Читайте также:
|
|
Принцип методического сомнения Декарта заключается в том, что познание надо начинать со всеобщего и радикального сомнения. Декарт сомневается во всем, даже в собственном существовании. Достоверно только сомнение. Он сомневается в существовании всего, кроме сомнения, но сомнение есть акт мышления и, поскольку я сомневаюсь, я мыслю. А если я мыслю, значит я существую, говорит Декарт. «cogito ergo sum» - Я мыслю, значит я существую. Декарт является создателем дуализма. Он пытался обосновать свою философскую систему на основе существования 2-х субстанций – материальной и духовной. По Декарту мир состоит из 2-х самостоятельных и независимых друг от друга субстанций: 1) материальная, неотъемлемы атрибут которой протяжение 2) духовная, атрибут которой мышление. В отличии от Бэкона, Декарт отстаивает необходимость дедуктивного метода. Выделял 4 необходимых пребывания сознания: 1) допускать в качестве истинных только такие положение, которые представляются уму ясно и отчетливо, не вызывая сомнения в их истинности. 2) каждую сложную проблему расчленять на составляющие ее частные проблемы. 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. 4) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Учение о врожденных идеях Декарта: врожденные идеи – те, которые имеются в человеческом разуме с момента его рождения, н-р идея Бога, различные геометрические и матем. аксиомы. Н-р, такие как «из ничего не рождается ничего» его труды: "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой философии...") (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1649).
6, 7, 8. Рефлекси́я — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании. Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет распределить внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое расщепление или дублирование сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен. В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием. Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |