Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Фил взгляды Соловьева и Бердяева

Читайте также:
  1. А.С.Пушкин. Взгляды на детскую литературу. Лирика Пушкина в детском чтении. Роль поэзии в нравственно-эстетическом воспитании.
  2. Аль-Фараби и его философские взгляды, его вклад в мировую цивилизацию.
  3. Взгляды Аристотеля
  4. Взгляды В. И. Ленина на государство
  5. Взгляды Дж. Локка.
  6. Взгляды Ильина на сущность современного общественного сознанияи первостепенные задачи выработки и формирования правосознания в России.
  7. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию
  8. Взгляды Ксенофонта
  9. Взгляды М. Монтеля, Ф. Рабле и И. Меркуриалиса на физическое воспитание.
  10. Взгляды на игру отечественных педагогов, психологов

Выдающийся рус философ Вл. Соловьев (1856-1900) («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве») создал оригинальную философскую концепцию всеединства, где на основе любви к Богу он объединяет в единую целостность все сферы Бытия мира («полноту Бытия» –неорганический, органический и чел миры. Для этого он заимствовал у славянофилов понятие «цельное знание» (целостное, всеобщее). Под «целостным знанием» Соловьев понимал сов сост души человека, спос познать всю полноту Бытия на основе любви к Богу. В центре его фил идея всеединст ва. Это идеал, к кот стремятся все в мире, через преодоление хаоса и вражды. Этот идеал воплощается только в Боге, как абсолютном всеединстве. Его онтология построена на принципе «Все едино в Боге», где обнаруживается единение Бога-Творца и его творения. Бог у Соловьева лишен человеческих черт (антропоморфизма), т.к. в его понимании Бог –это космический разум (Логос). Всеединство, по Соловьеву- идеальный строй мира, предполаг воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласов, конфликт элементов и стихий бытия. Ориг он трактует 3 ипостаси Святой Троицы. Они представлены как три формы любви, три высших ценности–Добро (Благо), Истина и Красота. В обществе идея Всеединства у Соловьева раскрывается через богочеловеч союз людей. Учение о богочеловеч основано на дух-нравственном перерождении людей, способных по принципу Иисуса Христа стать Богочеловеком. Он мечтал о создании Вселенской церкви, т.е объединении всех трех конфессий христианства – католичество, православие и протестантизм. Н. Бердяев (1874-1948)-выд рус философ, проживший половину жизни в эмиграции во Франции. Его работы «Смысл творчества», «Философия свободы», «Смысл истории», «Русская идея», «Истоки русского социализма». Начинал он творчество как экономист-марксист, но быстро перешел на позицию идеализма и до конца жизни бел религиоз философом. В центре его творчества–свободная личность, а ее характеристикой выступает творчество. Он исследует дух мир человека с позиции рус православия, азначит, его можно отнести к экзистенциализму и персонализму. ПЕРСОНАЛИЗМ –фил направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей опр позицию личностью. В своих работах он считал гл ценностями православия не смирение и покорность, а свободу и творчество. Его фил построена на противопоставлении духа и материи, где материальный мир–конечный, мертвый, инертный, пассивный и т.д. Поэтому задача человека–вырваться из этого мира, где царит одна необходимость и заданность, а инструментом этого дух освобожд явл творчество. Поэтому он и восклицает: «ТОЛЬКО СВОБОДНЫЙ ТВОРИТ!» Творчество и свобода у него неразрывно связаны, причем личность он понимает не как субстанцию, а как творческую дух активность. Рождение мира и всего Бытия связано у него с решением проблемы свободы, т.е. он выделяет 3 вида свободы: Первичная, иррациональная свобода, как произвол хаоса и зло (до Бога и до человека). Рациональная свобода как использование человеком морального долга. Высшая форма свободы–это свобода, пронизанная любовью к Богу.

 

29.Западная философия сер XIX в: от клас к постклас. Кризис рационализма.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии. Особенностями классической философии XIX века является: вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории); вера в рациональное познание, в науку и прогресс; вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»); убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы. С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века: 1) ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула 2) Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования. И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму: 1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю. 2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира. 3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений. 4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность. Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения). Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике; с другой-создание новых течений, критикующих классическую философию.

 

30.«Философия жизни» и ее представители

В сер 19 века стало ясно, что рационализм как фил напр не может объяснить многие социальные явл, опир на всесилие разума. Жизнь оказалась намного сложнее, и только разумом она не может быть понята и объяснена. Начинается кризис рационализма в западной Европе, а знаменитая фраза Гегеля: «Все разумное - действительно, все действительное-разумное» перестала действовать и вдохновлять творческую элиту. Поэтому творческая интеллигенция и философы обращаются теперь не к разуму, а к чувствам, влечениям, воле, интуиции. Это означало переход от рационализма к иррационализму. И положил этому начало А Шопенгауэр. Он впервые осмелился критиковать великого Гегеля, при чем он стал преподавать философию в том же университете, где и великий философ. Но преподавательская карьера у него не получилась, ибо ни один студент не занимался на его спец.курсе. Шопенгауэр в своей знаменитой работе «Мир как воля и представление» выступает с антигегельянских позиций и провозглашает иррационализм. Он отказывается от фундаментальных философских категорий–бытие, материя, дух и вводит новое понятие –«мировая воля». Так возникает волюнтаризм как новое философское направление, и одновременно складывается новая философская школа –«Философия жизни», т.к. у Шопенгауэра присутствовала не просто мировая воля, а воля к жизни. Центральной категорией становится «жизнь» как вечное движение, становление нового. Воля к жизни – это надчеловеческая воля, мировая воля. Она слепа, стихийна, произвольна. С нее все начинается и ею заканчивается. Сущность человека –воля к жизни, как слепое хождение, как влечение, произвол. Его философия под воздействие буддизма принимает пессимистический характер, т.к жизнь– страдания. Даже удовлетворение всех желаний и страстей не приводит к радости и счастью, а наоборот к новым страданиям, скуке. «Философия жизни» в 20 веке получила прод у Бергсона и Дильтея. Фил Бергсон построена на творч интуиции и эволюции. Отсюда назв его фил–интуинтивизм. В основе этих понятий лежит внутренний творч порыв как бессознат начало. Анри Бергсон ввел понятие «homo faber»-человек действующий. Вильгельм Дильтей центр понятием своей фил делает «жизнь» как способ бытия человека. Задача фил понять эту жизнь, исходя из нее самой. Он вводит новую классиф наук–науки о природе и науки о духе (гуманитарные). В науках о духе человека можно понять лишь через самопознание, самопонимание другого человека через сопереживания. волюнтаризм –фил идеалист напр, признающее субстанцией мира–волю: мировую или чел. Из выше сказанного вытекает, что волюнтаризм Шопенгауэра–объективный идеализм.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав