Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Кант- родоначальник немецкой классической философии

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  4. N3 Функции философии
  5. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  6. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  7. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  8. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)
  9. Английские философы Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббс о роли философии в познании природы, общества и человека.
  10. Анджей Волан и особенности его политической философии

Кант – родоначальник немецкой классической философии.
Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до
начала 70-х гг) Кант пытается решать философские проблемы – вопросы о
бытии, вопросы философии природы, философии религии, эстетики, логики,
исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована
как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным
данным.

Критическая философия сформировалась во второй период после
опубликования трех \»Критик\» – \»Критики чистого разума\», \»Критики
практического разума\», \»Критики способности суждения\». К. поставил
перед собой задачу провести в них критический анализ всей
предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. К. делает предметом философии специфику познающего субъекта, который
определяет способ познания и контролирует предмет знания.

У К. возникает задача: установить различие между субъективными и
объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Выделяет два ствола познания- чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Выделяет два понятия: – вещь в себе – мир, существующий независимо от нас; – вещь для нас – то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе. Выделяет два мира: 1)мир феноменов или явлений (познаваем наукой, границ познания нет) 2)мир ноуменов (вещей в себе, сущностей) непознаваем. Основные вопросы Канта: 1)Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? Выделяет два вида априорных знаний: 1) чувственные (мы видим мир через сетку времени и пространства (это субъективные формы нашего бытия, они живут в нас, а мы не в них); 2)рациональные (логические) категории, суждения, умозаключения. Как мы мыслим? Пришел к выводу что все мыслят по всеобщим правилам и законам. В основе знания лежат понятия, они даны априорно. Только человек способен к суждениям, на основе их мы делаем умозаключения


Одна из основных проблем \»Критики чистого разума\» – как возможно
достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные
проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна
философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к
философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли
она в качестве науки.

К. считает, что достоверное знание – объективное знание. Объективность отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается над индивидуальными качествами субъекта.
Пространство и время – не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности человека. Пространство – врожденная до опытная форма внутреннего чувства. Время – врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.
Рассудок – мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы
рассудка – понятия и категории, конструируют предмет. рассудок
упорядочивает восприятия человека, обуславливает объективность знания.
Но все связано с особенностями субъекта.

Теория познания представляется как: существуют вещи сами по себе.
Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями.
Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека \»Вещи
в себе\». Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления.
Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм
чувственности и рассудка.

Разум – высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.

Идеи – представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта,
но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.

Метафизика, как наука, возможна только как учение о регулятивных принципах.
В центре: требование – категорический императив (КИ). \»Поступай всегда
так, чтобы максима (правило) твоей воли могла быть вместе с тем и
принципом всеобщего законодательства\». Нравственное поведение – основано на долге. Человеческие поступки легальные
не противоречат КИ, но совершены в силу интересов человека, корысти.
Моральные поступки, которые бескорыстны, основаны на долге.
Стремление к счастью – не есть основа нравственного поведения.
Но нравственный разум требует, чтобы было соответствие между
добродетельным поведением и счастьем. \»Никогда не рассматривай человека
как средство, а только как цель\», если соответствия нет в этом мире, оно
должно быть в \»том\» мире, а значит, оно есть


Антиномии разума – противоречивые, взаимоисключающие противоречия.
Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек -
житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и
умопостигаемого (мира свободы). Свобода – независимость от определяющих
причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует
практический разум. Его значение руководить поступками человека.
Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического
разума – нравственные законы.

Итак, К. выдвинул новую концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе

Процесс познания – процесс подведения чувственного многообразия
под априорную форму. Форма – есть основа достоверного знания.
Этим он сделал крупнейшее философское открытие. Он стал говорить, что
мы никогда не узнаем мир, независимо от форм, как таковой. Он – вещь в
себе. Мы знаем реальность только в тех формах, в которых она дается нам.
Сама по себе реальность нам недоступна.

У Канта 2 мира. Мир необходимости, предмет критики чистого разума, и мир желаний и свободы. Как человек сопрягает эти два мира?
Он сопрягает их в целесообразном действии – предмет
\»Критики способности суждения\».Канта интересуют условия возможности целесообразности. Формальные условия целесообразности. Они коренятся в чувстве удовольствия или неудовольствия. Канта волнует чувство прекрасного и чувства удовольствия, связанные с ним. Прекрасное – это то, что воспринимается только в силу своей формы. Главная задача искусства – сформировать жизненные идеалы. Субъект искусства – гений – для него нет никаких правил.

Общее значение философии Канта.
1) внес вклад во все философские области: познание, мораль, этика,
эстетика.
2) наибольший вклад в гносеологию (Коперниканский переворот в теории
познания).
3)основоположник формализма в эстетике. Разделение поступков на реальные и моральные.
4) эпохальное значение для философии. Развил до предела гносеологический подход в философии и показал его ограниченность (в области практического разума). За счет ограниченности гносеологии появилась возможность у философов использовать другие направления философии.

Классическая немецкая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

 


Философия жизни

Одна из важнейших проблем в немецкой классической философии – это проблема субъекта.

Под субъектом в философии понимается источник активности или действия; субъект- это то, что действует. Однако такое понимание субъекта было не всегда, и оно берет свое начало с немецкой классической философии. Проблема субъекта, или субъективности, отчетливо поставленная Декартом, остается краеугольной и для современной философии.

Эпоха Нового времени поставила в центр мира способности человека. Великая французская революция закрепила разум, равенство и свободу людей в качестве источника социального прогресса. Родоначальником НКФ считается Иммануил Кант (1724/1804).

Если до Канта считалось, что источником (субъектом) познания служат вещи, а человек есть объект, пассивно воспринимающий воздействия вещей. По Канту, все наоборот, «не природа предписывает законы человеку, а наоборот, человек есть законодатель природы».

В «Критике способности суждения» Кант ищет основания чистой чувственности, или эстетики. По Канту, это - бескорыстное, чистое, теоретическое чувство удовольствия.

Для Иоганна Готлиба Фихте (1762/1814) субъектом является абсолютно свободный индивид, точнее его самосознание -«Я». Такой свободный и волеполагающий индивид есть творец окружающего его мира- не-Я.

Для Фридриха Шеллинга (1775/1854) субъектом становится природа. Шеллинг показал, что дух, сознание возникает из природы

Поздний Шеллинг помещает природу в лоно бога, как женское, творящее начало. Это есть влияние немецких мистиков на Шеллинга через учение софиологии - Софии, мировой душе. По Шеллингу, творение миром богом продолжается непрерывно.

У Георга Гегеля (1770/1831) субъектом становится мировой дух, который развивается от простейших состояний неопределенного, чистого состояния (формы логики), потом в природу, как сферу необходимости, вечного повторения одного и того же, далее переходит в историю общества, как сферу свободы и завершает своё развитие в абсолютных формах искусства, философии и религии. Заслуга Гегеля в том, что он показал всеобщий характер развития и его источник, а именно: противоречие.

Людвиг Фейербах (1804/1872) критикует Гегеля за то, что тот оторвал мышление от человека. По Фейербаху, мыслит только человек. Человек является единственным предметом философии. Главная работа Фейербаха «Сущность христианства», где он показывает, что Бог-это отчуждение от человека лучших его качеств. Бог - это совокупность совершенств человека, перенесенное на небо в виде представлений о совершенстве человека в образе бога. Фейербах предлагает перенести Бога на землю, где Богом должен стать другой человек. По Фейербаху, «человек человеку Бог». По Фейербаху, основой нового общества должна стать новая религия, основанная на любви людей.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 50 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав