)-философские тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном начале, космическое начало-брахма, о круговороте жизни-сансаре(сансаре - колесу жизни, связанному с цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой (букв. - «деяние»)), о идеи познания-основывается на интуитивном постижении мира. С идеей сансары связано и понятие дхармы (от глагола «держать», «поддерживать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша (букв. - «освобождение») как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

Даршаны -филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными (пары: Ньяя - Вайшешика, Санкхья - Йога, Миманса - Веданта). Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1)Джайнизм. 2)Буддизм. 3)Локаята. ( специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения). Практическая цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий (восмиричный). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблемы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака) в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На их основе-душа.Со смертью тела-кирдык и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.

Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее существенные особенности: 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традиционализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интравертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.

Китай: Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян и инь. Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала– усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической,ориентированной на реальность. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат –«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке. Основа: «Книга перемен»( XII-VIвв. до н.э.). Основные идеи в ней:

1.О субстанции(их 8(позже 5-ть):небо и земля,гром и ветер,огонь и вода,горы и озёра),

2.Идея о движении, о изменении мира. В основе развития 2-е тенденции: а) улучшение, б)негативные(напр.разрушение),

3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.

4.Обществом упр-ют не боги, а действия людей.

Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли:

1. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))

2. Даосизм (Лао Цзы)

3. Моизм (Мо Цзы)

4. Фа-цзя (легизм, законники).

5. Моизм

6. Инь-ян-цзя (школа ин-янь) и Мин-цзя (школа имен–номиналисты)

На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин»

Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао. Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается,путь. Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй (букв. - недеяние). Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Учение об инь-ян восходит к древнейшему китайскому источнику - «И цзин» («Книге перемен»), который формируется в конце 1 - начале II тыс. до н. э. Ян - это светлое, мужское начало, инь - темное, женское. Соединение инь-ян происходит в ци - универсальной жизненной энергии, сгущение и разрежение которой способствует возникновению и исчезновению конкретных явлений. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуцианству, духовного полюса китайской культуры, В целом, китайскую философию характеризует: а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта; б) традиционализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип организации философских школ и текстов, с другой; в) литературно-афористичный стиль изложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.

Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.

Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Конкретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуалу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одновременно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мотивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным выполнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобающее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель - это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Поднебесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном».

Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Легеизм и Моизм: Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель Гуань Чжун) и моизма (Mo Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть, широко использующая поощрения и, в особенности, наказания для воздействия на население. Монеты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

Школа имен (основатель Гунсунь Лун), называемая также школой логиков («спорщиков»), центрировалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени (слова, понятия), настаивая на необходимости корректного употребления последних и приведения их в соответствие с реальными объектами.

Фа Цзя (законники). Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес.

Греция: К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся: а) торго- во-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и развитию абстрактно-теоретического мышления; б) полисная демократия, определившая установки на рационально- логическую аргументированность знаний; в) богатейшая мифологическая и литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизирует здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно коррелирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого), истины (непротиворечивое соединение знаний и их соответствие действительности). Тем самым космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли. В развитии древнегреческой философии выделяют три основных этапа, каждый из которых отличался своими акцентами в интерпретации космоса:

1. Ранняя греческая философия (лосократики) (VI-V вв. до н э)

•милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр), к ней примыкают Гераклит, Эмпедокл,

•пифагореизм;

•элейская (Парменид, Зенон);

•атомизм (Левкипп, Демокрит) Натурфилософский космо- логизм (космос как источ-ник единства и многооб-разия мира растворяется в природе)

2. Античная классика(V- сер IV в. до н. э.) Греческое Просвещение.

•софисты (Горгий, Протагор, Гиппий и др.);

•Сократ. Зрелая классика.

•Платон;

•Аристотель Метафизическая интерпретация космоса (космос как сфера умопостигаемого, вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру видимому, становящемуся, множественному)

3. Эллинистическая философия (вт. пол. IV - I в. до н. э.)

•стоицизм (Зенон, Хрисипп); римские стоики* Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий;

•эпикуреизм;

•скептицизм (Пиррон); Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику, человек как микро-косм отражает в себе гармонию макрокосма, постижение которой обеспечивает знание добродетели и следование ей).

Космоцентризм античной философии определил следующие ее особенности: а) онтологизм, т. е. совокупность гносеологических, антропологических, социально-философских воззрений подчинена той или иной интерпретации космоса; б) установки на рациональную аргументированность и логическую системность знания; в) разнообразие философских школ и подходов, определивших проблемное поле и основные тенденции последующего развития западной философии.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав