Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Б. Спинозы. Особенности его учения о субстанции.

Читайте также:
  1. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  2. I Цели и задачи изучения дисциплины
  3. I. Особенности детской иллюстрированной книги как специфического жанра
  4. I.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА
  5. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  6. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  7. III. Особенности программы.
  8. IV. Аспекты изучения языка в лингвистических традициях.
  9. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  10. Quot;Критическая" философия И.Канта

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя (по Декарту – это только Бог).

Мир также состоит из субстанций, которые сотворил Бог (сотворенные субстанции): материальная и духовная.

Бенедикт СПИНОЗА (1632-1677).

Один из последователей Декарта и яркий представитель европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос свободы и необходимости.

Важнейшая философская заслуга – подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.

За основу его философской системы была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был, в целом, согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Субстанция – единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Природа разделяется на творящую и сотворенную природы.

Главным недостатком декартовой теории Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость.

Он видел в нем противоречие между независимостью субстанций от всех, и одновременно зависимостью от другой субстанции – Бога.

Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений.

Под Богом Спиноза подразумевал существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

Будучи классической, эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность.

3 уровня познания:

1) Воображение (его характеризует беспорядочный опыт)

2) Ум (человек собирает знания с помощью доказательств)

3) Ум (знание достигается с помощью интуиции, без опыта и доказательств)

Модусы – процессы, которые порождает субстанция.

Атеизм Спинозы:

В своем определении природы как единой основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы, и тем самым о Боге как творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего».

Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога – природой.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав