Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Буддизм как философия и религия

Читайте также:
  1. III. НАУКА И РЕЛИГИЯ H103-T.htm
  2. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  3. Quot;Критическая" философия И.Канта
  4. quot;Философия права".
  5. Ақын-жыраулар философиясы
  6. А. Классическая немецкая философия
  7. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  8. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  9. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  10. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.

Буддистская философия оперирует понятиями чудовищно громадного, беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни. Многое в этом учении берет начало от ведичес-ко-брахманистских представлений. Будда как индус впитал в себя всю философскую мудрость предшествующих эпох. У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу-творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему просто нет места в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют (от лат. abso-lutus безусловный, свободный, независимый, совершенный), универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда — не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру, указывающий другим людям путь к совершенству. Он также и не спаситель людей. Поэтому следует четко отличать философию буддизма от философии христианства (см. темы VII—XI). При внешнем сходстве многих элементов эти два мировоззрения направлены абсолютно в противоположные стороны. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. По всем перечисленным признакам нельзя считать буддизм монотеистической религией. Согласно буддизму, мир не является единым — он состоит из множества самостоятельных миров и про-странств, живущих, зарождающихся и умирающих неза-висимо друг от друга. В огромном океане «безначального состояния» периодически возникают импульсы-волны, порождающие физические (материальные) и психические объекты. Как считают некоторые исследователи, боги в буддизме представляют собой не столько мифоло-гические существа, сколько «сгустки», концентрацию психической энергии, возникающую в тех или иных точ-ках пространства. Земля, по буддизму, — это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окруженная морями и концентрическими кругами горных цепей. Извне этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нем лежат четыре острова. Индия — треугольный остров. Его серединный пункт — дерево, под которым Будда вошел в состояние нирваны. Земля держится в пустом простран-стве. Под землей находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджарива-ются их обитатели. Над землей находится шесть небес, на которых живут боги (Дэвалока). Чем выше, тем меньше в этих небесах материи, духовнее жизнь. Еще выше — 20 небес Брахмы (Брахмалока). Последние четыре из них — то место, где существует только одна бестелесная и нематериальная нирвана. Все это вместе составляет Вселенную, но таких вселенных, согласно учению буд-дизма, существует бесконечно много. Мир представляет собой как бы пирамиду, состоящую из нескольких ступеней. На низшей ступени находятся адские существа. Они постоянно пребывают в состоянии всепоглощающей страсти, их жизнь просто ужасна, так как удовлетворить свои страсти они не могут. Выше живут все те, чей дух управляется инстинктами: это животные, птицы, рыбы, насекомые. Еще выше — духи с огромными животами, но узкими глотками, которые не могут насытиться и напиться. Затем идут демоны-разрушители. На пятом уровне живут люди (как вы видите, в средней части системы). Люди обладают волей и разумом, соединяют в себе духовное божественное начало и адское — плотское, выше людей идут уже только мифические существа и боги. Они тоже разделены на пять или шесть уровней — высших и низших, по мере восхождения на более высокий уровень они становятся все ближе и ближе к высшей стадии — космическому телу Будды. Умирая в одном уровне (состоянии), существо может возродиться как в более высоком, так и в более низком. Это зависит от кармы (букв, деяние, поступок, обязанность, судьба). Любое преднамеренное действие человека создает его карму. Существо, обладающее волей, разумом и понятием о нравственности, может таким образом влиять на свою карму. Цепочка бесконечных перерождений называется сансарой (блуждание, переход, круговорот). Если вы попали в нижний уровень адских существ, то не расстраивайтесь: ваше пребывание здесь не вечно. Чем ниже уровень, тем короче срок пребывания в этом уровне. Зато ваше пребывание в самых высоких уровнях (если ваша карма позволит вам их достичь) будет очень длительным, вплоть до вечного (высшая ступень). Оттуда к людям приходят Будды, миссия которых — указывать людям путь к вечному блаженству. Смерть, с точки зрения буддизма (а также и всей ведической философии), — распадение на частицы дхармы1, как материальные, физические, так и психические, которые собираются вновь в новых сочетаниях, образуя новые объекты. Буддизм не делает в этом смысле различия между физическим и психическим началом. Сансара (или сансарическое бытие) — это вечный круговорот мироздания, бесконечная цепь перерождений. Обычно он представляется в буддийском учении потоком, замутненным страстями, желаниями, злобой. Будда указал путь, следуя которому можно вырваться из круга сансарического бытия и обрести блаженство. Таким образом этическое учение буддизма смыкается с его учением об устройстве и функционировании мироздания. ///////////////////////Община и начало культа в буддизме После смерти Будды у него не осталось преемника. По всей Индии и за ее пределами стали возникать общины буддистов — сангхи. Вступление в них не было обставлено в виде особой церемонии или священнодействия. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющие их ответы, члены общины принимали новичка. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких неприятных последствий. Хотя эти общины часто именуют в литературе монастырями, называть их так, так же как и их членов (биккху) монахами, не совсем точно. Бритоголовые члены общин одевались в желтые одежды (нижняя и верхняя рясы), каждый из них имел, по примеру Будды, бритву, иглу, чашку для подаяний, 1 Понятие «дхарма» трудно переводимо и имеет несколько смыслов — форма, причина, порядок, система и т.д. 94 ситечко для питья воды. У монаха были четки — ожерелье из зерен в количестве, кратном 108. Разные виды четок заключали в себе различную символику (черные, белые, с кисточкой, навершием и т.д.). Жили монахи не только в монастырях, но и среди людей, странствуя и собирая подаяние. Просить и брать пищу самостоятельно монах не мог. Существует много преданий о буддийском монахе, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее в его чашку. Никакой труд, кроме духовных упражнений, не разрешался монаху. Женщины-монахини существовали, но жили отдельными общинами и обязаны были оказывать большое почтение монахам-мужчинам. Считалось, что каждый подающий пищу монаху мирянин становился его мирским братом. Но миряне в буддизме никакой церковной общины (подобно христианству, исламу или иудаизму) не составляли и не составляют. Никаких начал культа и богослужений в раннем буддизме не было. Исключение составляли собрания монахов, на которых те каялись в совершенных грехах. Многие праздники и памятные даты были взяты из более ранних индийских традиций. Не было поначалу и собственных буддийских святынь, храмов. Со временем святыми местами етали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телесным остаткам Будды (зуб, волос, след, тень, его чашка для милостыни и т.д.), тело которого, как вы уже знаете, было сожжено. Для этих святынь строились часовни — ступы (букв, вершина), обязательно круглые или квадратные. Ступа рассматривается в буддизме как модель Вселенной (ср. с православным храмом — тема X). Поначалу изображений Будды не было, но со временем появились изображающие его рисунки и скульптуры. Он представлялся сидящим на лотосе со спокойным и сосредоточенным выражением лица. В качестве даров и приношений часто использовались цветы и благовония. Казалось, что учение Будды исключает развитый культ и божественное поклонение, но со временем и в буддизме появились эти элементы.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав