Читайте также:
|
|
Центральная проблема - язык. Будучи рационалистическим течением аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.
Начало аналитической философии было положено в преддверии XX века немецким логиком, математиком и философом Г. Фреге. Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.
В своем развитии аналитическая стратегия прошла два этапа. Для первого, логико-аналитического этапа был характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, ранний Л. Витгенштейн). Г. Фреге положил начало использованию математической логики для анализа философских по своему смыслу вопросов. Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн придали математической логике статус универсального средства для решения многих философских и научных проблем.
Начиная с Дж. Мура, в аналитической философии осуществился постепенный переход от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка. На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после прагматического поворота, произошло расширение проблемного поля анализа при сохранении внутреннего единства (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).
Труды Л. Витгенштейна "Логико-философский трактат" и "Философские исследования".
Одним из ярких воплощений позднеаналитической философии явилась концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна. Значение слов, согласно этой концепции, определяется их употреблением. Процессы освоения языка, осуществления речевых коммуникаций понимаются как своеобразные языковые игры, организованные по определенным правилам. Для человека они являются формами жизни, в которые он погружен и правилам которых он так или иначе следует. Тем самым философская деятельность предстает в качестве анализа жизни в форме языка. Концепция языковых игр нашла свое развитие в философии постмодерна.
Неопозитивистская ветвь аналитической философии (М. Шлик, Р. Карнап), оформившаяся в 20-е гг. XX в., была обращена к логическому анализу языка науки. В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларировал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис – физику.
Как и неопозитивизм, пришедший ему на смену постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, включающем в себя философию. Так, К. Поппер, начавший свой путь в философии как неопозитивист, в дальнейшем создал оригинальную концепцию роста научного знания, получившую название «критический рационализм». Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, И. Лакатос выдвинул «концепцию научно-исследовательских программ», в рамках которых осуществляется динамика научного знания. С именем Т. Куна связана «концепция революций в науке», во многом определившая развития философии науки во второй половине XX века. П. Фейерабенд, называвший себя «гносеологическим анархистом», в зачастую парадоксальной форме проанализировал критерии научной рациональности и механизмы развития научного знания. Постпозитивисты предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института, что оказало заметное влияние на философию науки XX века.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |