Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этическое учение И. Канта. Категорический императив. Легальные и моральные поступки. Основные постулаты практического разума..

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Витальное (прижизненное) изучение клеток.
  4. II. Изучение нового материала
  5. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  6. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  7. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  8. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  9. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  10. III. Основные положения синтетической теории эволюции

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на: гипотетические (исполнение, которых связано с необходимостью сделать что-то, как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например: "поступай так, как если бы максима твоего поступка, посредством, твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только,как к средству"). Однако в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению, самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, Т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

15) Ф. абсолютного идеализма Гегеля. Тождество бытия и мышления. Этапы развертывания абсолютной идеи. Диалектический метод. Немецкий философ. 1770-1831. Развивает основные идеи новой Европейской философии. Мир рационально устроен, поэтому он доступен научному познанию. Познавательные способности человека безграничны. Развивает идеи об активном творческом отношении человека к миру, и на этой основе утверждает веру в прогресс. Вместе с этим стремится преодолеть недостатки новоевропейской философии. Важнейший недостаток, разделение мира на субъект и объект. Это чревато- внутренней разорванностью человеческого духа. В рамках субъектно-объектных отношений абсолютизируется противоположность человека и мира, отсюда недоступность для научного познания сущности мира. Гегель считает. Что недопустимо признавать чего-либо, что не составляет содержание сознания. ЧТО НИКАК С НИМ НЕ СВЯЗАНО. Провозглашает тезис «Тождество бытия и мышления». То есть, то, что объективно существует, независимо от человека и мысль об этих вещах – одно и то же. На основе этого заявляет, что всё доступно нашему познанию. Критиковал Канта за кантовскую вещь в себе (которая непознаваема). Гегель переосмысливает это понятие, «Вещь в себе непознаваема до тех пор, пока она не развита, это ее зачаточное состояние. А когда она развивается, то она вступает во взаимодействие с другими предметами, с другими вещами, обнаруживает себя, раскрывает свою сущность. Поэтому явление, которое дано человеку, и сущность вещей неразрывно взаимосвязаны. Познавая явления, мы всё более и более углубляемся в сущность вещей. Тезис «Сущность является, а явление – существенно». Стремясь обосновать эти идеи, возможность познания, возможность активного отношения к человеку, создает величественную философскую концепцию, концепцию абсолютного идеализма. Исходное понятие гегелевской ф. системы – безличная абсолютная идея. Она ничем не обусловлена, это абсолютно - духовное начало, безличный разум и усиливая понимание абсолютной идеи подчёркивает, это сама божественная мысль. Абсолютная идея у Гегеля – субстанция, основа мира, но в отличие от субстанции Декарта и Спинозы, у которых субстанция – нечто стабильное, вечное, неразвивающееся, у Гегеля субстанция саморазвивается и самопознает себя в процессе этого развития, поэтому он употребляет понятие субстанция через черту с субъектом. Постоянно развивающаяся и познающая себя. Абсолютная идея является сущностью и первоосновой мира всех вещей. В скрытом виде содержит в себе все возможные определения природы, общества и сознания человечества. В процессе саморазвития абсолютная идея постепенно раскрывает своё содержание и познаёт саму себя (в этом её смысл, познать свои потенциальные возможности). Этапы саморазвития: Логика. «Наука Логики». Логика у Гегеля не такая, как у Аристотеля. У него – раскрывает форма человеческого мышления, законы отражает объективный мир. У Гегеля логика – идеальный, незримый, умопостигаемый мир, напоминающий мир платоновских идей. Первоначальная реальность. Логика – это Бог до сотворения мира. В логике происходит научно-теоретическое осознание идеи самой себя. Здесь абсолютная идея раскрывает себя в системе понятий, законов и категорий диалектики. Здесь есть активное движение, но это движение чистых мыслей. Логика Гегеля – форма абсолютного мышления чистых логических сущностей, которые первичны по отношению к действительности, и которые являются творцом этой действительности. Понятие у него – не простая форма мышления, не отражение в сознании человека объективной действительности. Понятие - абсолютная творческая мощь, пораждающая всё на личное бытие. Представление о том, что логическое понятие творит мир, а логические законы определяют законы бытия, такое представление называется панлогизмом. В Логике Гегель формулирует три закона диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает источник развития, движения, изменения. Гераклит говорил: всё есть противоположности, переходят друг в друга – источник движения. Развитие абсолютной идеи. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицаний. Отражает общий результат, направленность и форму развития. У Гегеля развитие осуществляется в форме триады: тезис, антитезис, синтез. По этой триаде выстраивает свою логику. Она представляет собой у Гегеля – диалектический метод познания. Диалектика Гегеля существенно отличается от Сократа и Платона, у которых Д выступает, как искусство, вести беседу. А Гегель понимает диалектику как развитие идей. Анализируя свои идеи делает ряд полезных замечаний, догадок: о роли орудий труда в развитии человека, о роли практики в процессе познания, о взаимоотношении абсолютной и относительной истины. Диалектика Гегеля выступает, как дедуцирование, как вывод одних идей из других. Полагал, что в исходной идее содержится всё то, что из неё выводится. Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива, следовательно, развивается, так как противоречие – источник развития. В диалектике Гегеля нашли своё разрешение апории Зенона. Движение – осуществлённое противоречие, противоречие изменений и покоя. При этом анализируя механическое движение, не считает, что это противоречие – источник механического движения. У Гегеля диалектическую форму приобретают не только противоречия как источник развития, но и диалектическая форма, присущая самому состоянию. В своей логике Гегель специфическим образом воспроизвёл действительность и определил метод её постижения, своеобразно отразил реальные стороны и связи действительности. Важную роль в формировании категориальной матрицы саморазвития обретает сегодня философские идеи Гегеля. Разработал категорический аппарат, который выражал целый ряд важных структурных особенностей саморазвивающихся систем. Процедура познания новых уровней организации была Гегелем представлена в следующем виде: нечто порождает своё иное, вступает с ним в определённую связь и в результате этого само перестраивается. Возникает новое качество, затем процесс повторяется на новой основе. Важнейшим моментом этого процесса является погружение в основание. Лишь в наше время с развитием синергетики, теории развивающихся систем, обнаруживается всё богатство, содержание Гегелевских категорий, Гегелевского понятийного каркаса, который необходим для современного описания саморазвивающихся систем, особо следует отметить методологический потенциал Гегелевской идеи погружения в основание. В частности, под влиянием культуры видоизменяется действие фундаментальных биологических программ, таких как инстинкты питания, самосохранения, половой инстинкт. Природа. «Философия природы». Абсолютная идея, раскрыв себя в чистых мыслях в логике, отчуждает себя из своей естественно среды чистых мыслей, а в природу, свободно уходит из своей собственно природной стихии, уходит из стихии мысли. Природа – не самостоятельная действительность. Видимый мир, на самом деле, - проявление невидимой реальности, именно невидимую реальность мы должны усмотреть за всем физически и чувственно воспринимаемым миром. Гегель ищет в природе нечто сверхприродное, которое стоит за нею, за нею стоит мысль, понятие. Поэтому Гегель считает, что основная задача изучения природы заключается в стремлении понять, осмыслить эти понятия, осмыслить их диалектику, поэтому если чувственные формы вступают в противоречие с Гегелевской философии.

16) Антропологический материализм Л. Фейербаха. Проблема отчуждения и критика религии. Этические взгляды. Л.Фейербах крупнейший материалист домарксистской эпохи (1804 - 1872). Фейербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Существенным содержанием и назначена антропологического принципа является по Фейербаху научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Фейербаху прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Основой антропологии Фейербаха является материальное учение о природе. Природа явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природе ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Фейербах признает важную,познав функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредственного восприятия. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд па Природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа — основа духа. Она же должна явиться основой и повой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показан, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

17) Ф. К. Маркса и Ф. Энгельса: диалектический материализм и материалистическое понимание истории. Философская концепция Маркса Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух. а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс интерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. При решении социально-философских проблем Маркс, продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы. Вместе с Марксом в разработку этих философских представлений определенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию бытия. Значительна роль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти - Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественно - научного знания. Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории. Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количественных изменений в качественные. Материалистическая диалектика. По Энгельсу это "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления". В марксистской философии считалось, что Маркс и Энгельс произвели революционный переворот в философии прежде всего тем, что соединили материализм и диалектику. Якобы до Маркса материализм и диалектика развивались разными философами: материализм был метафизическим, т.е. антидиалектическим, а диалектика идеалистической, т.е. развивалась на почве идеализма. Маркс взял от идеалиста Гегеля диалектику и соединил ее с материализмом Фейербаха.

 

18) Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19- 2Овв. Это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального, бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Артур Шопенгауэр(1 788--] 860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле. Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира. Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты итд. Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли, другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900 Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через “переоценку всех ценностей” и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу,

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы). Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляции к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие “родового субъекта”, цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость(в тч и через воспитание, и через селекцию преодоления

свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Философия Ницше — это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий анти демократ, с его т эр элита это сильные и воинствующие люди. Т о большая часть населения — это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Ницше говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Т о, идеи Ницше вполне совместимы с фашистским целеустремлением. Поэтому упреки в адрес Ницше вполне заслуживают внимания. Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т к она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И Х, что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Во главе должен стоять деспот художник, из фильмов видно, что Гитлер считал себя художником.

I4деал у Ницше деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины — это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п, за стремление людей к искусству.

 

19) Ф.экзистенциализма: основные темы и понятия (на материале одного из философов: С. Кьеркегор, А. Камю, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер). Экзистенциализм - Ф-я существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окугтации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. дня Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявлен предметом ф. - бытие. фил, как и в прошлые времена занята бытием” (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не мб. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью. Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть. Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности.. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды.. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

Экзистенция —одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человоеческого благодаря к-му это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как разум”, т е нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Э это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзис там, нечто определенное заранее данное, а, напротив, возможность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е перед лицом смерти. Человек внезапно “становится самим собой”, но то, что он узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через “пограничную ситуацию” человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах символы трансцендентного, которое недостугiно познанию, но чувствуется как страх. Человек шифрует (символизирует) свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это человек, погрязший в “обычном”, “привычном”, не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как Э человек впервые обретает свободу. Согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав