Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Характеристика базовых потребностей

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  3. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  4. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  5. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  6. I. Этиологическая характеристика
  7. II. Клинико-фармакологическая характеристика лекарственных средств, влияющих на липидный обмен.
  8. II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЯТИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ГРУПП
  9. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
  10. Акт прокурорского реагирования общая характеристика

Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, у человека, долгое время бывшего безработным, могут притупиться желания, связанные с высшими потребностями, раз ему в течение многих лет приходилось искать пропитание. У психопатической личности потребности в любви и привязанности так сильно фрустрированы, что желание любить и получать любовь потеряно. Есть, конечно, много исторических примеров того, как люди, ставшие мучениками идеи, полностью

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других -- к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых -- к духовному совершенствованию.

Потребность - рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо.

Принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других -- к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых -- к духовному совершенствованию.

 

ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ - присущее человеку отношение, выражающее положительную или отрицательную направленность ее активности, деятельности, исторического творчества на поиск, выбор, использование или создание путей, средств, способов, норм, социальных институтов, способных удовлетворить человеческие потребности.

И. л. вместе с потребностями и ценностями, побуждая социального субъекта (личность, группу, историческое сообщество, класс, нацию, общество), предстают как движущая сила исторического процесса. По мнению Гегеля, анализ истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, страстей, интересов и только они играют главную роль.

Интересы исторической общности, общества в целом, складываясь из интересов их членов, является не просто суммой или совокупностью любых интересов, они отражают общие черты социальноисторичного положения отдельных индивидов и направлены на сохранение или изменение этого положения в общественной иерархии. Реализация интереса невозможна без его осознания, которое происходит в процессе постоянного сравнения, сопоставления жизненного положения определенных индивидов, социальных групп, исторических сообществ.

Место и роль И. л. в процессе детерминации человеческой жизнедеятельности обусловлены, с одной стороны, тем, что удовлетворение потребностей происходит не только непосредственно, оно преимущественно опосредованное конкретноисторичнимы общественными отношениями, с другой стороны, определенная потребность может быть удовлетворена различными предметами (или наоборот, один и тот же предмет может быть объектом нескольких потребностей) и, соответственно, разнообразием способов, средств, путей, которые, видображуючись с разной степенью адекватности в сознании человека, приобретают различных исторических, национальных, социальных, экономических, политических, духовных и других форм интересов. Интересы как выборочное отношение к возможным способам и норм удовлетворения потребностей зависят не только от мировоззренческих убеждений, ценностных ориентаций, но и от социального положения, уровня и условий культурноисторичного развития социального субъекта. В найконцентрованишому виде переплетения и столкновения интересов происходит в области политики, ведь в политических интересах воплощается обобщения отношение носителей интересов к политической власти, організаційноуправлінського, хозяйственного, духовной жизни общества.

В мировой истории противоречивый взаимосвязь И. л. положен в основу любых форм соревнования, соперничества, сотрудничества, кооперации, конкуренции. В экстремальных социальных ситуациях конфликт интересов может перерасти в борьбу, военное противостояние социальных групп, исторических общностей, классов, наций, государств. Исторический опыт показывает, что утверждение И. л. осуществляется преимущественно в виде определенных идеологических, моральноетичних концепций, теорий, программ, в которых отчетливо выявлено стремление придать интересам социального субъекта первоочередного или и всеобщему значение, с помощью определенной идеологии.

Это время не является отрицанием существования общих И. л. в процессе исторического сосуществования. Так, для современной цивилизации приоритетное значение приобретает необходимость преодоления такого состояния, когда мир человека проявляется не только в позитивных социальных изменениях, а имеет и обратную, теневую сторону, что может повлечь экологическую и демографический кризис, угрозу новых войн, разобщенность между человеком и природой, между людьми и т.п.

Исследуя и реализуя И. л, надо избегать абсолютизации отдельных их аспектов, что характерно, напр. для марксизма (экономический, классовый), или теории интереса - Р. Перри, Дж. Паркер, Ф. Теннант и др. (Психологический), а также учитывать обстоятельство, отмеченную многими мыслителями: чем глубже те или иные теории затрагивают И. л, тем больше вероятность их опровержение любым способом. Классификация И. л. здийсняеться по следующим критериям: всеобщности (индивидуальные, групповые, общественные); направленности (экономические, социальные, политические, духовные); характером носителя интересов (личности, коллектива, классовые, национальные, духовные); степени осознания (стихийные, теоретически обоснованы, программные); возможностью осуществления (реальные, иллюзорны, перспективные); отношение к традициям и тенденций суспильноисторичного развития (консервативные, прогрессивные, реакционные) и т.д. Результаты изучения И. л. исторической наукой, другими отраслями гуманитарного знания влияют на политику государства, которая зависит от оптимальной согласованности индивидуальных, групповых, общественных интересов в конкретных исторических условиях.

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).

Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то), и ценность для кого-то. Подчеркнем еще раз: ее основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания: соответственно, камень, вода, автомобиль, теория, образ и т.д. Но ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Строго говоря, способностью предпочитать одни вещи другим наделены все живые существа, – сама потребность самосохранения вынуждает их чего-то в мире страшиться, к чему-то тянуться. Больше того, животное защищает свое потомство, и, значит, может любить. Однако вряд ли можно говорить о ценностях в полном смысле слова в существах, не способных отдать себе в них отчета.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав