Читайте также:
|
|
Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории.
К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро, Ламетри.
1. Вольтер Франсуа - один из основоположников французского Просвещения, который:
• выступал против религии, особенно католицизма;
• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
• выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма").
2. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье, который:
• выступал с позиций деизма;
• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
• отвергал идею бессмертия души;
• считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
• видел влияние климата и географии на устройство общества;
• выдвинул идею "разделения властей" - законодательную, исполнительную и судебную;
• выступал за верховенство закона.
3. Жан Жак Руссо основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
• видел в Боге мировую волю и мировой разум;
• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир;
• предлагал создать заменитель религии - "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
• был сторонником эмпирического (опытного) познания;
• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
• обосновал право народа на восстание;
• власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы;
• в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм— направление в философии, не признающее самостоятельного духовного начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Видными представителями атеистическо-материалистической философии являлись Ламетри и Дидро.
4.Жюльен Ламетри:
• полностью отвергал идеализм и теологию;
• считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции - материи, которая несотворима, вечна;
• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
• считал частную собственность гарантией свободы человека;
• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
5.Дени Дидро - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Философские взгляды Дидроблизки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
• признавал материю единственно существующей субстанцией;
• движение объяснял таким свойством материи, как разнородность;
• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
• в основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а идеалом экономики - частную собственность.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |