Читайте также:
|
|
Средневековье — это господство религиозного миросозерцания. Её основная функция — истолкование Священного Писания и доказательство бытия Бога. Вся средневековая философия делится на 2 периода: период патристики и период схоластики. Августина Блаженного, который первым заговорил о человеческом выборе и внутреннем измерении души. Его идеи подчинены идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Глубины души такого человека доступны только богу.
Если в античности весь мир был естественным явлением (и люди, и Боги были телесными существами), то в средневековье мир подчиняется сверхъестественному началу, а именно личному Богу. Если Античность - это многобожие (язычество), то средневековье - единобожие. В античности человек - это малый мир, в средние же века человек - это образ и подобие бога. В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникает патристика – сочинения отцов церкви. Апологетика и патристика развивалась в греческих центрах и Риме.
В средневековье мир устроен по принципу аналогии, или подобия с Богом. Мир полон сверхъестественного, каждая вещь – отпечаток высшего начала. Мир полон тайн, всякое явление символично. Например, если в античности распятие было позорной казнью, в средневековье символ веры, спасения людей.
Средневековую философию называют схоластической (от лат. слова scholа -школа). Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта. В средневековье появляются первые университеты, кафедры философии, в рамках которых существовала и изучалась философия.
Основные понятия средневековой философии. Теология (бук.: учение о божестве) – учение об истолковании Ветхого и Нового Завета. Теоцентризм – принцип, согласно которому источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Высшая цель жизни - в служении Богу. Смысл теоцентризма – в монотеизме (вера в единобожие). Основа монотеизма – принцип абсолютной личности, принцип Бога. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить. Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Понимание исторического процесса как путь к «Царству Божию» (Августин). Символизм – принцип, указывающий на то, что за предметами следует всегда искать и видеть определенный смысл, значение, скрытое содержание. Реализм – общее существует в трояком смысле: в Боге, вещах головах (мыслях) людей. Номинализм – общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Концептуализм – общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. Концепт – форма обобщения, своеобразная смысловая интерпретация общих признаков, идея, полученная в результате сравнения многих вещей. Теодицея – оправдание Бога, стремление обосновать, доказать существования Бога.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |