Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Позитивизм и его разновидности.

Читайте также:
  1. Вакцины. Разновидности. Особенности применения.
  2. Валютный курс и его разновидности.
  3. Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
  4. Виды правоотношений. Юридические факты и их разновидности.
  5. Возникновение неопозитивизма. Логический позитивизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
  6. Вопрос 11. Основные школы современной философии: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм.
  7. Вопрос 31. Логико-эпистемологический подход к исследованию научного знания в эмпириокритицизме и неопозитивизме.
  8. Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
  9. Вопрос Философия позитивизма (первый, второй, третий)
  10. Вопрос №19: Сдельная форма оплаты труда и её разновидности.

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

Основателем этого направления является Огюст Конт. Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения.

Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет назначение позитивизма.

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон. Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усилениясвязи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

22Структура диалектики, принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении.

С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.

Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики.

Формы диалектики:

1) Античная (наивная) – Гераклит.

2) Классическая немецкая – Гегель.

3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая).

4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.

Уже в античной философии подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы).

Первоначально термином диалектика обозначались:

1) способность вести спор посредством вопросов и ответов;

2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Идеалистическая диалектика Гегеля – он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Диалектика – движущая сила всякого научного развертывания мысли.

Истинно научное понимание диалектики – Маркс и Энгельс, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие – движущая сила и источник всякого развития.

Предмет и структура диалектики. Ее исторические формы.

В структуре диалектики выделяют следующие разделы:

1. Общий характер диалектики как науки.

2. Основные принципы диалектики.

3. Основные законы диалектики.

4. Некоторые категории диалектики.

В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.

Диалектика имеет второй план (уровень построения).

Здесь диалектика – описание единого процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это конкретно всеобщая теория развития, опирающаяся на всеобщую теорию диалектики, и объединяющая реальные ступени развития мира и исследование сущности.

Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, то есть присуща бесконечному миру.

Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах:

Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления).

Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира).

В субъективной диалектике различают:

1) диалектику логического мышления;

2) диалектику познания в целом.

В этом плане диалектика выступает в трёх формах: объективная диалектика, логика и теория познания.

Диалектика как философская наука в целом выступает в качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и метода (способа), подхода к познанию и изменению мира.

1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика – Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика).

2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание – отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было.

3) Материалистическая диалектика Маркса (диалектика – органичная внутренняя часть материализма).

Основные законы диалектики:

Закон – необходимое, существенное, устойчивое; принятый принцип построения, …

Энгельс: закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.

Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.

Качество – внутренняя определенность вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определенность, другое качество). Второй момент в определении качества – специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти.

Качество – целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика.

Вещь обладает одним качеством и многими свойствами.

Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности).

Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи.Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений).

2) Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.

Борьба – активный характер противоречия.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

3) Закон отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

Законы диалектики всеобщие – могут использоваться в разных науках = методология.

23 Парные категории диалектики, их методологическое значение.

Шесть пар категорий:

1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.

Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.

2) Причина и следствие.

Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.

3) Сущность и явление.

Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи.

Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.

Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.

Нам даны явления со скрытой в них сущностью.

4) Необходимость и случайность.

Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости.

5) Форма и содержание.

Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание.

6) Возможность и действительность. Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией.

24. Бытие и небытие как исходные философские категории, становлени е философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Греческая философия.

Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей?

Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Парменид.

Понятие «бытие» - впервые выработал Парменид. Также он впервые поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие.

В центре внимание – проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

Бытие есть, а небытия нет, т.к. бытие можно выразить в мысли, то чего нет, выразить в мысли нельзя.

Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.

Ибо «одно и то же есть мысль и бытие».

Бытие – это то, что есть всегда, оно едино и вечно – главные признаки. Вечность бытия и его единства неразрывно связаны. У бытия нет прошлого и будущего, поэтому оно едино и неподвижно, потому что движению нельзя взяться из того, что неподвижно.

Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.

Античное понимание.

Бытие – сливалось с бытийным процессом и положительными нравственными моментами.

Платон.

Бытие – это то благо, к которому надо стремиться.

Гегель.

(исходя из диалектики Гегеля) В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие.

«Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.

Марксизм.

Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его.

Сущность Материалистического Понимания Истории заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества – общественное бытие.

Общественное бытие – философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи (материальный мир).

Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи).

В силе того, что есть объективное и субъективное начало, то есть более широкое понятие «бытие» чем объективное (т.к. есть еще и субъективное).

НО: есть бытие материальное – производственное; и идеальное бытие.

Дюрик.

Бытие едино – идеалистическое понимание.

Бытие – философская категория, означающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.

Небытие – его противоположность.

Становление философского понятия материя.

Платон: его учение о мире людей и мире вещей.

Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна.

Мир чувственных вещей – результат оформления материи и сущностей.

Декарт.

Материя – бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия.

Французские материалисты: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри:

Более развитый характер материализма

Материя – бесконечная совокупность вещей, предметов.

Материя тождественна природе, следовательно более глубокая разработка атрибутов материи (движения, пространства, времени).

Руссо

Материя и дух – 2 извечно существующих начала.

В вопросах теории познания придерживался идей сенсуализма (сознание через ощущения (опыт)), хотя и был сторонником врожденности нравственных идей.

Поль Генрих Дитрих ГОЛЬБАХ.

Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она – своя собственная причина.

Все материальные тела состоят из атомов.

Гольбах дал «классическое» определение материи:

МАТЕРИЯ есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

Кант.

Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).

Фейербах.

Материя в познании: Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием.

Учение о материи. Проблема материального единства мира.

Любая вещь обладает... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи.

Материя как субстанция – причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства.

Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение.

К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи.

Если пространство и время – формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи.

Реальный мир – это последовательность бесконечного числа форм материи и соответствующих им форм движения и развития.

Форма материи – это вид материи, материя на определённой ступени развития.

Основные формы материи:

1) Физическая – масса-энергетический мир.

2) Химическая.

3) Биологическая – способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основным химическим компонентом которого выступают белки, углеводы, жиры и т.д.

4) Социальная – появление человека.

Если раньше материя отождествлялась с атомом, то сейчас открыт электрон и материя относительна => природа бесконечна.

Виды материи:

1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма.

2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющейся в общих свойствах и специфических для данной формы материи способов существования.

Движение – всеобщее и неотъемлемое свойство (атрибут) материи.

25Философское учение о формах бытия материи, движения, пространства и времени. Классификация основных форм движения.

МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независимо от сознания) реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них.

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи.

Пространство – протяженность, сосуществование вещей, время – длительность.

На уровне понятий протяженность и длительность выражаются в абстрагируемых от них признаках – измерениях.

Пространство характеризуется двумя измерениями, время одним: оно течет от прошлого к настоящему и к будущему.

Одномерность времени связана, поэтому с однонаправленностью и необратимостью.

Пространству свойственна обратимость, движение возможно в прямом и обратном направлении.

Пространство и время обладают однородностью, различные точки пространства одинаково тождественны, также и моменты времени. Пространство изотропно, т.е. все направления в пространстве равноценны, одинаковы.

Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи.

Общая теория относительности ввела понятие о кривизне пространства.

Теория относительности…

– подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывные связи друг с другими материями.

– дала толчок и материал для существенного углубления научно-философской концепции пространства, времени, движения и материи.

– В науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени.

Движение – способ существования материи.

Движение есть абстрактная сторона развития.

Движение – изменение вообще. Все вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое.

Движение и покой. Движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это значит, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся.

Покой и движение не являются полноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой как относительный.

Покой относителен в двух смыслах:

1) В пределах каждого покоящегося происходят непрерывные изменения, подрывающие покой изнутри.

2) Всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Так как всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему.

Понятие движения получает широкий и узкий смысл:

В широком смысле движение целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движения.

В узком смысле движение за вычетом покоя.

материя и движение неразрывно связаны. Как нет материи без движения, так нет движения без материи. Движение принадлежит материи, являясь ее способом существования, свойством материи.

Попытку оторвать движение от материи предпринял в начале двадцатого века Освальд (махизм). Он полагал, что противоположность материализма и идеализма может быть преодолена, если понятия материи и духа заменить нейтральным понятием энергии, но это просто изменение терминологии.

Освальд фактически рассматривал энергию, как существующую объективно, вне сознания. С появлением соотношения массы и энергии, энергетизм стремился доказать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако эта формула фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.

Форма движения материи – специфический способ существования различных качественно определенных материальных объектов.

5 форм движения:

1) Социальная (труд, общественное пр-во).

2) Биологическая (жизнь).

3) Химическая (реакции).

4) Физическая.

5) Жизнь – высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизведением, разноуровневостью открытых систем, основу которых составляют белки, нуклеинов кислоты.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.024 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав