Читайте также:
|
|
В истории социальной философии функционируют исследовательские программы. Они представляют собой систему теоретических и методологических принципов, которые ориентируют и направляют исследовательскую деятельность. Эти программы конкретизируются и реализуются в теоретических картинах изучаемой сферы реальности. Основные исследовательские программы следующие:
· Натуралистическая;
· Социологическая;
· Культурно-историческая;
· Психологическая и социопсихологическая.
Их различие строится на том, какой научной методологии отдается предпочтение в анализе общественных явлений.
Натуралистическая программа. Она ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (к примеру, физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой. Из множества факторов, реально действующих в обществе, ведущими в соответствующих концепциях признаются, например, географические, природно-национальные, природно-космические, биологические закономерности. Следовательно, общество в рамках этой программы уподобляется механическому агрегату, химическому процессу, биологическому организму.
Социологическая программа. Она формируется в результате становления в первой половине XIX в. социологии - науки об обществе. Социологическая программа рассматривается в качестве альтернативы натуралистической, т.к. подчеркивает качественную специфику социальной реальности, отличной от других видов реальности. В рамках данной программы общество позиционируется в качестве надындивидуальной реальности, подчиняющейся объективным социальным законам. Эти законы исследуются только на основании социологических методов. Общество функционирует по своим собственным законам. Природа этих законов определяется:
1) Спецификой экономической деятельности (К. Маркс);
2) Особенностями функционирования социальных подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньгами, властью, влиянием, ценностями (Т. Парсонс);
3) Природой социального действия (М. Вебер) или коммуникативного действия (Ю. Хабермас).
Культурно-историческая программа. Она формировалась во второй половине XIX - начале XX вв. Программа исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем. Такой подход связан с ее ориентацией на достижения в области исторического, антропологического, психологического, аксиологического знания, а также переключением внимания на культуру как особый тип реальности, определяющий во многом линию поведения людей, продуцирование ими культурных смыслов и системы ценностей. Следовательно, общество понимается как сверхиндивидуальная реальность, основу которой составляет культурный ландшафт, задающий ход всемирной истории, и деятельность самих индивидов. Поэтому при исследовании общества следует ориентироваться на науки о культуре как идеографические, выявляющие специфику конкретных, уникальных и индивидуальных социальных событий, в то время как науки о природе (номотетические) преследуют цель выявить общие законы и объяснить механизм их функционирования в природной системе. Общий вывод: социальные науки должны не объяснять, а понимать процессы общественной жизни, ибо понимание основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей эти события.
Психологическая и социопсихологическая программы. Последняя программа возникает на базе первой, однако методологически они едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека. Отличия между ними можно установить по предмету изучения: если первая программа рассматривает в качестве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая - переносит акцент на специфику групповой и социальной психологии.
Дополнительно:
Концепция рационального действия по М. Веберу. Он считал, что образующее общества:
1) Аффективное действие (основа – чувства и эмоции факторы);
2) Традиционное действие (основа – традиции и обычаи; недостаточно осмысленное; социальный автоматизм);
3) Целостно-рациональное действие (основа – сознательное следование следованием системе ценностей, принятых в обществе, не зависимо от последствий);
4) Цели-рациональное действие (основа – сознательная постановка цели и использование средств для её достижения).
Концепции общества Хабермаса:
1) Инструментальный тип (субъект-объектные отношения; субъекту важно достичь цели, другой – рассматривается как средство достижения.);
2) Коммуникативный тип (субъект-субъектные отношения; их цель в самом действии).
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 154 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |