Читайте также:
|
|
Сенсуализм -фил напр, призн источником знаний ощущ человека. Осн тезис эмпиризма и сенсуализма: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах». Дж. Локк в своей работе «Опыт о человеческом разуме» обосновывает идею об опытном происх знамени, разл при этом 2 вида опыта -внешний, опис первич качества предмета и внутренний, раскр вторич качества. Источником внеш опыта выст объект матер мир, котй воздя на органы чувств, выз в нас ощущения и на этой основе в чел сознании возн простые идеи, имеющие объективное сод. Это позиция–материалистов. Внутр опыт (рефлексия)–деятельность нашего ума, заним перераб приобр идей, а их источник каждый человек черпает внутри себя. Возникает противоречие с ранее излож позицией. Простые идеи-база для всего послед знания и к ним относ колич показатели объектов-пр-во, время, форма. Т.О. Это объект хар-ка матер объекта он назвал их идеями 1 группы. Простые идеи 2 группы основаны на чувств восприятии: на цвете, вкусе, запахе, звуке. Сложные идеи образ из простых в рез деят-ти ума. Разновид сенсуализма явл скептицизм Д.Юма. Весь познават процесс Юм сводил к опыту и в то же время отрицал сущ материи и объект мира вещей. Объяснял он это тем, Что нашему уму недоступно ничего, кроме образов и впечатлений, а то, что стоит на ними, недоступно нашему разуму (Агностицизм). Он признает за субъект образами первичность существ и ставит перед фил задачу исслед субъект мир человека. Д.Юм рассматр опыт как гл категорию своего творч и считает, что воспр-основа всего существ, но восприятие у него склад из впечатлений. Он различ впечатл рефлексии и впечатл ощущений. Фил призвана заниматься только впечатл рефлексии, т.е. впечатл ума. Т.О, Д.Юм стоит не только на позиции агностицизма, но и отрицает внеш объектмир, как источник ощущ. Фил позиция Беркли и позиция Юма близки, т.к. они оба отрицают материю и объект мир, а дальше их позиции расх, т.к Дж.Беркли не только философ, но и богослов. Его работа «Тракт о принципах чел знания» посвящ крайней форме сенсуализма и субъект идеализма- солипсизм. Отвергая внеш существ мир, Беркли признает только дух бытие, т.е внутр субъект мир человека. Все ощущения сущ только в душе чел и не зависят ни от мира, (которого нет), ни от нас самих. Наши ощущ не могут быть образами окро мира, а суще поскольку сущ Бог. Ощущения -идеи, вложенные в душу человека самим Богом. В мире нет ничего, кроме субъекта, а все предметы и вещи-это лишь комбин наших ощущений. «Существовать, значит быть воспринимаемым». Это и есть солипсизм, когда существ объект матер мира ставятся в зависимость от восприятия индивид «Я».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |