Читайте также:
|
|
Период 1871-1917 гг. - трудная и сложная пора в художественной жизни человечества. Великие социальные сдвиги этого времени: перерастание капитализма в империалистическую стадию, усиление классовой борьбы и национально - освободительных движений, раздел мира империалистами, первые войны за передел его, русская революция 1905 года и порожденный ею революционный подъем на Востоке и Западе, мировая война, свержение царизма и назревание социалистической революции в России - все это оказало огромное влияние на литературу и искусство всех стран и народов. Характерный уже для середины XIX в. процесс образования мировой культуры, который охватывал вначале только Европу, достиг теперь самых отдаленных уголков земного шара.
Главной особенностью критического реализма является изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами вместе с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
В этих условиях особенно важное значение приобретает борьба двух культур: передовой, демократической культуры народных масс и упадочной, реакционной культуры господствующих классов. Этой борьбой пронизана вся история литературы и искусства данного периода.
В основе эстетики символизма лежит идеалистическая концепция двоих миров: весь мир - лишь мир идей, понять который можно только через интуицию. Именно символизм - первое по времени возникновения модернистического направления в литературе и искусстве. Основными чертами символизма есть соблюдение идеалистической философии Платона, согласно которой весь мир - всего лишь тень, символ мира идей, понять который можно не умом, а интуицией; разочарование в реальном мире и потеря интереса к нему; интерес к минувшему, мифам, библейским сказаниям, античной литературе, к мистике, погружение в мир представлений.
Символизм - искусство синтетическое. Символисты намеревались объединить в одном произведении разные виды искусства - выразительность живописи, музьжальное звучание, ассоциированные возможности слова.
Появление и развитие разных направлений в литературе конца Х1Х-начала XX века - явление знаменитое и представляет собой интересную страницу в богатейшей копилке мировой литературы.
57. Поэзия А.Кушнера, О. Чухонцева, А. Ерёменко, Д. Пригова (на примере одного из поэтов)
В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Кушнер чужд формальным экспериментам, новаторству: белому стиху, верлибру, словотворчеству. Лучше всего о Кушнере сказал его современник Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере». Тот же Бродский дал общую оценку так: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский». Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.
Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.
58. Постмодернистские эксперименты (на примере прозы Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Маканина)
Постмодернизм — широкое культурное понятие, в чью орбиту последние два десятилетия
попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.
Другая особенность постмодернистской эстетики— онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределенностью.
Постмодернистские принципы философского маржинализма, открытости, описательное™, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Постмодернизм отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые считались периферийными.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии подвергли сомнению оригинальность творчества, „чистоту" искусства как индивидуального акта созидания, привели к дизай-низации. Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов....
Таким образом, термин «постмодерн/постмодернизм» не просто неудачен, но еще и трудно определим, различно толкуем, изменчив, неустойчив— «... не в силу слабости письма, а в силу текучести предмета» (Курицын, 2001: 27):«Нёудивительно, что в работах исследователей этого сложного феномена невозможно отыскать более или менее полное его определение». Но «несмотря на то, что понятие постмодерна способствовало формированию многих ложных представлений, все же мы не в состоянии подыскать для него лучшей замены», «термин уже получил распространение».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |