Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Историко-культурный процесс рубежаXIX-XX веков. 4 страница

Читайте также:
  1. Cаяси процесс
  2. II. Процесс принятия решений.
  3. ISO 12207 - Б. процесс жизненного цикла для развития ПО
  4. IV Основной вид деятельности (процесс производства) 32. Состав и классификация затрат на производство.
  5. Lt;ОТВЕТ>Экономическая теория - это наука о поведении людей в процессе воспроизводства благ в мире ограниченныхресурсов
  6. Process Control Block и контекст процесса
  7. S: Наиболее точно реальный процесс износа основного капитала отражает ### амортизация
  8. VII. Методическое обеспечение учебного процесса
  9. А. При решении процессуальных вопросов;
  10. Абразионные процессы

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905-1907 г.г. Изменилось настроение литературы этого периода. Отозваться на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника -социальную чуткость.

Вторая его книга. "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов и среди них "Незнакомка". "Девушка пела в церковном хоре". "Осенняя волна". Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Герой Блока становится обитателем шумных юродских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение "Осенняя волна" стаю первым воплощением темы родины. России в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание тою, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906-1907 годы стати переломными для Блока это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр - это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на плошали", "Балаганчик".

11оражеиис первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма но и на личной судьбе каждого из ею приверженцев Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записан: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание собственною журнала. Блок активно включается в литературную борьбу: вторая половина 900 годов характеризуйся появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл "Итальянские стихи", весной 1914 года - цикл "Кармен". В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворении о России ("Осенняя волна". "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. 11,икл "11а поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такою единства.

Об этом же поэма "Возмездие". Она наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы эпохи "безвременья" в конце XIX века.

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы", а также публицистическая статья "Интеллигенция и революция". Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу. но и по своей художественной структуре. "Вихревое", "музыкальное" начато революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, говорное, то в лейтмотивных повторах. В "Двенадцати" контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури" (см. "Двенадцать").

Призвав деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира Блок сам работает в I государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Нарком-проса.

сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве "Всемирная литература".

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие

конца I ражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису: после

января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой

депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Творчество Блока отличается глубоким единством, органичностью и напряженным динамизмом развития.

Для лирики Блока неизменно дыхание страсти (его лирика всегда о любви, хотя никогда не бывает только интимной).

Стихи наполнены верой в ВЫСОКУЮ миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни и др.

Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в

личности, и в творчестве, воплотила представления целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

 

20. Образ России в поэзии Блока.

 

Тема Родины - одна из вечных тем в поэзии - обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную эпоху, в удивительное время, когда решалась судьба России, когда страна испытывала одно потрясение за другим. Как русский поэт. Блок не мог не думать о своей стране, не мог не попытаться запечатлеть в стихах ее меняющийся облик. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя. вместе ль нам маяться?» И своими трепетными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос.

Обращаясь к К. С. Станиславскому. Блок писал 9 декабря 1906 года: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни...»

В ранней поэзии А. Блока тема России еще не являлась ведущей, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам и фольклорным образам. В одном из стихотворений возникает такая поэтическая картина:

Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли; Утром белая церковь вдали И близка, и ясна очертаньем.

Значительно чаще к теме Родины Блок начинает обращаться во второй период творчества. После первой русской революции патриотическое чувство поэта обострилось. В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое он уже целиком связывает с Россией. Характерно, что оно и называется ее древним именем - «Русь». Правда, поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну - с колдунами, ведунами, гадателями эпохи седой старины. Блок вводит в свое стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. А это ведь тоже достояние Родины. Отчизна предстает в этих стихах «дремучей», «колдовской», «почивающей в тайне». Это ее состояние кажется поэту прекрасным: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, -Как слезы первые любви!

Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с классической «Родиной» предшественника. Стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина», один из важнейших в третьей книге его лирики.

Патриотическая тема в этом разделе зазвучала громко и выразительно. Как показывает название, тема Родины является теперь для поэта главной, определяющей. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадешь с головой...» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далеких сел» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращенным с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига; он «просится в бой», потому что видит, как над страной его «тучи вдали встают». Эта лирическая пьеса прекрасно предваряет последующие стихотворения цикла «Родина». Любовь к Родине у Блока - переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной и душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, сопоставляет его с обликом жены.

Гармоничным соединением общего и частного в цикле объясняется тот факт, что в раздел оказалось включенным стихотворение «На железной дороге». Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекликается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу...» и одновременно со сценой из толстовского «Воскресения». Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная...»), судьбой самой России.

Важнейшими в рассматриваемом цикле стали стихи Блока составившие особый подцикл «На поле Куликовом». Написанные задолго до первой мировой войны (1908). они исполнены трагического предвидения. Сама Куликовская битва рассматривается поэтом в ряду символических событий русской истории. Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, ее всегдашней стойкости и силы являются, по убеждению поэта неуспокоенность, движение, порыв вперед («И вечный бой! Покой нам только снится...»). Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевском образе летящей птицы тройки.

Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождем...»). Себя и своих современников поэт называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное.

подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли. И все отчетливее звучит его нежное признание Родине:

Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.

В заключение можно добавить один яркий и, в общем, объясняющий see штрж: когда на одном нэ поэтических пвчороп кто то из слушателей попросил Блока, уже закончившего выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России».

 

21. Поэма «Двенадцать» - гимн революции?

 

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В "Двенадцати" поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.

В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "ветер веет снежный". В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в "Двенадцати" находит наиболее развернутое воплощение.

Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: "свищет ветер", "порхает снег" и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.

Двуплановость образного строя "Двенадцати" ярко проявляется уже в первой строфе поэмы: Черный вечер, Белый снег, Ветер, ветер!

В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться

примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом

"черного" и "белого". Автор конкретизирует содержание "черного вечера": "буржуй на перекрестке", "поп нынче

веселый", "барыня в каракуле". Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие

революционных перемен: поп — "стороной за сугроб", барыня — "к другой подвернулась: "Уж мы плакали, плакали...".

Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и

убийственно: "Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...".

Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он

использует сравнения — броские и емкие.

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой,

Поджавши хвост паршивый пес.

Но "пес" так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана: Стоит буржуй, как пес голодный. Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный. Стоит за ним, поджавши хвост.

Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — "пса безродного", который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: "Свобода, свобода, эх, эх, без креста!".

Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: "Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем". Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый. Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.

Поэма "Двенадцать" впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.

В поэме "Двенадцать" Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.

Поэма "Двенадцать" принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.

 

22. В.Маяковский. Жизнь и творчество.

 

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в семье лесничего, в селе Багдади. Учиться поэт пошел в классическую гимназию, но так и не смог ее закончить в связи с нехваткой денежных средств. Во время учебы он успел познакомиться с революционными стихами, которые оставили первый отпечаток данной тематики.

В 1905 году поэт участвует в забастовке и демонстрации в гимназии. После смерти отца (в 1906) Маяковский вместе с семьей переезжает в Москву. В Москве Владимир продолжает образование, но весьма серьезно начинаег заниматься революционной агитацией. За свои действия поэт был трижды арестован и даже отсидел в Бутырской тюрьме.

В 1910 году Владимир принял решение посвятить себя искусству и начинает подготовку к поступлению в школу живописи. В 1911 он успешно поступает в школу живописи и знакомится с организатором группы русских футуристов -Д. Бурлюком.

В1912 году Владимир начинает публиковать свои стихи и впервые славится как поэт. В 1914 он был выгнан из училища за публичные выступления. В этом же году вышла в свет поэма «Облако в штанах», вызвавшая немалый интерес у Горького.

С 1915 по 1917 год, Маяковский проходит военную службу в Петрограде. Революцию поэт воспринял восторженно, назвав ее «Моя революция». Поэт был одним из деятелей культуры, которые откликнулись на призывы государства, и стал создавать новую идеологию.

В этот период Маяковский публикует такие произведения, как: «Ода революции», «Наш марш» и «Левый марш»; Чуть позже Владимир поставил только что написанную пьесу "Мистерия-буфф", а в 1919 начинается написание поэмы «150000 000». В октябре 1919 года Маяковский начинает себя проявлять не только как поэт, но и как художник, и создает плакаты в "Окнах РОСТА". С 1922 года начинаются частые поездки за границу. Париж, Рига, Берлин оставляют свой отпечаток на стихах и рассказах Маяковского.

В 1925 году поэт отправляется через океан и посещает США и Мексику, где выступает со своими стихами. В 1927 году Владимир объездил около сорока отечественных городов и написал поэму «Хорошо». 14 апреля 1930 года Маяковский резко умирает, архивы его творчества переходят в руки Лили Брик. Через некоторое время она пишет письмо Сталину с просьбой помочь издания произведений Владимира Маяковского. По приказу Станина были задействованы многие ресурсы, и творчество поэта стало издаваться государственными типографиями.

 

23. В.Маяковский. Мотивы творческого одиночества и мечты о «вселенской» любви в ранней лирике.

 

В. В. Маяковский начат свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В "Манифесте" футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение "заумного языка"; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово) выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начате своего творческого пути.

Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения "Адище города" шокирует читателя:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

Но в другом стихотворении, "Ночь", перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы даже не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:

Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся 'К' н Раздали горящие желтые карты.

Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении "Шумики, шумы, шумищи", то загадочный и романтичный, как в стихотворении "А вы могли бы?":

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ, А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

С темой города перекрикивается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают ("Скрипка и немножко нервно", "Я"). В стихотворении "Дешевая распродажа" поэт говорит, что готов отдать все на свете за "единственное слово, ласковое, человечье". Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении "Лиличка (вместо письма)" и поэме "Облако в штанах" мотив неразделенной любви является ведущим. ("Завтра ты забудешь, что я тебя короновал", "Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг"). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а "облаком в штанах". Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме "Облако в штанах" показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика "долой":

Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваше государство! Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как "Нате!", "Вам!", является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается нал сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир...

Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая "на бабочку поэтичного сердца" взгромоздится в "калошах и без калош". Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее. чтобы выразить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское "Как часто, пестрою толпою окружен":

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в лицо железный стих, Облитый горечью и злостью.)

В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы:

Пролетарка, пролетарий, Заходите в планетарий.

Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении "Прозаседавшиеся" Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения ("а-б-в-г-д-е-ж-з-комы"), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении "О дряни" маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: "головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!"

В "Стихах о советском паспорте" автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество:

Читайте, завидуйте!

Я - гражданин Советского Союза!

К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как "Товарищу Нетте, человеку и пароходу", "Рассказ товарища Хренова...". Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:

 

Я знаю - город будет.

Я верю - саду цвесть, Когда такие люди

В Стране Советской есть.

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как "Поэт-рабочий", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Юбилейное", вступление к поэме "Во весь голос". Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом ("Во весь голос"), пишет, что работа поэта трудна, что "поэзия - та же добыча радия", и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это "острое и грозное оружие". Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был "наступать на горло собственной песне", и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве ("Неоконченное", "Письмо Татьяне Яковлевой").

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своею творчества ("Письмо товарищу Кострову..."), поэтому поэт уверен, что "мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...".

 

24. С.Есенин. Жизнь и творчество

 

Родился 21 сентября (3 октября нового стиля) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе.

Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А.Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появляются стихи Есенина.

В 1915 он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Его талант признают Городецкий и Клюев, с которыми его знакомит Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем - "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и другие (1914 - 1917).

В 1916 Сергея Есенина призывают на военную службу. Революция застала его в дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию ("..был первый в стране дезертир"), работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине.

Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918-21 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 - 23 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринимает длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 - 25 пишет такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму "Черный человек".

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Официальной версией смерти в гостиннице "Англетер" в Петрограде стало самоубийство, хотя и тогда и сейчас многие говорили о расправе над ним Советских властей. Причина была - в последние годы Есенин разочаровался в том пути, по которому пошла Россия под диктатурой большевиков и это нашло отражение в творчестве.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

25. С.Есенин. Художественный мир поэта.

Дмитрий Веневитинов писал: «Истинные поэты всех веков и народов были философами». Есенин давно признан великим русским национальным поэтом

мирового масштаба а его философия разлила, растворена в поэтических словесных образах. В атом трудность ее восприятия и понимания, но в атом и прелесть ее самобытности и неповторимости.

В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека.

Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина — «деревенская избенка» (так называется одно из ранних стихотворений поэта) с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и т. п.). В начат творческого пути Есенина — это реальная деревенская изба. С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище — изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» (или «райский») терем. На небесном престоле («златной тучке») — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения «Микола», «Сказание о Евпатии Коловрате...» и др.).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав