Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русская историческая проза первой трети XIX в. (Бестужев-Марлинский, Лажечников, Загоскин, Пушкин).

Читайте также:
  1. A) Европейское направление внешней политики России в первой половине XIX в.
  2. Xнутренняя политика царизма в первой четверти XIX в. Попытки реформирования политической системы (М.М.Сперанский и Н.Н. Новосильцев).
  3. Акты третичного права
  4. Акушерка первой патологии (регистратор)
  5. Алгоритм первой помощи пациентам с гастродуоденальным кровотечением.
  6. Андроновская культурно-историческая общность
  7. Антиповедение и русская «смеховая» культура.
  8. Аптечка первой помощи
  9. Арбитражные суды субъектов РФ( арбитражные суды первой инстанции), их организация и полномочия.
  10. Артериальное кровотечение из раны в верхней трети предплечья можно остановить путем сгибания руки

 

Историческая проза - разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией.

 

Бестужев-Марлинский

 

Дарование Бестужева много более, нежели в лирике и даже в критике, обнаружилось в прозе.

Очерки «Поездка в Ревель» открыли вереницу повестей и рассказов Бестужева-Марлинского. Проза его условно делится на тематические циклы повестей, рассказов и очерков: исторических, светских, кавказских, этнографических и автобиографических.

Увлекаясь, как и другие декабристы, национальной самобытностью народов, Бестужев-Марлинский уделяет большое внимание исторической тематике. На историческом материале Ливонии строятся повести «Замок Венден» (1823), «Замок Нейгаузен» (1825). Пользуясь достоверными, глубоко им изученными эпизодами из истории Ливонии, Бестужев ставил в этих повестях актуальные проблемы современной ему борьбы с отечественными феодалами. Средневековые рыцари были не чем иным для него, как маскировкой от цензуры. Говоря о ливонских рыцарях, он имел в виду вероломство, жестокость, аморальность, несправедливость господствующего сословия родной земли — помещиков-крепостников.

Увлекаясь, как и другие декабристы, национальной самобытностью народов, Бестужев-Марлинский уделяет большое внимание исторической тематике. На историческом материале Ливонии строятся повести «Замок Венден» (1823), «Замок Нейгаузен» (1825). Пользуясь достоверными, глубоко им изученными эпизодами из истории Ливонии, Бестужев ставил в этих повестях актуальные проблемы современной ему борьбы с отечественными феодалами. Средневековые рыцари были не чем иным для него, как маскировкой от цензуры. Говоря о ливонских рыцарях, он имел в виду вероломство, жестокость, аморальность, несправедливость господствующего сословия родной земли — помещиков-крепостников.

Выдвигая в своих повестях на первый план личность, являющуюся образцом общественного поведения, Бестужев-Марлинский обращается к средствам ее героизации и поэтизации. Среди них чаще применяется им парадоксально-трудная ситуация, преодолеваемая героем, — необычный подвиг, возвышенность чувств, самопожертвование. Его действующие лица характеризуются по преимуществу не глубиной и сложностью своего внутреннего облика, а интенсивностью их главенствующей высокой идеи или неистовой страсти.

Бестужев-Марлинский уделяет большое внимание обрисовке внешнего портрета своих героев. Этот портрет дается обычно в тесном единстве с внутренним и показывается густыми, резкими, эмоционально-экспрессивными красками, но в преобладающих случаях одноцветно. Так, «невинно-милая» Ольга Стрелинская является перед Греминым «во всем блеске, в полном цвету очаровательных прелестей!» («Испытание»). Княгиня Вера предстает перед Прави-ным в Эрмитаже «в полном блеске красоты и молодости… Она была лучезарна, божественна!» («Фрегат „Надежда“»). Аммалат-бек, по природе кристально честный, благородный «молодой человек, лет двадцати трех, красоты необыкновенной, строен, как Апполлон Бельведерский» («Аммалат-бек»).

 

Лажечников

 

Главным направлением своего творчества Лажечников избирает исторический роман. В отличие от Пушкина и Н. В. Гоголя Лажечников находит для своих исторических романов такие моменты прошлого, когда действуют пылкие возвышенные одиночки, а народ, во имя которого они жертвуют собой, играет в событиях страдательную роль. Соответственно любимый герой Лажечникова — лицо вымышленное или историческое, но в любом случае наделенное сложным внутренним миром и исключительной, трагической судьбой. Своих героев Лажечников высоко поднимает над прозой быта, сообщая им символическую масштабность и глубокую поэтическую выразительность.

Первый роман Лажечникова — «Последний Новик» (1831—33). Действие его происходит в годы Северной войны, которую вел имп. Петр I со шведами за выход к Балтийскому морю. Истинному патриоту Лифляндии И. Р. Паткулю ясно, что спасение его многострадальной страны состоит в присоединении к державе Петра. Нравственную победу дела Петра знаменует и судьба главного героя романа. По рождению и воспитанию Владимир предназначен быть врагом юного Петра. После покушения на жизнь царя он бежит на чужбину, со временем осознает историческое значение петровских реформ и полагает целью жизни искупить свою вину перед Россией. Отвергнутый родиной, Владимир тайно служит ей, способствуя, подобно провидению, победам русских войск в Лифляндии. «Последний Новик» принес Лажечникову известность и признание.

Высшее достижение Лажечникова-романиста — «Ледяной дом» (1835). Роман имел шумный успех и упрочил литературную репутацию Лажечникова. На этот раз Лажечников стремился воссоздать события зимы 1739/40, последнего года царствования Анны Иоанновны. Болезнь императрицы, отсутствие прямых наследников престола крайне обострили борьбу при дворе и в правительстве. Средоточием ее стало у Лажечникова выступление русских патриотов во главе с кабинет-министром А. П. Волынским против засилья иноземцев в лице фаворита императрицы Бирона, по имени которого народ прозвал это бездарное и жестокое царствование бироновщиной. Центральный, сквозной образ романа — ледяной дворец, существовавший на деле, построенный по воле царицы для потешного придворного праздника шутовской свадьбы. У Лажечникова ледяной дом — символ царствования Анны Иоанновны, он отбрасывает тень на все перипетии политической интриги и романтической истории пылкой любви Волынского к княжне Лелемико. Волынский, пламенный романтик в любви и в политике, — любимый герой Лажечникова. «Это природа чисто русская, это русский барин, русский вельможа старых времен!» Самая гибель Волынского в неравной борьбе стала для Лажечникова источником исторического оптимизма

Вдохновленный успехом «Ледяного дома», Лажечников за 3 года создает последний из законченных им исторических романов — «Басурман» (1838). От XVIII в. он нисходит здесь в XV столетие, в суровую переломную эпоху, когда Иван III, сокрушая удельные княжества, обновляя и украшая свою столицу, строит могучую державу. Несомненная удача Лажечникова — неоднозначный характер Ивана III. Осторожный и дальновидный политик, умный монарх, неутомимый собиратель земли Русской, добивающийся цели хитростью и силой. С благородной целью содействовать счастью поднимающейся к новой жизни страны приезжают на зов князя в далекую Московию архитектор Аристотель Фиоравенти и лекарь «немчин» Антон. Иван III жалует обоих своею милостью, но подчиняет их замыслы своим нуждам. Романтикам и творцам, этим любимым героям Лажечникова, приходится трудно: Антон и его невеста боярышня Анастасия гибнут жертвой коварства и злобы.

С расцветом творчества Гоголя, М. Ю. Лермонтова, с выступлением писателей «натуральной школы» роль исторического романа 30-х была исчерпана. В новых исторических условиях общественная позиция писателя обнаруживает усиление патриотических тенденций.

 

Загоскин

 

Михаил Николаевич Загоскин (14 (25) июля 1789, село Рамзай Пензенского уезда — 23 июня (5 июля) 1852, Москва) — русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.

Уже в 11 лет Михаил пишет трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник» (утрачены). Он получил посредственное домашнее образование и часто писал с грамматическими ошибками.

В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич приезжает в Санкт-Петербург, и поступает на государственную службу. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».

Летом 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение. В первом бою при взятии Полоцка Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны IV степени, с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этом звании всю войну.

В 1814 году Загоскин вернулся в свое родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».

В начале 1815 года Михаил Николаевич вернулся в Санкт-Петербург. Он отправляет письмом свою пьесу драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Пьеса «Проказник» была поставлена в Петербурге один, или два раза. За ней последовала пьеса «Комедия против комедии», или «Урок волокитам». Пьеса часто шла в театрах и Загоскин стал известным писателем.

Загоскин покидает горный департамент, и в конце 1817 года был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров. В том же году Загоскин пишет и ставит комедии «Богатонов или провинциал в столице» и «Вечеринка ученых», и две интермедии — «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка». В 1817 году Михаил Николаевич издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет под псевдонимом статьи, ведёт театральный раздел.

В 1818 году Михаил Николаевич перешел на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, в качестве помощника библиотекаря. В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены «Общества любителей Русской словесности». Им были написаны: одноактная пьеса «Роман на большой дороге» и комедия в трех действиях «Добрый малый».

В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря, и переехал в Москву. Там он начинает писать стихи. Так, в начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым или наследники». В 1823 году была поставлена новая пьеса:«Деревенский философ». Пьесы Загоскина пользовалась большим успехом в московских театрах.

Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа, и в 1828—1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года издаётся исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики, и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». Он был переведён на 6 языков.

После издания романа Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. Он продолжает историческую тему, и в 1831 году издаёт роман «Рославлев или Русские в 1812 году». Первый тираж которого был быстро распродан. Последовало ещё два издания, и перевод на немецкий и французский языки.

В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о временах Владимира I. Роман был плохо встречен публикой. Михаил Николаевич написал из романа либретто для оперы. Музыку написал композитор А. Н. Верстовский. Опера была поставлена в 1835 году, и пользовалась большой популярностью.

В 1837 году издаётся первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха»,«Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». Книги Загоскина хорошо раскупались и «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.

В 1842 году вышел роман в трёх частях «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с«Юрием Милославским».

В 1846 году был издан популярный роман «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году — роман «Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842—1850); комедии «Недовольные», «Урок матушкам»,«Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др.

 

Пушкин

 

Великий реформатор русской литературы, Пушкин явился основоположником реалистической прозы, развитие которой в русской литературе XIX в. ознаменовалось величайшими художественными достижениями. Первые значительные опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным, когда он уже был прославленным поэтом, но судьбы прозы в русской литературе рано привлекли его внимание. К 1822 г. относится критический набросок, в котором Пушкин формулирует свои требования к прозе: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат» («О прозе»)1). Состояние русской прозы Пушкину представлялось малоудовлетворительным. Признав, что лучшей является проза Карамзина, Пушкин замечает: «Это еще похвала небольшая» (там же). В современной ему прозе Пушкину не нравилась манерность, как он насмешливо писал — «изысканность тонких выражений» вместо глубокой и оригинальной мысли, подмена простоты и ясности вычурным и напыщенным слогом.

Летом 1827 г. Пушкин начинает писать исторический роман «Арап Петра Великого».

В начале романа Пушкин дает выразительную и исторически верную картину быта высшего дворянского общества Франции первой четверти XVIII столетия. Пушкин подчеркивает экономический и моральный упадок беспечной и легкомысленной аристократии: «Ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени... Алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей». Версаль эпохи регентства является как бы иллюстрацией к тем размышлениям о причинах политических переворотов, которые возникали у Пушкина во время его работы над запиской «О народном воспитании» (1826). И здесь, в романе, и позднее в заметках 30-х гг. о французской революции, и в стихотворении «К вельможе» (1830), явившемся по своему историческому содержанию прямым продолжением картины, нарисованной в I главе «Арапа Петра Великого», Пушкин развивает идею исторической закономерности французской революции и гибели старого порядка во Франции в конце XVIII в.

С начала 30-х гг. повесть постепенно занимает ведущее место в прозе журналов и альманахов. Как авторы повестей, выдвигаются молодые писатели: Н. А. Полевой, М. П. Погодин, Н. Ф. Павлов, В. Ф. Одоевский. Своего расцвета достигает проза А. Бестужева-Марлинского, по словам Белинского «зачинателя русской повести». В творчестве этих писателей преобладал романтизм.

Вступление Пушкина в прозу по существу также начинается с повести. Осенью 1830 г. в Болдино он пишет пять повестей: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», объединенных в цикл «Повести Белкина». Пушкин публикует их анонимно, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической и дидактической прозы.

В «Повестях Белкина» Пушкин выступает и против романтического шаблона в повествовательной прозе конца 20-х гг. В «Выстреле» и «Метели» необычные приключения и эффективные романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам, без мелодраматических концовок, которые были так популярны в произведениях романтизма. В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, но обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, разрешается добрым миром. Вместе с тем Пушкина привлекают и сильные личности. В 1834 г. он пишет повесть «Кирджали», об одном из участников греческого восстания 1821 г. Но и в изображении героического Пушкин чуждается романтической приподнятости, какой бы то ни было идеализации и тем более мелодраматизма.

Еще более полемична повесть «Гробовщик». Всевозможные чудесные и таинственные ситуации романтических баллад и повестей, связанные с загробным миром, сведены к сновидениям подвыпившего Адрияна. Гробы именуются здесь просто «деревянными ящиками», а их хозяин оказывается обыкновенным человеком, не обладающим никакими сверхъестественными свойствами. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол. В реалистическом изображении быта ремесленника, проживающего у Никитских ворот в Москве, в прозаическом облике самого Адрияна с его профессиональными словечками уже содержится зародыш художественной манеры будущей «натуральной школы».

Пушкинские пейзажные и бытовые зарисовки передают самое существенное, самое главное в изображаемом явлении, в них нет никаких излишних деталей; Пушкину не нравится «близорукая мелочность» описаний французских романистов. Он отвергает манерную изысканность и чопорность сентименталистов и пышный, насыщенный метафорами слог романтической прозы, ее живописные эффекты. Принцип «нагой простоты» Пушкин во всем проводит строго последовательно. Он всегда сдержан и избегает всего, что могло бы показаться поэзией в прозе.

По жанровым признакам «Дубровский» — историко-бытовой роман. Но образ Дубровского обрисован Пушкиным в известной степени в традициях авантюрного романа XVIII в. Это не могло не помешать развитию в романе антикрепостнической, социальной крестьянской темы.

Тема крестьянских восстаний, только затронутая в «Дубровском», естественно, обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Поэт задумывает писать «Историю Пугачева». Одновременно еще в процессе работы над «Дубровским» у Пушкина возник замысел художественного произведения о пугачевском восстании.

В «Капитанской дочке» Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. В образах белогорских казаков, изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин рисует разнообразный состав движения, его широкую социальную базу. В повести раскрыт народный характер движения. Где бы ни появлялся Пугачев, везде его сопровождает возбужденный и радостный народ.

Показывая исторического героя, Пушкин, в отличие от романтиков, не возводит его на помост, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность. Вместе с тем символическим образом орла из пугачевской сказки Пушкин раскрывает трагическое величие судьбы Пугачева. Поэт отверг стихийное народное восстание как способ разрешения противоречий русской жизни, усмотрев в нем «бунт бессмысленный и беспощадный». Но он морально оправдал его, показав, что причинами крестьянского недовольства явились жестокость помещиков, притеснения крестьян, крепостнический гнет.

Так, в поэзии и в прозе Пушкина реализовывались замыслы, органически соединившие эпохи Петра I, Екатерины II, 1812-го, 1825-го и начала 30-х годов в единый исторический процесс. Между этими периодами, нашедшими отображение в его творчестве, в частности в историческом романе, Пушкин ощущал неразрывную связь. В конце жизни Пушкин задумал и начал писать роман «Русский Пелам», в котором снова обращался ко времени декабристов. Как подлинно великий представитель классического реализма, Пушкин стремился к синтетическому познанию действительности в ее непрерывном развитии, к отображению этой действительности в обширном цикле картин, охватывающих прошлое и современность. И то, что он не успел сделать, он завещал своим преемникам.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав